В Архангельске завершилась работа над стратегией развития

21 ноября 2017 8:47 Из газеты
Архангельск должен стать опорным центром развития Арктики в XXI веке, сохраняя свою традиционную, культурную и профессиональную идентичность
Архангельск должен стать опорным центром развития Арктики в XXI веке, сохраняя свою традиционную, культурную и профессиональную идентичность

Какие проекты будут реализованы и каким будет город через несколько лет, мы попросили рассказать заместителя главы города по вопросам экономического развития и финансам Даниила Шапошникова.

– Стратегическое планирование не новое для Архангельска направление. Для чего сегодня городу нужна стратегия развития?

— Стратегия – это определение долгосрочных приоритетов развития города. Она позволяет выстроить взаимодействие власти, бизнеса, населения и сконцентрировать общие ресурсы для достижения конкретной стратегической цели. В частности, для бизнеса – это возможность оценивать перспективы развития территории и планировать инвестиционные проекты. Для горожан – возможность видеть перспективы жизни города и согласовать с ними свою жизненную стратегию. Ведь у каждого человека есть собственные планы: от выбора профессии, чтобы быть востребованным на рынке, до покупки жилья. И если условия в этом городе не отвечают ожиданиям человека, он просто уезжает. Город теряет наиболее активных людей, и наша основная задача переломить эту тенденцию. Но чтобы люди захотели остаться в Архангельске, мало сказать, что здесь будет замечательный город. Необходимо каждый год, шаг за шагом продвигаясь по намеченному пути, наглядно показывать позитивные изменения.

– Как документ Стратегия социально-экономического развития Архангельска до 2020 года была принята ещё в 2008 году. За это время она ни разу не пересматривалась. А изменений произошло достаточно много. Почему было принято решение вносить изменения в действующий документ, а не начать разработку нового?

— Действительно, со дня принятия стратегии существенно изменились как внешние, так и сценарные условия развития города. Но начать разработку кардинально нового документа мы посчитали нецелесообразным. Во-первых, как на уровне РФ, так и на уровне области не приняты базовые документы. Стратегия развития Архангельской области находится в разработке и должна быть принята в 2018 году, стратегия пространственного развития РФ в целом и стратегия социально-экономического развития страны в частности также находятся на этапе подготовки. Разработав новую стратегию города сегодня, нам бы потребовалось вносить существенные изменения после принятия этих документов.

Во-вторых, разработка нового документа – это достаточно затратное мероприятие. Учитывая все эти факты, мы приняли решение о корректировке действующего документа в рамках приоритетов развития до 2020 года и формировании вектора развития на плановый период до 2030 года.

– На первый взгляд сам текст Стратегии поменялся незначительно.

— По тексту объём изменений, действительно, небольшой, но концептуально пересмотрено многое. Изменились базовые целевые показатели сценария развития города, стратегические проекты и сам подход к их реализации. Но главное, что мы поменяли направление стратегии. Теперь в центре находится человек, его комфортное проживание, возможности для самореализации, поддержка талантов. У Николая Гумилёва есть теория пассионарности, когда пассионарии двигают историю. Сегодня все сферы экономики двигают таланты. И на этом мы хотим сосредоточить нашу поддержку, это красной нитью пронизывает все стратегические цели и задачи развития города.

– Какой вектор развития города вы видите?

— Архангельск, безусловно, должен стать опорным центром развития Арктики в XXI веке, сохраняя при этом свою традиционную, культурную и профессиональную идентичность. С федеральной точки зрения город может рассматриваться в составе комплекса проектов, направленных на обеспечение экономического развития Арктической зоны. Это первый сценарий. Второй сценарий, который для нас более желателен, связан с новой стратегической целью – построение интеллектуальной экономики. Речь идёт о создании условий для инновационных разработок, их внедрения на наших предприятиях, формировании новых рынков, реализующих высокотехнологичную продукцию.

Движение к этим целям будет осуществляться в рамках пяти основных стратегических проектов. Первый из них связан с САФУ, который рассматривается как площадка для формирования интеллектуальной экономики. Это и система подготовки кадров по специальностям освоения Арктики, и создание научно-внедренческих лабораторий для инновационных разработок, и развитие новых технологий для северных территорий.

Второй проект связан с медициной и биотехнологиями. У региона сегодня большой научный и инновационный потенциал. Например, совместные разработки СГМУ и Архангельского водорослевого комбината дают предпосылки для создания в городе центра профилактики старения. Взаимодействие с бизнесом позволит открыть пациент-отель при областной больнице на основе муниципально-частного партнёрства.

Третий проект сформирован в области культурно-образовательного и туристического потенциала.

Если первые три проекта направлены напрямую на развитие интеллектуального потенциала города, то четвёртый формирует промышленный и транспортно-логистический потенциал. Он разрабатывался при активном взаимодействии с бизнес-сообществом. Ключевые точки проекта – развитие дорожной инфраструктуры, газификация производственных площадок, создание высокотехнологичных производств, в том числе в области рыбопереработки и деревообработки.

Заключительный проект направлен на совершенствование системы муниципального управления.

– Наверно, для любого человека, который принимает решение оставаться в городе или уезжать, основной критерий – это комфорт проживания. Дворы, дороги, доступность дошкольного образования…

— Безусловно, это основа стратегии, которая будет реализована независимо от какого‑либо сценария. У нас определены достаточно амбициозные цели по жилищному строительству и расселению аварийного жилья, реконструкции инженерной инфраструктуры, внедрению электронных сервисов. Мы планируем изменить систему сбора и утилизации отходов, 95% которых должно быть переработано. Да, мы признаём, что задачи непросты, но они выполнимые. Некоторые из них уже решаются. Например, впервые в этом году у нас заключены двухлетние контракты на обслуживание дорог с переходом от песко-соляной смеси на соль. Это позволит снизить нагрузку на дренажно-ливневую систему, которая из года в год забивалась песком, и город утопал в лужах. Есть проект по умным остановкам, спорный и интересный проект по платным парковкам, проект по развитию рынка арендного жилья.

– Ещё несколько лет назад перспективы развития города рассматривались в рамках долгосрочных программ. Сегодня вы говорите о проектах. В чём разница?

— Действительно, раньше использовался в основном программно-целевой метод, под который сформировано всё законодательство. Определялась цель – какая‑либо проблема, – под неё формировали способы, инструменты и необходимые для её достижения средства. В процессе реализации эту программу было трудно корректировать. Проектные технологии, которые на муниципальный уровень пришли из бизнеса, более гибкие.

В большей степени это новый подход к организации работы, новый образ мыслей. Задача проекта не просто решить проблему, а найти способ улучшения ситуации в городе с минимальным привлечением бюджетных средств. Например, благодаря проектному подходу сегодня нам удалось уйти от предельного дефицита городского бюджета и полностью поменять систему управления муниципальным долгом.

Раньше город перекрывал дефицит бюджета, привлекая коммерческие кредиты. Выплата только одних процентов по ним доходила до 350 миллионов рублей при общем бюджете в 8 млрд рублей. Сегодня мы ушли от кредитов, перейдя на возобновляемые кредитные линии. Главное отличие – это возможность управлять процессом ежедневно.

Например, у нас возник кассовый разрыв – необходимо выплатить заработную плату, а средства от налоговых и иных платежей не успели поступить. Мы привлекаем деньги банка. Как только средства поступили, мы перекрываем ими кредит. Таким образом проценты начисляются не за месяц, а за день. Уже в прошлом году мы сэкономили порядка 170 миллионов рублей, которые были перераспределены на ремонт дорог. В этом году мы уже увеличили нашу доходную базу на 200 миллионов рублей.

Другой пример – внедрение централизованной бухгалтерии в муниципальных учреждениях. Цель этого проекта, реализация которого завершится в 1 квартале 2018 года, была в повышении качества бухгалтерского учёта. Ежегодно выявлялось порядка 15% нарушений в сфере расходования денежных средств, причём большинство из них носили технический характер. Учитывая тот факт, что 70% расходов городского бюджета идёт на социальную сферу, то цена бухгалтерских ошибок исчислялась десятками миллионов рублей.

Сегодня количество нарушений снизилось до 3%, что дало городу экономию в 160 миллионов рублей. Причём эти деньги не изымаются из этой социальной сферы, а перераспределяются на проведение капитальных ремонтов учреждений, повышение заработной платы и т. д.

Эта работа не видна горожанам, но именно благодаря ей сегодня в городе ремонтируются дороги, появляются новые скверы и парки. Каждый проект – это определённый этап реализации стратегии, шаг к формированию нового облика Архангельска

Анастасия ВОЛОДИНА фото Ивана Малыгина

Политика

12 октября

Губер­на­тор Архан­гель­ской области при­мет учас­тие в сове­ща­нии Мор­ской коллегии

10 октября

Ека­те­ри­на Про­копье­ва при­няла учас­тие в пар­ламен­тск­их слу­шани­ях в Сове­те Федерации

10 октября

Ограни­че­ния в сфере лесо­поль­зова­ния гро­зят закрыти­ем боль­шого коли­чес­тва успе­шных пред­при­ятий

3 октября

Игорь Орлов встре­тил­ся с послом Рос­сии в Азер­байджа­не Миха­илом Бочар­нико­вым

3 октября

Ека­те­ри­на Про­копье­ва: «Прек­расно, что золо­той осенью мы праз­дну­ем золо­той праз­дник – День пожилых людей»

25 сентября

Новым пред­седа­те­лем Архан­гель­ской город­ской думы стала Вален­тина Сырова

20 сентября

Депу­таты Архан­гель­ского облсо­бра­ния выбрали пред­седа­те­лей комитетов

20 сентября

Ека­те­ри­на Про­копье­ва сме­нила Вик­тора Ново­жило­ва на посту пред­седа­теля Архан­гель­ского облсо­бра­ния

20 сентября

Депу­таты губер­нии Фин­нмарк пред­лага­ют ввес­ти без­визо­вый режим в Барен­це­вом регионе

19 сентября

На Мар­гари­тин­скую ярмарку прие­хала нор­вежс­кая деле­га­ция губер­нии Финнмарк

18 сентября

В пра­витель­стве Архан­гель­ской области предс­та­вили про­ект стра­те­гии раз­ви­тия регио­на до 2035 года

18 сентября

Вик­тор Икон­ни­ков: «Чинов­ник дол­жен постоя­нно учиться»

13 сентября

Стали известны резуль­таты выбо­ров в Архан­гель­ское област­ное Соб­ра­ние по пар­тийным спискам

12 сентября

Дмит­рий Мед­ве­дев под­дер­жал пред­ложе­ние губер­нато­ра Архан­гель­ской области

12 сентября

В Архан­гель­ской области объя­вили итоги выбо­ров в органы мест­но­го само­уп­равле­ния

Похожие материалы

3 октября Политика

Игорь Орлов встре­тил­ся с послом Рос­сии в Азер­байджа­не Миха­илом Бочар­нико­вым

5 сентября Политика

«Не стоит демон­стри­ровать своё мне­ние толь­ко в кухон­ных беседах»

5 сентября Политика

На тер­рито­рии Архан­гель­ской области идёт дос­роч­ное голо­сова­ние

3 сентября Политика

«При­нять учас­тие в выбо­рах важ­но, где бы ни нахо­дил­ся»

29 августа Политика

Роди­тели осо­бых детей Архан­гель­ска над­еют­ся на под­дер­жку депутатов

16 августа Политика

Рабо­чая сила выбор­ного процесса

16 августа Политика

Рису­нок на колен­ке или 3D-макет?

9 августа Политика

Самые дис­ципли­ни­ро­ван­ные избира­тели – военные

26 июля Политика

Выборы 9 сен­тября: «Дой­ти до каж­дого избира­теля»

24 июля Политика

Кого выбира­ет Архан­гель­ская область 9 сентября

19 июля Политика

Член ЦИК Рос­сии Сер­гей Сирот­кин: «Рабо­та вашей избира­тель­ной комис­сии автон­ом­на и налажена»

18 июля Политика

От пре­зи­дентск­их – до сельских

18 июля Политика

Июль­ский визит с «май­ским» акцентом