22.03.2017 10:30

Игорь Орлов: Арктика – это новые возможности для всего мира

О том, как область готовится встречать гостей Международного Арктического форума, почему китайцев интересует Русский Север, о том, что Арктика – это отнюдь не только углеводороды, и о том, как справиться с оттоком населения с Севера, где зарплаты стали ниже, чем в московском «Макдональдсе», губернатор Игорь Орлов рассказал в интервью ТАСС.

Гости смогут жить на ледоколе

– Игорь Анатольевич, как идёт подготовка к форуму, насколько представительным он будет?

– Скорость, с которой меняется ситуация вокруг форума, как растёт число событий, с ним связанных, невероятная. Я хорошо помню, как в первый раз по инициативе Дмитрия Рогозина (вице-премьера Правительства РФ, председателя Госкомиссии по вопросам развития Арктики. – Прим. ред.) встал вопрос о закреплении площадки проведения форума в одном конкретном городе.

Мы представили свои презентации, и после почти годовой напряжённой работы в ноябре 2016 года было подписано распоряжение Правительства России о проведении форума «Арктика – территория диалога» в Архангельске раз в два года при непосредственном участии президента и глав иностранных государств. Оргкомитет принял решение провести форум в конце марта, и на подготовку у нас было всего четыре месяца.

Первоначально предполагалось, что в форуме примут участие 400–600 человек. Но за время подготовки интерес к нему в мире настолько возрос, что число участников практически утроилось. Для региона это сверхзадача. Мы провели дополнительную мобилизацию вплоть до задействования частных домовладений в приёме гостей, как это бывает, когда, например, на Соловках собираем большие мероприятия, или как в позапрошлом году во время приезда Патриарха.

Как на юге России, так и на севере у нас есть общая традиция. Для нас гость – посланец Бога, принять гостя – большой почёт и уважение. Часть людей мы разместим на ледоколе, который будет стоять на набережной в Архангельске. 180 участников международного молодёжного форума «Арктика – сделано в России» будут размещаться в палатках, со всей атрибутикой, системой жизнеобеспечения. Они будут жить недалеко от Малых Корел под Архангельском.

Форум для нас – с одной стороны,  большой вызов, а с другой – возможность проявить потенциал региона. Все ресурсы мы будем задействовать для того, чтобы гости уехали с хорошими воспоминаниями о городе.

– Насколько готова индустрия гостеприимства – рестораны, кафе – к такому наплыву гостей?

– Я встретился со всеми собственниками гостиниц, со всеми руководителями ресторанов, которые будут работать на форуме. Я лично каждого пригласил к себе, мы поговорили о трудностях, которые ждут в эти два-три дня. Мне диалог понравился. Я рассчитываю, что мы сможем проявить самые лучшие качества и поморской кухни, и поморского гостеприимства.

Участников форума будет обслуживать спецтранспорт, порядка 400 единиц. Будут, безусловно, определённые ограничения, связанные с приездом высоких гостей. Но мы уже сегодня предупреждаем людей. При этом мы работаем с перевозчиками – такси и другими видами общественного транспорта – чтобы качество обслуживания гостей и взаимодействия с ними было максимально комфортным.

Уже сейчас мы видим, как бизнес включается в эту работу. Например, в ближайшем будущем в Архангельске появятся, как минимум, две новые гостиницы известных международных сетей.

До Китая – рукой подать

– А кто из гостей приедет? Было заявлено о представительной китайской делегации.

– Приезжает большая делегация –более 70 человек во главе с вице-премьером Госсовета Китая господином Ван Янем. В рамках форума будет работать межправительственная группа по сотрудничеству России и Китая, которую с нашей стороны возглавляет Дмитрий Рогозин. Уже сами китайцы заявляют, что впервые в истории Китая, в истории российско-китайских отношений будет направлена делегация так далеко на север.

– Какие проекты предполагается обсудить с китайскими участниками форума?

– «Белкомур» – это трансрегиональная магистраль, которая идёт по маршруту Пермский край – Республика Коми – Архангельская область – Мурманская область. Этот проект раскрывает массу возможностей.

Китайские инвесторы заинтересованы и в строительстве Архангельского глубоководного порта, о чём мы подписали соответствующее соглашение. Северный морской путь сегодня является самым коротким путём из Азии в Европу, и он открывает новые возможности. Азиатские страны уже строят суда соответствующего ледового класса, чтобы иметь возможность оперировать на этом направлении.

– Сколько китайские инвесторы готовы вкладывать, инвестировать в «Белкомур»?

– Весь проект – 350 млрд рублей. Проект должен окупиться через заключение концессионного соглашения. Плюс соответствующее участие государства, потому что государство станет собственником этой дороги, а РЖД будет оператором.

– Существует проект глубоководного морского порта в Архангельске. Можем ли мы говорить о сроках реализации этого проекта? Об эффекте, который ожидается для региона и в целом для Арктической зоны?

– Мы рассчитываем реализовывать этот проект с 2023 до 2027 года в зависимости от условий его продвижения. Сегодня вопрос морской логистики становится приоритетным, потому что скорость, надёжность и объёмы доставки постоянно возрастают. С этой точки зрения, развитие портов – это хороший приоритет, поскольку перевозка грузов по морю накладывает меньше ограничений, чем сухопутная, связанная с пересечением границ.

Поэтому естественно, что Архангельск предлагает инвесторам проект глубоководного порта, тем более что он является портовым городом ещё со времён Ивана Грозного. Мы провели ряд геологических изысканий. Если запускаться в следующем году, то первая очередь порта заработает не позднее 2023 года.

– Там нет приоритета у инвесторов?

– Есть. Китайцы заинтересовались первыми, и они подписали с нами соглашение по глубоководному порту. Это естественно, потому что они работают с «Белкомуром».

– О какой сумме мы говорим?

– 40 миллиардов рублей – первая очередь. В целом проект порта, который мы представляем, позволяет увеличить существующие мощности в два-три раза. Там зависит, будут ли контейнерные перевозки, какие грузы пойдут в Россию и из России. Всего намечено три очереди с общей стоимостью – но это очень предварительная оценка – 60–65 миллиардов рублей. Соглашение подписано с Poly Group.

От каждого проекта ждём налоговых поступлений

– Каждый форум ориентирован на разные направления. Петербургский – это большое количество соглашений о партнёрстве. Сочинский – это региональная повестка. Что вы считаете главным для Арктического форума?

– Говорить об Арктике только с точки зрения углеводородного сырья – это значит её примитивизировать. Мы понимаем, что Арктика – это новые возможности для всего мира, это огромная кладовая. Например, сегодня вопросы чистой воды становятся на один уровень с углеводородами, а Арктика – это невероятный запас чистой воды, это чистый воздух, это особая биосфера.

И, конечно, о вопросах экологии. Сейчас президент России лично курирует программу очистки арктических территорий. За последние годы более 40 тысяч тонн отходов хозяйственной деятельности прошлых лет вывезено из Арктики. И эта работа будет продолжена.

– Какой экономический эффект вы ждёте от разработки Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле?

– Что касается Павловского месторождения, то у инвестора – «Атомредметзолото» – есть своя модель добычи и последующей реализации ресурсов с этого месторождения. Мы с ними в активном диалоге. Они будут, кстати, участвовать в форуме. И мы рассчитываем, что планы, связанные с началом разработки в 2019 году этого месторождения, будут реализованы.

Мы от каждого проекта ждём налоговых поступлений. Это очень хорошо показано на добыче алмазов, где взаимодействие власти и инвесторов показало свою высочайшую жизнеспособность. Это и рабочие места, и социальные проекты, и налоговые доходы для региона.

– Какие ещё месторождения на территории Архангельской области планируется взять в разработку?

– Открыта серия месторождений алмазов, но, чтобы их добывать, нужно подтвердить экономическую целесообразность. Делается дополнительное бурение, замеряется процент отдачи алмазов.

В пещеру возвращаться не собираемся

– Национальный общественный стандарт «Экологическая безопасность Арктики» – первая масштабная общественная инициатива, имеющая целью усиление внимания к проблемам сохранения окружающей среды Арктической зоны. На ваш взгляд, готовы ли хозяйствующие субъекты, бизнес взять на себя правила безопасного поведения?

– Конечно, готовы. И это подтверждает тот большой проект, который мы реализовали с «ЛУКОЙЛОМ» и АЛРОСА при добыче алмазов. Там же была жесточайшая экологическая экспертиза, и все нашли правильные решения, и добыча производится.

Другое дело, говоря об экологических проектах, нельзя впадать в другую крайность – возвращать человека в пещеру. Ведь самым страшным существом, кто нарушил экологию на планете, был тот человек, который высек искру из двух камней в пещере. Он вмешался в естественный процесс, он создал источник тепла помимо тех, что создавала природа.

Он нарушил экологический природный баланс. С того момента мы нарушаем экологию. И говорить, что ради собственной жизни мы должны вернуться в пещеру – это глупость очевидная.

Но мы не должны отходить от принципов, необходимо, чтобы баланс соблюдался: вырыли яму – закопайте обратно, срубили дерево – посадите новое, поймали рыбу – сделайте всё, чтобы экологический баланс сохранился.

– Сейчас активно обсуждается вопрос опорных зон в Арктике, который предполагает взаимодействие между арктическими регионами. На форуме будет представлена опорная зона «Архангельская». О чём идёт речь? Можем мы говорить о выгодах, которые принесёт региону и соседним регионам реализация данного проекта?

– Идеология опорных зон находится на стадии формирования. В Архангельскую опорную зону войдёт целый ряд ключевых для нашего региона проектов, а её эффект будет ощутим для всей Российской Арктики. Помимо «Белкомура» и глубоководного порта, опорная зона будет включать лесопромышленный и судостроительный кластеры, проекты по добыче полезных ископаемых, например, добыче алмазов и разработке Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле, использование водных ресурсов, создание территорий опережающего развития, формирование производственно-логистического комплекса Минобороны, а также создание новых кластеров: биологического, рыбохозяйственного и образовательного.

Опорная зона призвана отрабатывать ещё и социальные решения. Это медицина, образование, социальные услуги для арктической территории.

Нужны новые формы льгот и преференций

– Тема «Человек в Арктике» будет одной из ключевых на форуме. Из Архангельской области, как и из многих северных территорий, люди уезжают, и переломить тенденцию сложно. Что необходимо сделать для региона, что делается, чтобы остановить тенденцию и сделать территорию более привлекательной?

– Кто знает ответ, тот великий человек. Мы над этим много работаем. Впервые в истории на форуме «Арктика – территория диалога» соберутся высшие государственные чины, руководители государств, руководители арктических регионов нескольких стран в рамках северного форума. Это будет региональный уровень власти. Будет ещё впервые в истории площадка арктических муниципалитетов. И, разложив все составляющие, форум даст возможность всем обозначить задачи и интересы, которые их волнуют.

Мы ведь прошли в советское время этап формирования арктической индустрии через инструмент, называемый «льготы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»: районный коэффициент, повышенная зарплата. Мы живём с ними, но произошла их трансформация, их привлекательность поменялась. Сегодня зарплата в Москве выше, чем в Архангельске, хотя у нас есть районный коэффициент. Зачем ехать в Арктическую зону строить корабли, если в Москве в «Макдональдсе» можно заработать те же деньги? Я немного утрирую, но смысл такой.

Сегодня система преференций, которые вынужден нести малый и средний бизнес за счёт того, что продекларировало государство, делает его нерентабельным и неинтересным. У нас сейчас крупными предприятиями владеют ИП (индивидуальные предприниматели. – Прим. ред.) и нанимают на работу тоже ИП. И нет никакой акселерации этого бизнеса. Уходят от социальных обязательств.

Происходит выхолащивание социальных гарантий для северных территорий. Они упрощают себе систему налогообложения, снижают объём выплат во все виды бюджетов, а бюджет платит пенсии, оказывает льготы врачам и учителям с районным коэффициентом и с тем же набором льгот. Где ресурс взять?

– А есть эффект от вашего разговора с президентом?

– Да, есть. Идёт активная проработка в правительстве России, отработка этих документов. Мы в серьёзном диалоге. Я рассчитываю на поддержку коллег-губернаторов, чтобы более предметно заявить это на федеральном уровне.

– Но в какую форму это может быть облачено?

– В форму налоговых преференций за счёт фонда социального страхования. Это должно быть решение государства. Мы предложили источник. Мы предложили уменьшить объёмы отчислений на три процента. И когда на Дальнем Востоке объём выплат в социальные фонды снижен с почти 30 процентов до семи процентов, мы говорим только о трёх процентах. Если поменять конструкцию, мы сможем ставить вопрос перед малым и средним бизнесом об их ответственности.

А вопрос энергетики в Арктике? Вопрос логистики? Магазин, который стоит за тремя реками и вынужден везти товары с учётом стоимости переправ, не может продавать по той же цене, что и в Архангельске. А у нас в регионе 71 тысяча рек и 59 тысяч озёр, и они оказывают непосредственное влияние на логистику и, в конечном счёте, социальную сферу. Например, в отдалённых территориях области достаточно быстро доставить больного из дальней деревни в областной центр можно только вертолётом или зимником, или другими особыми решениями. Всё это требует внимания и обсуждения. И такая возможность по этой теме и другим будет у всех нас на форуме «Арктика – территория диалога».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
(По материалам информационного агентства ТАСС)