07.07.2016 16:26

Надежда Виноградова: Законы о тишине, о детях войны и поддержке семей отвечают конкретным запросам людей

Надежда Виноградова. Фото Ивана Малыгина

Прошедшая сессия областного собрания стала завершающей в этом политическом сезоне. О том, какие решения на ней были приняты и каковы итоги политического сезона в целом мы поговорили с депутатом областного собрания Надеждой Виноградовой.

- Прошедший политический сезон в облсобрании был обусловлен острой социальностью. Большинство вопросов, которые мы рассматривали в комитетах и комиссиях, было связано с решением социально-экономических проблем региона. Экономический кризис, падение жизненного уровня населения по России в целом и в Архангельской области в частности говорит о том, что сегодня нужно активно поддерживать незащищенную часть населения. Поэтому на недавней сессии были приняты долгожданные законопроекты о социальных пособиях, о социальной поддержке семей, которые имеют детей.

- После завершения сессии в интервью «Правде Севера» вы посетовали на то, что растет государственный долг Архангельской области. Сейчас он составляет 33 миллиарда рублей, но что самое интересное, большая часть этой суммы, это коммерческие кредиты. Они, как известно,  не дешевые. А для нашей области правительством России не предусматриваются бюджетные кредиты, ведь они гораздо дешевле?

- Объем долга не страшен и не так критичен. Критичным является возможность его погашения. Я могу сказать что цена обслуживания этого долга больше миллиарда рублей. Текущее состояние и финансовый бюджетный прогноз не дают оснований в текущей перспективе рассчитывать на то, что сам долг будет погашен. Однако, в регионе идет работа по замещению дорогих кредитов,  более дешевыми. Сегодня дешевых кредитов - 76% , более дорогих - 23%.  Дорогие это коммерческие, дешевые это бюджетные федеральные кредиты со ставками  0.1, 0.5, 2%. Экономия бюджета, в результате оформления долга бюджетными заимствованиями, составляет 200 миллионов рублей. Поэтому говорить,  что управление государственным долгом ослабло,  было бы не верным. Долг большой, его нужно контролировать, есть план мероприятий по его снижению. Ведь одно из самых главных условий получения кредита — это как раз снижение общего государственного долга субъекта. Если бы мы его не выполняли, мы бы не получали федеральные бюджетные кредиты. За последний год мы получили более 15 миллиардов бюджетных кредитов по ставке 0.1 %. 

Главная цель долговой политики правительства Архангельской области это ограничить рост государственных обязательств. Самое главное - изменить структуру, чтобы мы видели, что, меняя ее, мы снижаем стоимость этих кредитов. Если раньше, я помню, была ставка 19 - 20%, сегодня она по коммерческим кредитам дошла до 8 - 9%. 

Но останавливаться на этом нельзя. Долг огромный, практически подходит к собственным доходам. Поэтому надо включать все инструменты сокращения госдолга, которыми позволяет пользоваться закон.

- Но ведь есть еще и другие последствия наращивания госдолга - закредитованность бюджета, падение инвестиционной привлекательности и в целом имиджевые потери из-за закредитованности. Один из путей вы назвали - это работа над увеличением доходной части бюджета…

- У нас очень много социальных обязательств перед людьми, первая задача - исполнить майские указы президента. А раз так, то нужно думать о доходах. Будут доходы у субъекта - значит,  у нас будет и возможность осуществлять эти расходы. Пополнять доходную часть можно различными способами. В списке первоочередных мер - увеличение рабочих мест. Будут у нас рабочие места, будет НДФЛ, будет налог на прибыль. Другая задача -  собираемость налогов, снижение недоимок, которые сегодня присутствуют, сокращение роста расходов. Но главный аспект нашей общей работы - создавать условия для инвестиционной привлекательности региона. Чтобы сюда шли инвесторы, готовые создавать здесь производства, и платить здесь налоги, обеспечивать людей работой. Но все мы понимаем, что при нынешней цене энергоресурсов, цене на газ, которая  на 70%  выше, чем во многих других субъектах России, мы не можем рассчитывать на бурный рост инвестиций, однако, в любом случае, надо активно снижать административные барьеры.

- А что является показателем качественной работы в регионе тех, кто должен этим всем заниматься?

-  Создание новых производств, сохранение и модернизация имеющихся. Кормилицей Архангельской области является лесная отрасль и здесь видно, что идут разные процессы. Что-то закрывается,  кто-то уходит с рынка, но есть и компании,  которые модернизируются, где инвесторы активно занимаются переработкой.

- Один из источников привлечения дополнительных средств в бюджет – приватизация. Механизм пока скрипит. Правительство области, например, никак не может продать Облгаз – цена слишком высока. Частные компании не хотят по такой цене покупать региональное госпредприятие. И при этом в начале июня правительство выставило на аукцион 20% акций речного порта. Это очень серьезное предприятие, 13 объектов недвижимости, почти 60 судов, 300 работающих, монополия и на грузовые и на пассажирские перевозки в регионе и все это богатство было оценено в 4,8 миллиона рублей. То есть фактически цена трехкомнатной квартиры в Архангельске. Странная, на мой взгляд, политика?

- Спрос на актив складывается примерно из двух параметров: первое - привлекательная или непривлекательная цена, второе - возможность с помощью приобретения этого актива влиять на решение акционеров, управлять предприятием. Независимый эксперт – оценщик уже провел соответствующую работу. Не доверять ему  у нас нет оснований. Цена складывается опять же из стоимости всех тех активов, которые есть на балансе предприятия. Почему нет покупателей? Если мы вспомним корпоративное право, то это 20% это не та доля, которая дает возможность влиять на управление обществом. Сегодня при 20% можно ввести в состав акционеров всего лишь одного члена совета директоров, а их пять или семь. Смысла нет присутствовать в управлении, если не влияешь на принятие решений.  

К сожалению, речпорт не приносит дивидендов, продаваемая доля очень мала – все это сказывается и на цене и на интересе к этой сделке со стороны потенциальных инвесторов.  Кстати, одно из немногих предприятий, которые приносят дивиденды в бюджет — это «Аэропорт Архангельск», оно окупается и рентабельно.

- Мы поговорили об источниках дополнительных доходов, об инвестициях, тем не менее, мы всегда находимся в различных рейтингах инвестиционной привлекательности или политической устойчивости где-то в середине или ближе к концу.

-  На самом деле вы совершенно правильно разграничиваете, совершенно разные рейтинги и стоимость жизни. Стоимость жизни в последние два года в архангельской области падает.  Это следствие процессов, которые происходят в стране.  На место региона в рейтинге инвестиционной привлекательности влияет все и прежде всего цены на энергоресурсы, как я уже говорила. Мы ведем работу по упрощению доступа к энергоресурсам.

- Как вы оцениваете политическую ситуацию в регионе?

- Конечно, фактор политической устойчивости сказывается на всех вопросах нашей работы. В том числе и в создании привлекательного облика региона. Мы в регионе, на мой взгляд, достигли политического равновесия.

- Общественность активно обсуждает инициативу о цензе оседлости, но законодатели пока ушли от решения по этому законопроекту. Почему?

- На самом деле все понимают, что введение этого правила нарушает Конституцию России. Но депутатам хочется, чтобы областью управляли люди, видящие и понимающие ее специфику, учитывающие менталитет людей. Люди справедливо задаются вопросом, почему приезжают специалисты из других регионов, как бы подчеркивая, что в нашей области нет людей, готовых эффективно управлять регионом. Хотя у нас есть свои институты,  которые учат и чиновников и управленцев, есть компании, предприятия и ВУЗы, которые являются кузницей кадров для региональной системы управления. Почему сегодня мы не используем имеющиеся у области человеческие ресурсы? Мы хотим привлечь внимание к нашему внутреннему кадровому потенциалу. В том виде, в котором закон представлен, он принят,  вероятно,  не будет. Но любое движение создает какие-то посылы к развитию и принятию решений. Это некий сигнал власти обратить внимание на эту точку напряжения, которая существует.

- Депутаты приняли обращение к председателю Госдумы Нарышкину с просьбой рассмотреть и принять законопроект о детях войны. Проект закона периодически вносится в Госдуму разными политическими силами и также периодически он отклоняется по настоянию правительства РФ, которое указывает на то, что денег нет, а значит и закон не нужен.

- Более 32 раз вносился в Госдуму этот законопроект. Если раньше требовали деньги, то сейчас речь идет только о статусе. К сожалению, за последние годы количество людей, которых можно приравнять к детям войны стало на 20 процентов меньше. Эти люди уходят из жизни, и мы не успеваем сказать им слова благодарности за то, что они наравне со взрослыми трудились в тылу во время войны, и затем восстанавливали страну из руин и пепла. После бурной полемики депутаты 32 голосами приняли решение выйти с такой законодательной инициативой в Госдуму.

- Еще один законопроект, который приняли депутаты — закон о тишине. Вот тут не совсем понятно, вроде бы у нас есть административный кодекс, который не позволяет шуметь по ночам, зачем понадобился еще один областной закон на эту тему?

- За прошлый год в мою общественную приемную поступило более пятидесяти обращений от жителей о том, что отсутствие дневного покоя и тишины влияет на нормальные условия жизни. Обращаются и молодые, и пожилые граждане. Они просят изменить режим тишины, увеличить срок ночного времени и ввести дневное. На сегодняшний день с 22 часов до 7 утра нельзя нарушать общественную тишину не только в жилых домах, но и в скверах и на площадях. А в выходные это время продлевается до десяти утра. Также введен так называемый «дневной час» тишины - это время с 13.00 до 15.00. В этот период нельзя проводить ремонтные работы в домах. Закон люди ждали,  и депутаты людей услышали. 

Евгений Удалкин
Олег Кузнецов
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.