В Архангельске завершилась работа над стратегией развития

21 ноября 8:47 Из газеты
Архангельск должен стать опорным центром развития Арктики в XXI веке, сохраняя свою традиционную, культурную и профессиональную идентичность
Архангельск должен стать опорным центром развития Арктики в XXI веке, сохраняя свою традиционную, культурную и профессиональную идентичность

Какие проекты будут реализованы и каким будет город через несколько лет, мы попросили рассказать заместителя главы города по вопросам экономического развития и финансам Даниила Шапошникова.

– Стратегическое планирование не новое для Архангельска направление. Для чего сегодня городу нужна стратегия развития?

— Стратегия – это определение долгосрочных приоритетов развития города. Она позволяет выстроить взаимодействие власти, бизнеса, населения и сконцентрировать общие ресурсы для достижения конкретной стратегической цели. В частности, для бизнеса – это возможность оценивать перспективы развития территории и планировать инвестиционные проекты. Для горожан – возможность видеть перспективы жизни города и согласовать с ними свою жизненную стратегию. Ведь у каждого человека есть собственные планы: от выбора профессии, чтобы быть востребованным на рынке, до покупки жилья. И если условия в этом городе не отвечают ожиданиям человека, он просто уезжает. Город теряет наиболее активных людей, и наша основная задача переломить эту тенденцию. Но чтобы люди захотели остаться в Архангельске, мало сказать, что здесь будет замечательный город. Необходимо каждый год, шаг за шагом продвигаясь по намеченному пути, наглядно показывать позитивные изменения.

– Как документ Стратегия социально-экономического развития Архангельска до 2020 года была принята ещё в 2008 году. За это время она ни разу не пересматривалась. А изменений произошло достаточно много. Почему было принято решение вносить изменения в действующий документ, а не начать разработку нового?

— Действительно, со дня принятия стратегии существенно изменились как внешние, так и сценарные условия развития города. Но начать разработку кардинально нового документа мы посчитали нецелесообразным. Во-первых, как на уровне РФ, так и на уровне области не приняты базовые документы. Стратегия развития Архангельской области находится в разработке и должна быть принята в 2018 году, стратегия пространственного развития РФ в целом и стратегия социально-экономического развития страны в частности также находятся на этапе подготовки. Разработав новую стратегию города сегодня, нам бы потребовалось вносить существенные изменения после принятия этих документов.

Во-вторых, разработка нового документа – это достаточно затратное мероприятие. Учитывая все эти факты, мы приняли решение о корректировке действующего документа в рамках приоритетов развития до 2020 года и формировании вектора развития на плановый период до 2030 года.

– На первый взгляд сам текст Стратегии поменялся незначительно.

— По тексту объём изменений, действительно, небольшой, но концептуально пересмотрено многое. Изменились базовые целевые показатели сценария развития города, стратегические проекты и сам подход к их реализации. Но главное, что мы поменяли направление стратегии. Теперь в центре находится человек, его комфортное проживание, возможности для самореализации, поддержка талантов. У Николая Гумилёва есть теория пассионарности, когда пассионарии двигают историю. Сегодня все сферы экономики двигают таланты. И на этом мы хотим сосредоточить нашу поддержку, это красной нитью пронизывает все стратегические цели и задачи развития города.

– Какой вектор развития города вы видите?

— Архангельск, безусловно, должен стать опорным центром развития Арктики в XXI веке, сохраняя при этом свою традиционную, культурную и профессиональную идентичность. С федеральной точки зрения город может рассматриваться в составе комплекса проектов, направленных на обеспечение экономического развития Арктической зоны. Это первый сценарий. Второй сценарий, который для нас более желателен, связан с новой стратегической целью – построение интеллектуальной экономики. Речь идёт о создании условий для инновационных разработок, их внедрения на наших предприятиях, формировании новых рынков, реализующих высокотехнологичную продукцию.

Движение к этим целям будет осуществляться в рамках пяти основных стратегических проектов. Первый из них связан с САФУ, который рассматривается как площадка для формирования интеллектуальной экономики. Это и система подготовки кадров по специальностям освоения Арктики, и создание научно-внедренческих лабораторий для инновационных разработок, и развитие новых технологий для северных территорий.

Второй проект связан с медициной и биотехнологиями. У региона сегодня большой научный и инновационный потенциал. Например, совместные разработки СГМУ и Архангельского водорослевого комбината дают предпосылки для создания в городе центра профилактики старения. Взаимодействие с бизнесом позволит открыть пациент-отель при областной больнице на основе муниципально-частного партнёрства.

Третий проект сформирован в области культурно-образовательного и туристического потенциала.

Если первые три проекта направлены напрямую на развитие интеллектуального потенциала города, то четвёртый формирует промышленный и транспортно-логистический потенциал. Он разрабатывался при активном взаимодействии с бизнес-сообществом. Ключевые точки проекта – развитие дорожной инфраструктуры, газификация производственных площадок, создание высокотехнологичных производств, в том числе в области рыбопереработки и деревообработки.

Заключительный проект направлен на совершенствование системы муниципального управления.

– Наверно, для любого человека, который принимает решение оставаться в городе или уезжать, основной критерий – это комфорт проживания. Дворы, дороги, доступность дошкольного образования…

— Безусловно, это основа стратегии, которая будет реализована независимо от какого‑либо сценария. У нас определены достаточно амбициозные цели по жилищному строительству и расселению аварийного жилья, реконструкции инженерной инфраструктуры, внедрению электронных сервисов. Мы планируем изменить систему сбора и утилизации отходов, 95% которых должно быть переработано. Да, мы признаём, что задачи непросты, но они выполнимые. Некоторые из них уже решаются. Например, впервые в этом году у нас заключены двухлетние контракты на обслуживание дорог с переходом от песко-соляной смеси на соль. Это позволит снизить нагрузку на дренажно-ливневую систему, которая из года в год забивалась песком, и город утопал в лужах. Есть проект по умным остановкам, спорный и интересный проект по платным парковкам, проект по развитию рынка арендного жилья.

– Ещё несколько лет назад перспективы развития города рассматривались в рамках долгосрочных программ. Сегодня вы говорите о проектах. В чём разница?

— Действительно, раньше использовался в основном программно-целевой метод, под который сформировано всё законодательство. Определялась цель – какая‑либо проблема, – под неё формировали способы, инструменты и необходимые для её достижения средства. В процессе реализации эту программу было трудно корректировать. Проектные технологии, которые на муниципальный уровень пришли из бизнеса, более гибкие.

В большей степени это новый подход к организации работы, новый образ мыслей. Задача проекта не просто решить проблему, а найти способ улучшения ситуации в городе с минимальным привлечением бюджетных средств. Например, благодаря проектному подходу сегодня нам удалось уйти от предельного дефицита городского бюджета и полностью поменять систему управления муниципальным долгом.

Раньше город перекрывал дефицит бюджета, привлекая коммерческие кредиты. Выплата только одних процентов по ним доходила до 350 миллионов рублей при общем бюджете в 8 млрд рублей. Сегодня мы ушли от кредитов, перейдя на возобновляемые кредитные линии. Главное отличие – это возможность управлять процессом ежедневно.

Например, у нас возник кассовый разрыв – необходимо выплатить заработную плату, а средства от налоговых и иных платежей не успели поступить. Мы привлекаем деньги банка. Как только средства поступили, мы перекрываем ими кредит. Таким образом проценты начисляются не за месяц, а за день. Уже в прошлом году мы сэкономили порядка 170 миллионов рублей, которые были перераспределены на ремонт дорог. В этом году мы уже увеличили нашу доходную базу на 200 миллионов рублей.

Другой пример – внедрение централизованной бухгалтерии в муниципальных учреждениях. Цель этого проекта, реализация которого завершится в 1 квартале 2018 года, была в повышении качества бухгалтерского учёта. Ежегодно выявлялось порядка 15% нарушений в сфере расходования денежных средств, причём большинство из них носили технический характер. Учитывая тот факт, что 70% расходов городского бюджета идёт на социальную сферу, то цена бухгалтерских ошибок исчислялась десятками миллионов рублей.

Сегодня количество нарушений снизилось до 3%, что дало городу экономию в 160 миллионов рублей. Причём эти деньги не изымаются из этой социальной сферы, а перераспределяются на проведение капитальных ремонтов учреждений, повышение заработной платы и т. д.

Эта работа не видна горожанам, но именно благодаря ей сегодня в городе ремонтируются дороги, появляются новые скверы и парки. Каждый проект – это определённый этап реализации стратегии, шаг к формированию нового облика Архангельска

Анастасия ВОЛОДИНА фото Ивана Малыгина

Политика

12 декабря

Вита­лий Фор­ты­гин: «Еди­ная Рос­сия» – глав­ная полити­чес­кая сила в Архан­гель­ской области

11 декабря

Глава мин­леспро­ма Архан­гель­ской области Конс­та­нтин Доро­нин подал в отставку

10 декабря

Архан­гель­ское судно «Гри­го­рий Михе­ев» стало нару­шите­лем госу­дарст­вен­ной границы

9 декабря

Кино­фес­тиваль «Arctic Open» в Архан­гель­ске ста­нет ежегодным

6 декабря

А. Аннин: «Еди­ная Рос­сия» пред­лага­ет социаль­ные и инвести­ци­он­ные поправки в бюд­жет 2018 года»

5 декабря

Управле­ние раз­вити­ем Север­ного морс­ко­го пути и при­лега­ющих тер­рито­рий пору­чат «Роса­тому»

5 декабря

Приб­лижа­ет­ся сто дней, как пост главы Севе­род­винска занял Игорь Скубенко

5 декабря

Депу­таты хотят побороть неком­форт­ную среду

5 декабря

Нало­ги не пла­тят? Лес не рубят!

4 декабря

Минздр­ав Архан­гель­ской области раз­рабо­та­ет про­ек­ты ремон­та дет­ских полик­ли­ник

30 ноября

Пра­витель­ство Архан­гель­ской области: сущес­тву­ющий прин­цип расп­ре­де­ле­ния квот на рыбу необ­ходи­мо сохранить

30 ноября

Дмит­рий Юрков пере­дал в город­скую думу Архан­гель­ска про­ект закона о газонах

30 ноября

Елена Вто­ры­ги­на: Участ­ни­ки фору­ма в Архан­гель­ске обсужда­ют меры под­дер­жки рос­сийс­кой семьи

29 ноября

Утвержде­на новая струк­тура админ­ис­тра­ции Севе­род­винска

27 ноября

Новым гла­вой Солом­баль­ского округа стал уро­же­нец Няндомы

Похожие материалы

5 декабря Политика

Приб­лижа­ет­ся сто дней, как пост главы Севе­род­винска занял Игорь Скубенко

5 декабря Политика

Депу­таты хотят побороть неком­форт­ную среду

5 декабря Политика

Нало­ги не пла­тят? Лес не рубят!

27 ноября Политика

Архан­гельск – Укра­ина. Когда всё шкварчит

21 ноября Политика

В Архан­гель­ске завер­шилась рабо­та над стра­теги­ей развития

21 ноября Политика

В област­ном Соб­ра­нии про­шёл коор­дина­ци­он­ный совет МО Архан­гель­ской области

21 ноября Политика

Про­ек­ты, вост­ре­бов­ан­ные жизнью

7 ноября Политика

Депу­тат­ские дела: дет­ский отдых, спорт и налоги

24 октября Политика

В Новод­винске про­шла пер­вая сес­сия городс­ко­го Сове­та шес­того созыва

24 октября Политика

Сер­гей Лав­ров выпус­тил в Архан­гель­ске дип­лома­тич­ес­кий пар

11 октября Политика

Два про­цен­та – для субъекта

10 октября Политика

Вита­лий Фор­ты­гин: «Мы про­вели чес­тный и откры­тый диа­лог с избира­те­ля­ми»

26 сентября Политика

37‑я сес­сия депу­та­тов Архан­гель­ского областно­го Соб­ра­ния нач­нет рабо­ту 27 сентября