26.07.2018 10:18

Выборы 9 сентября: «Дойти до каждого избирателя»

Фото автора.

Председатель избирательной комиссии МО «Город Архангельск» Александр Кузнецов об уровне политической конкуренции, электоральной культуре молодёжи и особенностях выборной кампании 9 сентября 2018 года. 

– Александр Александрович, вы почти год возглавляете избирательную комиссию Архангельска. Уже прошли федеральную кампанию – выборы Президента РФ. Впереди – выборы регионального и муниципального уровня. Как идёт подготовка?

– В избирательной системе я работаю с 2011 года, но в статусе председателя избирательной комиссии это будет моя первая местная выборная кампания. У выборов разного уровня есть свои нюансы. Для нас самая кропотливая и самая серьёзная кампания – это муниципальные выборы. На нашу комиссию в первую очередь возложена обязанность непосредственной организации выборов: от финансирования до регистрации кандидатов и подведения итогов голосования.

– Произошли ли какие‑либо изменения на уровне муниципальных выборов – в Архангельскую городскую Думу?

– Да. Во-первых, у нас увеличилось число избирательных участков. Если раньше на территории города работало 140 избирательных комиссий, то сегодня их 142. Два новых избирательных участка появились в микрорайоне, где сегодня ведётся активная жилищная застройка. Соответственно, там увеличилось количество избирателей. Первая создана на базе школы Соловецких юнг по адресу: улица Галушина, 25, корпус 1, вторая – на базе школы №27 по адресу: улица Кирова, 7.

Во-вторых, на муниципальных выборах, так же, как и на выборах в областное Собрание депутатов, голосовать будет можно до 22.00. Но вот процедура голосования по месту нахождения, а не по месту регистрации на выборах в гордуму не предусмотрена. Эта возможность была востребована избирателями в минувшую президентскую кампанию. Правда, здесь важно понимать нюанс. Если в президентской кампании округом была вся территория РФ, и вы могли свободно проголосовать, находясь в Калининграде или Владивостоке, то на выборах депутатов областного Собрания мы ограничены пределами Архангельской области и Ненецкого автономного округа. То есть проголосовать, например, в Вологде, нельзя.

В-третьих, у нас предусмотрено досрочное голосование. С 29 августа по 4 сентября можно будет проголосовать досрочно в помещениях территориальных избирательных комиссий, с 5 по 8 сентября – в помещениях участковых избирательных комиссий. Но и здесь есть нюанс – гражданин должен подойти в свою избирательную комиссию по месту регистрации. Право выбора куда идти – по месту регистрации или месту нахождения – у него нет.

Традиционно будет организовано голосование на судах, которые в день голосования будут находиться в рейсах. Оно запланировано на 18 августа. Мы сейчас собираем информацию о количестве избирателей. По нашим прогнозам, избирательные участки откроются на более чем 50 судах. Организацией голосования будет заниматься Южная территориальная избирательная комиссия, которая охватывает территорию округов Варавино-Фактория и Майская Горка.

Ну и последнее новшество связано с увеличением количества комплексов по обработке избирательных бюллетеней (КОИБ). Если на президентской кампании в Архангельске их было 67, то в сентябре их количество составит 91. КОИБы будут находиться во всех округах, кроме Исакогорского и Цигломенского. Мы надеемся, что это не только создаст максимальное удобство для избирателей, но и в какой‑то степени сделает эффективнее работу самой комиссии.

– Как за последние годы, на ваш взгляд, поменялось электоральное поведение граждан, насколько они активны в своём выборе?

– Последняя президентская кампания показала, что, например, по городу Архангельску был достаточно неплохой скачок по явке. Люди сегодня заинтересованы, у них меняется политическое сознание. У многих избирателей уже сформировались определённые политические предпочтения, которые они не боятся выражать.

– Насколько активна в этом процессе молодёжь?

– Мы очень тесно работаем с молодёжью: встречаемся с молодёжными советами, участвуем в работе молодёжных форумов, в научно-практических конференциях. На уровне субъекта – при областном избиркоме – работает молодёжная избирательная комиссия. На мой взгляд, у нынешней молодёжи более зрелое политическое сознание, она более активно откликается на изменения в общественной и политической жизни страны, высказывает свою заинтересованность. Но с молодёжью необходимо постоянно разговаривать. Причём это обязательно должен быть диалог. Только в этом случае у них загораются глаза, они начинают задавать вопросы, предлагать новые идеи. Например, в последнее время я часто слышу от молодёжи предложение о введении обязательного голосования. Безусловно, это не коррелируется с нашей Конституцией, но это свидетельствует об уровне осознания гражданского долга, важности не только самого выбора, но и права на выбор.

Кстати, молодёжь активно откликается на призыв посмотреть на избирательный процесс изнутри – в качестве общественных наблюдателей.

– Что вы обычно говорите молодёжи, чтобы пригласить на выборы?

– Каждому избирателю в первую очередь необходимо понимать, что сегодня и сам ход истории, и наша Конституция определили в качестве единственного источника власти в Российской Федерации её многонациональный народ. А высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдумов у нас достаточно давно не проводилось, а что касается свободных выборов – это как раз тот день, когда избиратель может прийти и власть, как элемент части народа, проявить. К сожалению, очень многие граждане ошибочно полагают, мол, что если я не приду на выборы, то от этого кому‑то станет хуже. На самом деле от этого станет лучше неким нечистоплотным кандидатам или политическим объединениям, которым не нужна высокая явка. А вот если люди придут и проголосуют, то тогда вес каждого голоса увеличивается. Потому что когда приходит большее количество людей, могут исключаться вопросы подкупа избирателей, возможные злоупотребления должностным положением. Чем больше людей приходит, тем сложнее повлиять на этих людей. Когда мы встречаемся с избирателями и призываем их приходить и голосовать, мы об этом говорим. Не нужно разбрасываться тем, что дала Конституция – это ваше неотъемлемое право. Оттого что вы не пришли и не проголосовали, вы сделаете хуже только себе, потому что потом очень тяжело пенять на власть, жаловаться на неё – ведь вы не приняли участия в её формировании.

Это мы говорим не только молодёжи, а всем гражданам, с которыми проводим встречи. Наша задача – не просто проинформировать о предстоящих выборах, а лично дойти до каждого избирателя. Позиция Центральной избирательной комиссии Российской Федерации тоже во многом на это направлена.

– Избирательная комиссия активно разговаривает с избирателями. А политические партии? Изменилась ли за последние годы качественная составляющая политической коммуникации с людьми?

– Безусловно, определённая положительная динамика в этом процессе есть. Например, с развитием информационных технологий многие процессы коммуникации политических объединений и избирателей, да и в целом вектор общественно-политической жизни переместились в плоскость социальных сетей. Здесь у многих партий достаточно грамотно выстроена работа как по продвижению общеполитической стратегии, так и по персональной работе с избирателями. И эти процессы не могут не радовать. Потому что, с одной стороны, люди более активно вовлекаются в избирательный процесс, а с другой – формируется новый качественный уровень политической конкуренции.

– На ваш взгляд, на выборах какого уровня политическая конкуренция выше?

– Уровень политической конкуренции на региональных и муниципальных выборах, безусловно, всегда выше. Здесь мы всегда сталкиваемся с большей активностью кандидатов, здесь, как правило, больше жалоб кандидатов друг на друга, более активно привлекает интерес к тем процессам, которые происходят в субъекте. Кандидатов больше, они более активно работают.

– Раз уж мы заговорили о политической конкуренции… С начала 2000‑х годов в избирательной системе России появился такой правовой феномен как избирательный спор. Его основанием является жалоба по факту нарушения избирательных прав. Не секрет, что некоторые политические партии превратили этот феномен в политическую технологию, когда цель инициации подобного спора не стремление восстановить нарушенное право, а целенаправленное создание ощущения нелегитимных выборов.

– У любой избирательной технологии есть две стороны: правовая и политическая. Политические технологии для избирательной комиссии не имеют никакого значения. Мы работаем только с правовой. Безусловно, иногда мы ощущаем попытки отдельных кандидатов или политических объединений сместить акценты избирательного спора из правового поля в политическую плоскость. Но мы всегда руководствуемся буквой закона. В этом плане избирательное законодательство достаточно объёмно и формализовано – в этом наша защита и наша сила. Кроме того, в Архангельской области уже сформирована своя неплохая правоприменительная практика, которой мы также руководствуемся в своей работе. На данный момент я могу точно сказать, что не было жалоб, которые мы не смогли разрешить или которые могли повлиять на ход волеизъявления избирателей.

С другой стороны – использование подобных технологий со стороны кандидатов или политических объединений – это сигнал для избирателей: насколько та или иная партия готова играть по правилам, готова действовать в интересах своих избирателей, своего региона, своей страны. Например, когда подаётся жалоба, в которой указывается на факт подкупа избирателей. Здесь задача избирателя – улавливать фальшь и не позволять вводить себя в заблуждение. К счастью, подобных фактов в Архангельской области происходит всё меньше. Во-первых, электоральная культура граждан стала гораздо выше. А во‑вторых, ряд ответственных партий стали ещё на уровне внутрипартийного отбора отсекать любые попытки нечестной конкуренции и грязных технологий.

– Если посмотреть на выборные кампании последних лет, на какие нарушения чаще всего жалуются и сколько жалоб находит реальное подтверждение?

– Значительная часть жалоб на выборах любого уровня – это жалобы на нарушение порядка проведения предвыборной агитации. Например, выпуск листовок, которые не были оплачены из избирательного фонда кандидата, или их незаконное распространение. В любом случае все обращения членами избирательной комиссии рассматриваются в течение нескольких часов, при необходимости подключаются правоохранительные органы.

Был у нас случай на городских выборах в 2013 году, когда после регистрации кандидата к нам поступило решение о том, что у него появилась судимость. В этом случае мы были вынуждены обращаться в суд, потому что на уровне комиссии мы не могли отменить его регистрацию.

Бывают нарушения на стадии сбора подписей. Когда кандидаты по незнанию неправильно заполняют подписные листы, форма которых утверждена федеральным законом и не может быть изменена. В результате мы признаём подпись недействительной. Начинаются жалобы и суды. Но здесь законодатель чётко определил, что несоблюдение формы или определённая выбраковка подписей является основанием для того, чтобы отказать в регистрации.

– Вы говорили о том, что политические объединения в последнее время активны в социальных сетях. Вы отслеживаете нарушения в этой сфере?

– Обязательно, мир меняется стремительно, избирательная система динамична, поэтому и работа избирательных комиссий не стоит на месте. Да, у нас были факты, когда в день выборов в социальных сетях появляются призывы прийти и проголосовать за того или иного кандидата или политическое объединение. Они фиксируются, проверяются, в том числе с подключением правоохранительных органов, по ним принимаются соответствующие решения. В этом поле нам ещё предстоит нарабатывать свою правоприменительную практику.

Политический расклад

На выборах в Архангельскую городскую Думу будут участвовать семь политических партий

Своих кандидатов представили:

  • «Справедливая Россия»;
  • «Единая Россия»;
  • КПРФ;
  • «Коммунисты России»;
  • «Яблоко»;
  • «Родина»;
  • ЛДПР.

Их списки кандидатов по единому и одномандатным избирательным округам уже заверены избирательной комиссией г. Архангельска. Самый многочисленный из списков кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому округу, представили партии «Коммунисты России» и «Единая Россия»: 48 и 47 человек соответственно. Самый малочисленный у партии «Яблоко» – 17 человек.

По одномандатным округам по 15 кандидатов выдвигают партии «Единая Россия», «Родина», по 14 человек – партии КПРФ и «Справедливая Россия». Чуть меньше у ЛДПР – 13 человек. В списках партий «Яблоко» и «Коммунисты России» по 5 и 3 кандидата-одномандатника соответственно.

Кроме того, по данным на 23 июля 2018 года, в выборах планируют участие 18 самовыдвиженцев.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анастасия ВОЛОДИНА