10.05.2017 07:34

Малокомплектным школам не хватает педагогов по «узким» предметам

В Архангельском областном институте открытого образования состоялся круглый стол по вопросу развития малокомплектных школ в регионе. Инициатором его проведения стал  комитет областного Собрания по образованию и науке

Как было отмечено на круглом столе, малокомплектные школы находятся на особом контроле у депутатского корпуса. Сегодня основная задача – обеспечить качество образования в этих школах, привести его в соответствие с современными стандартами.

Всего в Архангельской области работают 183 сельские школы и 93 их структурных подразделения, в которых обучаются более 25 тысяч учащихся. Среди основных проблем, которые были обозначены в ходе круглого стола: нехватка педагогов по «узким» предметам, недостаточное медицинское сопровождение учебного процесса, низкая скорость Интернета, плохое состояние материально-технической базы и ряд других.

Участники встречи остановились на проблеме доставки детей на учёбу и обратно. В частности, в Ленском районе подвоз детей осуществляется по шести маршрутам, расстояния – от 6 до 25 километров в одну сторону. Расходы на эти цели несёт местный бюджет. Необходимо обновлять автопарк, но средств на это у муниципалитета нет. Такая же ситуация и в других районах. Как сообщил участвующий в круглом столе заместитель министра – начальник управления общего и дополнительного образования Архангельской области Юрий Гнедышев, вопросы с обновлением автопарка находятся на контроле у министерства и будут поэтапно решаться на основании собранных заявок. Кроме того, заработная плата водителей, что также является больным вопросом для муниципалов, с 2016 года выплачивается из регионального бюджета.

Обсуждался вопрос о реорганизации малочисленных образовательных организаций в сельской местности. По мнению комитета областного Собрания по образованию и науке, к реорганизации таких учреждений необходимо подходить очень взвешенно и осторожно.

По федеральному законодательству право принять решение о ликвидации или реорганизации школы имеет лишь администрация муниципального района или городского округа. Но сделать это можно только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Кроме того, принятие такого решения по сельской школе не допускается без учёта мнения жителей данного сельского поселения. На практике же имелись случаи, когда педагогам сообщалось о планируемом закрытии школы, в то время, когда ещё даже не было создано комиссии по оценке социальных последствий. Депутаты подчеркнули – нарушение закона недопустимо. Такие решения можно принимать, только просчитав ситуацию на перспективу, обсудив всё детально с родителями учащихся и работниками школ.

По итогам круглого стола приняты рекомендации в адрес областного правительства и глав муниципальных образований. Комитет планирует вскоре вернуться к обсуждению данной темы в рамках депутатских слушаний по реализации областного закона «Об образовании», намеченных на 29 мая.

Игорь Чесноков, председатель комитета Архангель­ского областного Собрания депутатов по образованию и науке:

– Через изменения в законе «Об образовании в Архангельской области» нам в своё время удалось сохранить малокомплектные школы. С 2011 года согласно подготовленному нашим комитетом закону под понятие «малокомплектная школа» попали более сотни структурных подразделений сельских школ, которые стали финансироваться не по количеству учащихся, а по классам-комплектам.

В 2013 году после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» уже все сельские школы, а также городские школы, находящиеся на островных территориях, и структурные подразделения городских школ, распложенные в сельской местности, стали финансироваться как малокомплектные.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.