21.11.2017 08:47

В Архангельске завершилась работа над стратегией развития

Архангельск должен стать опорным центром развития Арктики в XXI веке, сохраняя свою традиционную, культурную и профессиональную идентичность
Один из проектов стратегии направлен на совершенствование системы муниципального управления

Какие проекты будут реализованы и каким будет город через несколько лет, мы попросили рассказать заместителя главы города по вопросам экономического развития и финансам Даниила Шапошникова.

– Стратегическое планирование не новое для Архангельска направление. Для чего сегодня городу нужна стратегия развития?

– Стратегия – это определение долгосрочных приоритетов развития города. Она позволяет выстроить взаимодействие власти, бизнеса, населения и сконцентрировать общие ресурсы для достижения конкретной стратегической цели. В частности, для бизнеса – это возможность оценивать перспективы развития территории и планировать инвестиционные проекты. Для горожан – возможность видеть перспективы жизни города и согласовать с ними свою жизненную стратегию. Ведь у каждого человека есть собственные планы: от выбора профессии, чтобы быть востребованным на рынке, до покупки жилья. И если условия в этом городе не отвечают ожиданиям человека, он просто уезжает. Город теряет наиболее активных людей, и наша основная задача переломить эту тенденцию. Но чтобы люди захотели остаться в Архангельске, мало сказать, что здесь будет замечательный город. Необходимо каждый год, шаг за шагом продвигаясь по намеченному пути, наглядно показывать позитивные изменения.

– Как документ Стратегия социально-экономического развития Архангельска до 2020 года была принята ещё в 2008 году. За это время она ни разу не пересматривалась. А изменений произошло достаточно много. Почему было принято решение вносить изменения в действующий документ, а не начать разработку нового?

– Действительно, со дня принятия стратегии существенно изменились как внешние, так и сценарные условия развития города. Но начать разработку кардинально нового документа мы посчитали нецелесообразным. Во-первых, как на уровне РФ, так и на уровне области не приняты базовые документы. Стратегия развития Архангельской области находится в разработке и должна быть принята в 2018 году, стратегия пространственного развития РФ в целом и стратегия социально-экономического развития страны в частности также находятся на этапе подготовки. Разработав новую стратегию города сегодня, нам бы потребовалось вносить существенные изменения после принятия этих документов.

Во-вторых, разработка нового документа – это достаточно затратное мероприятие. Учитывая все эти факты, мы приняли решение о корректировке действующего документа в рамках приоритетов развития до 2020 года и формировании вектора развития на плановый период до 2030 года.

– На первый взгляд сам текст Стратегии поменялся незначительно.

– По тексту объём изменений, действительно, небольшой, но концептуально пересмотрено многое. Изменились базовые целевые показатели сценария развития города, стратегические проекты и сам подход к их реализации. Но главное, что мы поменяли направление стратегии. Теперь в центре находится человек, его комфортное проживание, возможности для самореализации, поддержка талантов. У Николая Гумилёва есть теория пассионарности, когда пассионарии двигают историю. Сегодня все сферы экономики двигают таланты. И на этом мы хотим сосредоточить нашу поддержку, это красной нитью пронизывает все стратегические цели и задачи развития города.

– Какой вектор развития города вы видите?

– Архангельск, безусловно, должен стать опорным центром развития Арктики в XXI веке, сохраняя при этом свою традиционную, культурную и профессиональную идентичность. С федеральной точки зрения город может рассматриваться в составе комплекса проектов, направленных на обеспечение экономического развития Арктической зоны. Это первый сценарий. Второй сценарий, который для нас более желателен, связан с новой стратегической целью – построение интеллектуальной экономики. Речь идёт о создании условий для инновационных разработок, их внедрения на наших предприятиях, формировании новых рынков, реализующих высокотехнологичную продукцию.

Движение к этим целям будет осуществляться в рамках пяти основных стратегических проектов. Первый из них связан с САФУ, который рассматривается как площадка для формирования интеллектуальной экономики. Это и система подготовки кадров по специальностям освоения Арктики, и создание научно-внедренческих лабораторий для инновационных разработок, и развитие новых технологий для северных территорий.

Второй проект связан с медициной и биотехнологиями. У региона сегодня большой научный и инновационный потенциал. Например, совместные разработки СГМУ и Архангельского водорослевого комбината дают предпосылки для создания в городе центра профилактики старения. Взаимодействие с бизнесом позволит открыть пациент-отель при областной больнице на основе муниципально-частного партнёрства.

Третий проект сформирован в области культурно-образовательного и туристического потенциала.

Если первые три проекта направлены напрямую на развитие интеллектуального потенциала города, то четвёртый формирует промышленный и транспортно-логистический потенциал. Он разрабатывался при активном взаимодействии с бизнес-сообществом. Ключевые точки проекта – развитие дорожной инфраструктуры, газификация производственных площадок, создание высокотехнологичных производств, в том числе в области рыбопереработки и деревообработки.

Заключительный проект направлен на совершенствование системы муниципального управления.

– Наверно, для любого человека, который принимает решение оставаться в городе или уезжать, основной критерий – это комфорт проживания. Дворы, дороги, доступность дошкольного образования…

– Безусловно, это основа стратегии, которая будет реализована независимо от какого‑либо сценария. У нас определены достаточно амбициозные цели по жилищному строительству и расселению аварийного жилья, реконструкции инженерной инфраструктуры, внедрению электронных сервисов. Мы планируем изменить систему сбора и утилизации отходов, 95% которых должно быть переработано. Да, мы признаём, что задачи непросты, но они выполнимые. Некоторые из них уже решаются. Например, впервые в этом году у нас заключены двухлетние контракты на обслуживание дорог с переходом от песко-соляной смеси на соль. Это позволит снизить нагрузку на дренажно-ливневую систему, которая из года в год забивалась песком, и город утопал в лужах. Есть проект по умным остановкам, спорный и интересный проект по платным парковкам, проект по развитию рынка арендного жилья.

– Ещё несколько лет назад перспективы развития города рассматривались в рамках долгосрочных программ. Сегодня вы говорите о проектах. В чём разница?

– Действительно, раньше использовался в основном программно-целевой метод, под который сформировано всё законодательство. Определялась цель – какая‑либо проблема, – под неё формировали способы, инструменты и необходимые для её достижения средства. В процессе реализации эту программу было трудно корректировать. Проектные технологии, которые на муниципальный уровень пришли из бизнеса, более гибкие.

В большей степени это новый подход к организации работы, новый образ мыслей. Задача проекта не просто решить проблему, а найти способ улучшения ситуации в городе с минимальным привлечением бюджетных средств. Например, благодаря проектному подходу сегодня нам удалось уйти от предельного дефицита городского бюджета и полностью поменять систему управления муниципальным долгом.

Раньше город перекрывал дефицит бюджета, привлекая коммерческие кредиты. Выплата только одних процентов по ним доходила до 350 миллионов рублей при общем бюджете в 8 млрд рублей. Сегодня мы ушли от кредитов, перейдя на возобновляемые кредитные линии. Главное отличие – это возможность управлять процессом ежедневно.

Например, у нас возник кассовый разрыв – необходимо выплатить заработную плату, а средства от налоговых и иных платежей не успели поступить. Мы привлекаем деньги банка. Как только средства поступили, мы перекрываем ими кредит. Таким образом проценты начисляются не за месяц, а за день. Уже в прошлом году мы сэкономили порядка 170 миллионов рублей, которые были перераспределены на ремонт дорог. В этом году мы уже увеличили нашу доходную базу на 200 миллионов рублей.

Другой пример – внедрение централизованной бухгалтерии в муниципальных учреждениях. Цель этого проекта, реализация которого завершится в 1 квартале 2018 года, была в повышении качества бухгалтерского учёта. Ежегодно выявлялось порядка 15% нарушений в сфере расходования денежных средств, причём большинство из них носили технический характер. Учитывая тот факт, что 70% расходов городского бюджета идёт на социальную сферу, то цена бухгалтерских ошибок исчислялась десятками миллионов рублей.

Сегодня количество нарушений снизилось до 3%, что дало городу экономию в 160 миллионов рублей. Причём эти деньги не изымаются из этой социальной сферы, а перераспределяются на проведение капитальных ремонтов учреждений, повышение заработной платы и т. д.

Эта работа не видна горожанам, но именно благодаря ей сегодня в городе ремонтируются дороги, появляются новые скверы и парки. Каждый проект – это определённый этап реализации стратегии, шаг к формированию нового облика Архангельска

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анастасия ВОЛОДИНА фото Ивана Малыгина