11.12.2019 12:05

Алексей Алсуфьев: «Смысл нашей работы – видеть человека»

Фото автора

Алексей Алсуфьев – председатель правительства Архангельской области и один из самых непубличных политиков, что, впрочем, определяет род его деятельности. Так получилось, что это его первое полноценное интервью для нашего издания – раньше в СМИ появлялись лишь его мнения по определённым вопросам, комментарии, оценки событий

Сегодня мы говорим с Алексеем Владимировичем об особенностях работы правительства региона, а также о его взглядах и жизненных принципах.

– Алексей Владимирович, наш разговор пришёлся на конец года. Поэтому начнём с оценок. Вы этим годом довольны?

– Прежде всего, важно, как он прошёл для области и её жителей. Оценки, конечно, давать нужно, и я готов это сделать в отношении экономики региона…

– Какая она, экономика нашей области – преимущественно сильная или слабая?

– Начнём с того, что второй год подряд в бюджете Архангельской области фиксируются дополнительные доходные источники. Ход и темпы исполнения бюджета, не скрою, нас удовлетворяют. Мы достаточно серьёзно снижаем госдолг Архангельской области, оказываем финансовую помощь бюджетам муниципальных образований. Это говорит о том, что экономика Архангельской области достаточно стабильна и имеет вполне устойчивую динамику. Она хорошо структурирована, нам вполне понятно, кто и как будет наполнять региональный бюджет. Это судостроительный комплекс, целлюлозно-бумажная промышленность и переработка древесины, добыча полезных ископаемых, прежде всего, речь идёт об алмазах, также это транспорт, энергетика, строительство, торговля. Индекс промышленного производства растёт, и мы прогнозируем, что в следующем году он снижаться не будет.

– А какие‑то риски есть?

– Экономика области стабильна, но и определённые риски тоже есть. Например, в судостроении заложен довольно длительный цикл производства продукции, а это значит, что поступления в бюджет по налогу на прибыль мы получаем раз за определённое количество лет. Это влияет на некоторые экономические макропоказатели. Мы также знаем, что в будущем году на рынке ожидается снижение спроса на алмазную продукцию и, следовательно, снизятся объёмы их добычи и, соответственно, поступления налогов в региональный бюджет от этого вида деятельности. Уже в этом году снизились цены на рынке целлюлозно-бумажной продукции. Но поскольку экономика области дифференцирована, мы понимаем, какие направления определяют её стабильность, а где заложены риски, можем вовремя на них реагировать и закладывать в прогнозе социально-экономического развития и в бюджете страхующие позиции.

Также у нас пока в этом году не возрастает динамика по объёмам инвестиций в основной капитал. Мы два года назад достигли серьёзных для региональной экономики показателей – к нам тогда пришло более чем сто сорок миллиардов рублей инвестиций. Это были большие и важные проекты и программы, которые реализовали наши крупные предприятия в сфере целлюлозно-бумажной промышленности и деревообработки, алмазодобычи, судостроения и судоремонта, машиностроения и строительства. Сейчас идёт, я бы так сказал, не спад или снижение, а тщательная подготовка к новым инвестиционным проектам. «Эффект высокой базы», который был в 2017 году, нам в нынешнем году принёс небольшой спад по инвестициям. И это негативный момент.

– Его как‑то можно исправить или придётся ждать, когда крупные предприятия начнут новые большие проекты?

– Мы совместно с депутатами областного Собрания активно корректируем наше областное законодательство в сфере инвестиционной деятельности и преференций по налогообложению. Мы уже сегодня пытаемся создать дополнительные условия для того, чтобы снижая, допустим, ставку налога на прибыль или на имущество организаций, вводя инвестиционный налоговый вычет на реализацию новых инвестиционных проектов, показать инвестору, что правительство Архангельской области может такие преференции предоставить. Это как раз делается для того, чтобы инвесторы более активно начинали свои новые проекты, которые, возможно, у них уже задуманы или находятся в высокой степени готовности к началу реализации.

– По сути, речь идёт и о поддержке малого и среднего бизнеса…

– Сегодня это сверхзадача – ведь любая рыночная экономика строится, в том числе, и на свободе предпринимательской инициативы. И любая власть должна создавать условия для развития этой инициативы. Этому сегодня уделяется очень большое внимание и со стороны федерального центра, и со стороны правительства области. И эту сферу экономики мы всячески стараемся поддерживать, в том числе и нашими законотворческими решениями. Это важно ещё и потому, что один из двенадцати нацпроектов – проект по поддержке малого бизнеса и предпринимательской инициативы.

– И всё же, бизнес, который работает в средней полосе и в Арктической зоне, находятся в совершенно разных условиях. И предприимчивые люди пока уезжают в более комфортные условия и жизни, и ведения бизнеса.

– Федеральный центр уже обратил на это внимание именно с нашей подачи. В 2016 году губернатор Архангельской области Игорь Орлов обозначил эту проблему на федеральном уровне, и сегодня готовится отдельный пакет законопроектов, которые должны будут поддержать малый и средний бизнес на северных территориях. Мы активно участвуем в этом процессе, находимся в диалоге с федеральным министерством, которое готовит закон, и с Государственной Думой. Ожидаем, что в следующем году такой закон будет принят. В результате появятся довольно серьёзные преференции, чтобы мотивировать малый и средний бизнес реализовывать свои проекты на территории Арктической зоны Российской Федерации.

– На подобные проекты выделяются немалые деньги. Но ведь, увы – население области сокращается – будет ли в кого их потом вкладывать?

– Конечно же, если молодое и трудоспособное население области будет сокращаться и некому будет предложить возможность воспользоваться условиями для самореализации и старта их проектов, то какой смысл в этих мерах поддержки? Поэтому надо определить наши приоритеты. Сегодня это демографические аспекты. Этому посвящён наиважнейший национальный проект. Наша национальная задача – остановить отрицательную динамику численности населения и в стране, и в области. В том, что эта динамика возникла, есть как объективные, так и субъективные причины. Объективные – это резонанс, выражаясь «техническим» языком, который мы получили из‑за спада рождаемости в былые кризисные годы. А субъективные в том, что наши северные территории гораздо сложнее для жизни и деятельности по сравнению с центральной полосой страны, куда люди и уезжают.

– Как сейчас соотносится количество выезжающих из области и приезжающих?

– Мы видим, что сегодня статистика такова, что меняется показатель количества людей, уезжающих за территорию области и приезжающих к нам. То есть отрицательное сальдо трудовой миграции изменилось в положительную сторону. Сегодня можно сказать также и о том, что к нам начали возвращаться квалифицированные специалисты после учёбы в вузах других городов. Поэтому нам так важно показать, что и в различных отраслях экономики, и в иных сферах общественных отношений региона есть где себя реализовать. И это касается не только молодёжи…

– Видимо, это случится, когда люди ощутят, что их доходы реально растут…

– Вы знаете, если рассуждать, опять-таки, экономическими аспектами, то средневзвешенная зарплата и средневзвешенные доходы на одного жителя области растут. Это статистические данные. Недавно издательство «РИА-рейтинг» опубликовало данные по средней заработной плате в субъектах Российской Федерации за 2019 год. По этим данным, Архангельская область находится в двадцатке, на семнадцатом месте с «медианной» зарплатой в 36,4 тысячи рублей. Медианная зарплата – это «чистая» зарплата среднестатистического работника, то есть более половины работающих имеют зарплату в диапазоне от 24 до 55 тысяч рублей. Конечно, у нас есть «северные» и другие надбавки, но тем не менее ситуация такова. А номинальная средняя заработная плата по экономике в регионе составляет более 47 тысяч рублей.

– Почему тогда у людей денег нет или на многое их не хватает?

– Дело в том, что есть средняя заработная плата и реальные доходы населения. А есть и такой показатель, который наблюдает статистика, как реальные располагаемые доходы населения. Вот именно по этому критерию зачастую и идёт критика в сторону власти потому, что реально располагаемые доходы населения вверх не идут. И в целом по всей стране динамика схожая.

– Объясните популярно, что это такое – реально располагаемые доходы?

– Ну, если объективно, то это количество денег, которые в конкретный момент времени, когда идёт опрос, есть у человека на руках. То есть то, что остаётся после того, что он или они потратили.

– Тогда понятно – может вообще ничего не остаться!

– Я бы так сказал, что это и экономически, и психологически очень деликатный аспект. Ни для кого не секрет, что сегодня, в отличие от предыдущих лет, существует гораздо больше возможностей потратить заработанные средства. Это означает, что люди тратят, скажу аккуратно, чуть больше, чем на то имеют возможности. От этого и образуется больший объём кредитов…

– Хотя и их берут не от хорошей жизни…

– И кредиты бывают разные, это понятно, но ситуация складывается сейчас именно так.

– К тому же цены растут…

– Согласен. Цены меняются, но в пределах определённого уровня. Уровень этот определяется процентом потребительской инфляции. В целом, по основной группе товаров, и продовольственных, и непродовольственных, рост цен в муниципальных образованиях Архангельской области не превышает среднероссийского уровня. Правительством Российской Федерации устанавливается также предельно допустимый уровень повышения тарифов на услуги ЖКХ, через который нельзя перешагнуть.

– Как бы там ни было, а в области, по официальным данным, около 150 тысяч человек находится за чертой бедности, в большинстве своём это семьи с детьми. Президент поставил задачу к 2024 году количество бедных уменьшить в два раза. Это должно произойти само собой в результате роста экономики или же есть специальная программа?

– Само собой ничего не происходит, это во‑первых. Во-вторых, конечно, такая программа есть. Это очень важная для всех нас программа! И даже больше, чем программа. Это целый нацпроект до 2024 года! Это план наших действий на ближайшие несколько лет. Он подразумевает поэтапное повышение зарплаты в бюджетной и небюджетной сферах. Конечно, на небюджетную сферу мы напрямую не можем повлиять, но и там зарплату работодатели повышают – это государственная политика.

Кроме того, всем категориям специалистов и работников, которым по указам президента страны от 2012 года необходимо обеспечивать зарплату на уровне, который зависит от среднего по экономике региона, такой уровень оплаты труда обеспечивается. Это работники здравоохранения, образования, соцзащиты, культуры. Мы также ежегодно индексируем все меры соцподдержки для малообеспеченных и незащищённых категорий граждан, семей с детьми и многодетных семей, а также уже в этом году мы запланировали повысить с 2020 года зарплаты тем категориям работников, которые не попали под указы президента от 2012 года – это ветеринарные врачи, работники подразделений противопожарной охраны, социальные работники. На эти цели в областном бюджете 2020 года предусмотрено около 200 миллионов рублей. А в целом, на повышение оплаты труда всех категорий работников сети бюджетных учреждений региона в 2020 году из бюджета области будет направлено более 1,8 миллиарда рублей.

– Выходит, что вся экономика области нацелена на выполнение национальных проектов. Пришлось ли для этого менять структуру управления?

– Организационные и структурные изменения, безусловно, были. Нам пришлось привести все наши региональные госпрограммы в соответствие с целями и задачами национальных проектов. Бюджет у нас, как и у других субъектов Федерации, построен по программно-целевому методу. То есть у нас сейчас все бюджетные средства планируются для расходов через мероприятия госпрограмм. У нас нет ни одного мероприятия, которое могло бы быть профинансировано, не войдя в госпрограмму – будь оно в сфере здравоохранения, образования, культуры, строительства или ремонта дорог, строительства жилья, благоустройства территорий, поддержки предпринимательства или общественного самоуправления. Сейчас в области реализуются 47 федеральных проектов. Каждый федеральный проект определяет такую же проекцию на региональный. У нас есть администраторы и кураторы всех этих проектов в лице заместителей губернатора области и заместителей председателя правительства, министров областного правительства. В целом, у нас сформирован проектный комитет, который возглавляет губернатор. В этот комитет входят его заместители и министры, которые реализуют эти проекты. И мы по несколько раз в месяц собираемся и обсуждаем, чтобы определить, есть ли отклонения от выполнения показателей этих проектов.

– Как сложно! О том, что всё идёт по плану или возникли отклонения, вы как определяете? Существует ли для этого какая‑то аналитическая группа?

– В структуре администрации губернатора и правительства области создан департамент проектной деятельности. Там работают специалисты, которые обладают аналитическим способом мышления и определения наиболее проблемных аспектов реализации всех мероприятий. Они сводят информацию по всем проектам, в математическом виде её обрабатывают и вводят в единую государственную систему, чтобы можно было в целом анализировать исполнение и количественных, и бюджетных показателей, а также обнаружить отклонения, чтобы вовремя на них среагировать. Если говорить о финансовых аспектах, то в этом году в бюджете области более 12 миллиардов рублей из бюджетов всех уровней запланировано на реализацию национальных проектов. В будущем году эта цифра превысит 14 миллиардов рублей. Основной аспект указа президента страны – это улучшение качества жизни людей в стране и во всех её регионах. Во всех сферах их жизнедеятельности и общественных отношений. Этому сегодня подчинены усилия всех без исключения работников правительства области и администраций муниципальных образований.

– Вы верите, что это достижимо?

– Да. Понимаете, не верить мы не можем потому, что мы должны добиться такого результата. А если в это не веришь, то, значит, и не понимаешь, как надо действовать. Тогда лучше за это дело не браться… А это серьёзная многофакторная работа. И в ней есть показатели сугубо экономические, а есть те, которые имеют ярко выраженный социальный характер.

– А как соотносится ваша работа и работа губернатора?

– Губернатор – это высшее должностное лицо региона. Этим всё сказано, и никаких других трактовок быть не может. Правительство – это ключевой исполнительный орган областной государственной власти. Правительство выполняет те цели и задачи, которые ставит губернатор для достижения всех основных показателей социально-экономического развития региона. Если говорить прикладным языком – мы имеем ресурсы и цели, которых надо достичь. Мы должны оценить задачи и запланировать мероприятия, а потом их исполнить.

– Видела вас на форуме Всемирного русского народного собора, который проходил в Архангельске, где обсуждался глобальный вопрос – поиск национальной идеи. Пленарное заседание вели вы, потом узнала, что вы являетесь сопредседателем регионального отделения Собора. Признаться, была удивлена – вы же отвечаете за дела экономические, а здесь идеология и политика…

– Председатель правительства – это одновременно и политическая, и общественная фигура. И в региональном отделении ВРНС, как в очень важной с точки зрения социального самочувствия и настроения людей организации, я оказался не случайно. Потому что задача этой общественной организации – это консолидация всех слоёв нашего общества на основе традиционных ценностей: духовных, моральных, патриотических, культурных, исторических. И органы власти просто не могут не участвовать в этом. На Соборном собрании, которое прошло в октябре этого года в Москве в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Кирилл в своём выступлении провозгласил самую важную на сегодняшний день концепцию – народосбережения. Людей надо беречь. Иначе и страна остановится.

– Скажите, пожалуйста, вам как хозяйственнику насколько важно наличие национальной идеи? Можно ведь, наверное, развивать экономику, пользуясь рыночными механизмами.

– Национальная идея, безусловно, должна быть. Не может наш русский многоликий, многонациональный и толерантный народ жить без национальной идеи.

– Какова она в вашем представлении?

– Обеспечивать единство нации, безопасность страны и безопасность каждого её гражданина заложено не только в наших политических и экономических постулатах – это также наше духовное развитие и морально-нравственное и патриотическое воспитание. Это наши исконно русские традиции, умноженные на силу духа русского народа. Это ценности, о которых мы сегодня обязаны думать. И такие неравнодушные люди сегодня есть, и объединяющей для них площадкой может стать региональное отделение Всемирного русского народного собора.

– Следующий год – год выборов губернатора. К слову говоря, у вас нет ли губернаторских амбиций? Имею в виду не нынешнюю ситуацию, а в принципе…

– Честно говоря, не думал об этом. Не очень нравится мне понятие «амбиции» как таковое. За семь с половиной лет, которые я работаю в правительстве Архангельской области, я многое для себя ощутил и многое пережил, и я понимаю, что такое работа губернатора – насколько она трудна и многогранна. Не думаю, что я самореализовался в своей должности настолько, чтобы иметь такие намерения. Очень много ещё впереди у команды губернатора и правительства области важных и ответственных дел, свершения которых ждут жители Архангельской области…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО