25.12.2020 16:00

Надежда Виноградова: «Мы выстояли, но ещё не победили»

Надежда Виноградова

Вице-спикер областного Собрания депутатов считает, что эхо коронавируса ещё долго будет отзываться и в коридорах власти, и в бизнес-среде

Какими стали итоги уходящего 2020 года для экономики региона и как он изменил региональную политику – об этом мы поговорили с заместителем председателя Архангельского областного Собрания депутатов Надеждой Виноградовой.

Бюджет не бывает большим

– Надежда Ивановна, основным трендом уходящего года стала борьба с коронавирусом, которая проникла во все сферы жизни – от нашего поведения в быту до экономики региона. Весной мы уже беседовали на эту тему, и вы тогда критически отнеслись к мерам поддержки предприятий региона, принятым областным правительством. С тех пор прошло более полугода, и наверняка можно сказать – сбылся ли ваш прогноз…

– Да, время прошло, но говорить однозначно об адекватности мер поддержки экономики области негативным факторам, которые продолжают на неё влиять, ещё рано. Более того, я уверена, что эхо коронавируса ещё долго будет отзываться и в коридорах власти, и в бизнес-среде. Что касается эффективности тех мер поддержки, о которых мы говорили весной, то оценить их объективно тоже непросто. Мы же с вами не знаем, что бы произошло с экономикой, если бы не было этих мер. Как не знаем и того, насколько эффективнее были бы более решительные шаги власти. Тем более что многие факторы, которые влияют на экономику региона, нам неподвластны.

– Однако, кое‑какие выводы сделать всё‑таки можно?

– Да, и они, конечно, не будут утешительными. Например, в сентябре региональный минфин ухудшил прогноз по прибыли предприятий региона сразу на 6,1 миллиарда рублей. Для нас это колоссальная сумма, с которой, помимо прочего, не будет уплачен и налог в бюджет. Он, кстати, уже потерял более 8,1 миллиарда рублей собственных доходов. Конечно, мы получили поддержку из федерального бюджета, но этих средств не хватило, чтобы покрыть все выпадающие доходы. В результате, вырос дефицит областного бюджета – почти на 4,7 миллиарда. Однако, справедливости ради, я хочу подчеркнуть, что мы столкнулись с угрозой, которую ещё год назад никто в мире не мог предвидеть! У нас не было ни знаний о новом вирусе, ни опыта борьбы с ним, ни достоверных прогнозов динамики его распространения. И на этом фоне такие потери, поверьте, выглядят значительными, но не убийственными. Главное – нам удалось найти баланс между поддержкой экономики и жизнеспособностью бюджета. Мы выстояли, но ещё не победили.

– Не так давно специалист по региональной экономике Наталья Зубаревич назвала Архангельскую область и без того самым бедным по бюджетным возможностям регионом Северо-Запада. Вы согласны с этим утверждением?

– Наталья Васильевна, безусловно, авторитетный специалист, и её мнение имеет право на существование. Отчасти я даже с ним согласна, но с поправкой на то, что бюджет, в принципе, никогда не бывает большим или хотя бы достаточным. Тем более, имея в виду те задачи, которые стоят перед нашим регионом уже не первый год. Не стоит забывать и о том, что бюджет Архангельской области, да и других северных регионов страны, существует не сам по себе. Он – часть федеральной бюджетной системы и, следовательно, подчиняется общим для всех регионов межбюджетным отношениям. В этом как раз и кроется решение озвученной проблемы. Районы Крайнего Севера нуждаются в особом отношении и особом подходе – как в части межбюджетных отношений, так и в сфере создания условий для ведения здесь бизнеса. С коллегами по парламентам Северо-Запада мы достаточно часто поднимаем эти вопросы на заседаниях Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, но правила игры в федеральном масштабе меняются не так скоро, как того хотелось бы.

– COVID-19 – это не единственная острая тема уходящего года. В январе в Архангельской области началась полномасштабная реализация реформы системы обращения с ТКО. В регионе появился специализированный оператор по обращению с отходами, а вместе с ним – скандалы, жалобы на некачественную работу и высокий тариф. Как вы оцениваете первые результаты реформы?

– Все упрёки, которые прозвучали в адрес регионального оператора, безусловно, справедливы. Я и сама это вижу в рабочих поездках по округу, и общаясь там с людьми. Скажу честно, в моём понимании эти проблемы – лишь верхушка айсберга. На самом деле меня больше беспокоит то, что региональный оператор отказался от планов по переработке отходов на территории области, что, в конечном итоге, приведёт к дополнительному росту площадей полигонов под захоронение ТКО, увеличению расходов на их обслуживание и нулевому КПД самой реформы в нашем случае. Более того, эти расходы полностью лягут на плечи потребителей – как предприятий, так и простых северян – напрямую и через бюджетную «дельту». В то время как переработка ТКО могла бы не только стимулировать сокращение числа и площади мусорных полигонов в регионе, но и помочь регоператору зарабатывать и тем самым снижать нагрузку на потребителей своих услуг. Поэтому именно в этом направлении я вижу главное направление взаимодействия региональной власти и оператора ТКО в ближайшем будущем. А что касается его некачественной работы, то это, к сожалению, печальный факт, с которым должны работать местные власти – живо откликаться на законные просьбы и жалобы людей, не давать спуску регоператору и не снимать с себя ответственности за общий порядок в своём муниципалитете.

Преемственность сохранится

– В сентябре в Поморье состоялись выборы губернатора, на которых победил Александр Цыбульский. Как вы считаете, что поменяется в экономической политике региона с приходом нового главы и его команды?

– Сегодня ситуация такова, что любая политика в любом российском регионе – социальная, экономическая, культурная – зависит не только и не столько от главы региона, а больше от федеральных тенденций, помноженных на внешние и макроэкономические факторы. Будем честными: сегодня мало кто из региональных лидеров проводит самостоятельный курс развития территории. Поэтому в целом, я считаю, преемственность власти в реализации основных проектов развития сохранится. Может быть, несколько поменяется стиль управления, его динамика – и это уже заметно. Александр Викторович – молодой, энергичный руководитель, который, насколько мне известно, старается работать на результат. Поэтому каких‑то кардинальных изменений в содержании экономической политики региона я бы не ожидала, а вот в её форме изменения точно произойдут.

– Многие связывают победу на выборах Александра Цыбульского с тем, что он остановил проект «Шиес». Вы согласны с этим?

– Историю Шиеса можно воспринимать двояко. С одной стороны, это была попытка областной власти привлечь в регион инвестиции, решить финансовые проблемы отдельных муниципалитетов и модернизировать их социальную инфраструктуру. Конечно, цена этих инвестиций была несоизмеримо высока, и с таким подходом была в корне не согласна и кричала неравнодушная часть общества больше года. И такие попытки установления диалога как раз и являются второй стороной медали.

Шиес выявил главную проблему, которая сложилась в нашем обществе, – проблему взаимопонимания между властью и обществом. На примере Шиеса мы увидели, что такого взаимопонимания практически нет. Люди были вынуждены перекрывать дороги, вступать в конфликты с охраной объекта, в том числе и с нарушением закона. Но нарушая закон, невозможно противостоять несправедливости. Так её можно лишь умножить. Должен быть конструктивный диалог, но его на тот момент не было, к сожалению.

– И у Александра Цыбульского получилось решить эту проблему?

– Скажем так, он сделал первый шаг. Эффективный диалог между властью и обществом – это всегда вопрос доверия, а заслужить его очень непросто. Ещё сложнее – вернуть, если оно было потеряно. Но Александр Викторович, на мой взгляд, на этом этапе сделал всё правильно. Он остановил «Шиес» и построил свою предвыборную кампанию на вовлечении северян в разработку региональной стратегии развития.

И в дальнейшем наиболее важными будут два момента: насколько в нынешних непростых условиях у него получится эту стратегию реализовать и способен ли будет новый глава региона и дальше в своей работе опираться на голос людей. Шиес сплотил наиболее неравнодушных к проблемам экологии северян и научил их отстаивать своё мнение и свои права, и порой делать это достаточно жёстко. Сейчас перед губернатором стоит задача – перевести этот диалог в конструктивное русло, и я надеюсь, что у него это получится.

– Помимо губернаторских выборов в этом году состоялась и очередная процедура избрания главы областного центра. Игорь Год­зиш пять лет назад стал первым главой, избранным депутатами на основе предложений конкурсной комиссии. И накануне его избрания сама смена формы выборов вызывала много споров: кто‑то был за сохранение общенародной процедуры, кто‑то – против. Тем не менее, процедура состоялась, и совсем недавно – второй раз. Как вы считаете, смена формы избрания глав муниципалитетов за это время себя оправдала?

– Я считаю, что да. Понимаете, отвечать на этот вопрос можно, только отстранившись от эмоций и каких‑то популистских заявлений. Если этого не сделать, то мы будем замечать только негатив, а он, как известно, будет всегда. Так можно и не заметить, сколько было за последнее время отремонтировано дорог, построено школ и детских садов, создано общественных территорий, а про то, что из системного кризиса удалось вытащить городской бюджет, я вообще молчу. Почему‑то все забывают, что пять лет назад Архангельск был в шаге от банкротства! Игорю Годзишу и его команде удалось достойно выйти из этой ситуации и начать серьёзно заниматься городской инфраструктурой. Понятно, что все проблемы сразу решить невозможно, но определённый прогресс в этом направлении уже заметен. И этот прогресс – результат того, что к управлению городом пришёл хозяйственник, а не политик. Он работал над благоустройством города, а не над формированием собственного имиджа.

– Тем не менее, горожане, а порой и губернатор, то и дело упрекают глав муниципалитетов, среди которых уже не осталось всенародно избранных, в недостаточно эффективной работе. С чем это связано?

– С тем, что в администрации любого города или района работает не только глава, но и целый штат сотрудников. И, к сожалению, уровень квалификации многих из них оставляет желать лучшего. Усугубляется ситуация и отсутствием должного контроля, и безнаказанностью. Поэтому мы и получаем тот негатив, который невозможно не замечать. Причём чаще всего негатив рождают не глобальные проблемы, а, порой досадные недоразумения, но от того становятся ещё более заметными недоделки и упущения в работе.

– И что же с этим делать?

– Нужно пытаться изменить подход рядовых чиновников к своей работе, учить их смотреть на неё не сквозь сметы и техзадания к контрактам, а видеть проблемы глазами людей. И, конечно же, в эту работу должны включиться сами главы. Нужно учить муниципальных служащих, развивать их компетенции, поощрять инициативу на местах, дать им возможность раскрыть свой потенциал. Сейчас же муниципальная служба чаще работает по известному армейскому принципу, озвучивать который я не стану.

Запас прочности у региона есть

– Уходящий год уже стал предметом массы грустных шуток. На ваш взгляд, каким станет 2021 год для региона и его экономики?

– Строить прогнозы относительно будущего года достаточно сложно. Но, тем не менее, у меня он вызывает сдержанный оптимизм. Это связано с тем, что даже несмотря на то что в этом году мы столкнулись с целым рядом трудностей, потенциал экономики области отнюдь не исчерпан. Причём не только с точки зрения исполнения социальных обязательств и других защищённых статей расходов, но и с точки зрения развития. Дело в том, что в нашем регионе немало производств, чья продукция ориентирована на экспорт, а рост курса валют, в свою очередь, повышает их рублёвую прибыль. Кроме этого, есть чёткая надежда на будущий рост спроса на внешних рынках по мере того, как пандемия коронавируса пойдёт на спад. И в том, что это произойдёт, сомнений нет – уже начата прививочная кампания первой в мире зарегистрированной вакцины Спутник V, подходят к завершению клинические испытания ещё ряда вакцин – как отечественных, так и зарубежных, – которые в перспективе помогут замедлить рост заболеваемости, а значит, и стимулируют рост экономики во всём мире.

– Этот сдержанный оптимизм распространяется на региональный бюджет?

– Областной бюджет в том виде, в котором он принят, и без того наполнен оптимизмом. Это подчёркивала и я, и многие мои коллеги. Но он будет оправдан лишь в том случае, если правительству региона, нашим представителям в Госдуме и Совете Федерации удастся привлечь внимание федеральных властей к нашему региону и его финансовым проблемам, а региональному минфину и налоговым органам – выполнить план по собственным доходам областной казны.

– А это реально, учитывая, что пандемия ещё не закончилась, и вряд ли это произойдёт в самом начале года?

– Я думаю, что ничего нереального в этом нет. Вы сами видите, что на федеральном уровне решения о выделении помощи регионам принимаются в оперативном режиме, как говорят медики, по показаниям. И эти показания в 2021 году никуда не пропадут, а значит, и на поддержку мы сможем рассчитывать. С собственными доходами вопрос несколько более сложный, так как мы ещё не до конца ощутили последствия даже первой волны распространения коронавируса. Однако, как я уже говорила, запас прочности у экономики региона есть. Для областной власти важно лишь не упустить момент и продолжить поддерживать те отрасли, которые сегодня нуждаются во внимании. Да и нам с вами не следует забывать о том, что победа над вирусом – в том числе, и в наших руках. Она во многом зависит от того, насколько ответственно мы будем относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна СМИРНОВА