21.03.2015 06:00

Чтобы новое жилье не стало аварийным

На днях члены комитета областного Собрания депутатов по жилищной политике обсудили наболевшие  вопросы с заместителем председателя комитета  Госдумы по жилищной политике Еленой Николаевой  и членом комитета Госдумы по вопросам местного  самоуправления Еленой Вторыгиной, специально  прилетевшими для этого в Архангельск.

Говорили о реализации  схем капремонта домов и о  расселении аварийного жилья, о привлечении частных  инвестиций в сферу жилищного строительства. А именно о проблемах, решение  которых требует корректировки федерального законодательства, например, о несоответствии установленной  в рамках государственных  жилищных программ нормативной цены квадратного  метра реальным возможностям региона. 

Перед этим Елена Николаева проехала по Архангельску, и ее впечатления  совпали: для таких городов,  заявила она, необходимо  пересмотреть норматив. Как  раз сейчас Минстрой обсуждает новую методику его  расчета.

Обращаясь к коллегам  и приглашенным главам  муниципалитетов, депутат  облсобрания Андрей Аннин  попросил тут же выступить  с предложениями по изменению действующего законодательства. Впрочем,  большинство предложений  передали Елене Николаевой  в письменном виде – озвучили только некоторые основные. Например, предложили  освободить застройщиков,  участвующих в конкурсе на  строительство социальных  домов, от необходимости  вносить залог 30 процентов  от стоимости контракта. 

Как говорили депутаты,  крупные строительные организации из-за малых объемов  и территориальной удаленности не заходят в Архангельскую область, а те, кто  готов браться за подобные  контракты, не имеют столько  оборотных средств и кредит  получить тоже не могут.

– С одной стороны, сделать нулевым залог означает: вы не сможете быть  уверены, что к вам пришла серьезная компания,  которая в том числе имущественно отвечает за свои  действия. С другой стороны,  избыточный размер залога  в тяжелой экономической  ситуации, когда, по сути,  невозможно кредитование,  стал непосильным бременем.  То есть нам в любом случае  придется решать эту проблему, – ответила на это Елена  Николаева.

Чтобы введенное в эксплуатацию социальное жилье не  оказывалось «новым аварийным», есть предложение изменить федеральный закон  «О закупках» – ввести для  застройщиков, которые хотят выйти на такие объекты,  предквалификацию.

  – Если застройщик захочет участвовать в госпрограммах, он должен будет  получить допуски на соответствующие виды работ. А,  как вы знаете, допуск означает наличие определенного  страхового фонда, который  в случае некачественно или  несвоевременно проведенных работ может быть использован как компенсация,  – сказала Николаева.

В целом для решения  проблемы расселения аварийных домов она предложила два пути – строить на  месте старого жилья новое и  развивать некоммерческую  аренду: «Это социальное  жилье в новых домах, размер аренды которого не  превышает уровень, определенный субъектом, но обеспечивает возврат средств,  потраченных на его строительство».

Подразумевается, что  плата за него должна быть  ниже, чем при коммерческой аренде, но выше, чем  при социальном найме.

  – Только меня настораживает желание решать жилищные проблемы путем  точечной, уплотнительной,  застройки, – отметила Николаева. – Мы должны думать  не только о строительстве  жилья как таковом, но и о  качественной среде обитания. И в этом смысле даже  идея раздать людям земельные участки для застройки  только звучит привлекательно, мы можем потом  столкнуться с проблемой  отсутствия социальной инфраструктуры.

Депутаты облсобрания  подчеркнули, что для Архангельской области крайне  важно, чтобы работа Фонда  содействия реформированию ЖКХ была продолжена  и после 1 сентября 2017  года, так как самостоятельно  региону проблему ветхого  жилья не решить. Они также выразили озабоченность  исключением из региональных программ капитального  ремонта многоквартирных  домов с износом свыше 70  процентов.

 Андрей Аннин отметил  проблему с формированием фондов капитального  ремонта общего имущества  многоквартирных домов. В  целях увеличения собираемости взносов на капремонт  наши депутаты предложили коллегам из Думы рассмотреть вопрос о внесении  изменения в Жилищный  кодекс и дополнить перечень  вопросов, которые необходимо решить собственникам  помещений при выборе способа формирования фонда  капремонта.

По словам Елены Николаевой, проблема еще и в  недостаточной информированности граждан. Многие  до сих пор не понимают  ключевую разницу между  счетами: если они выбирают  спецсчет, ответственность  за качество, своевременное  проведение капремонта и  его объемы несут они сами,  а если выбирают регионального оператора – бюджет  региона.

 – В то же время нам необходима система кредитования капитального ремонта на федеральном уровне,  потому что нельзя сегодня  брать с жителей по 17–20  процентов на ремонт, они  просто не смогут платить  эти деньги, – заметила присутствовавшая на заседании  замминистра ТЭК и ЖКХ  области Елена Петухова. –  Кроме того, люди, живущие  в домах с износом свыше 70  процентов, не должны платить за капитальный ремонт.  Мы же понимаем, что эти  деревяшки никто ремонтировать не будет, если они  не представляют никакой  исторической ценности. 

Дело осложняется еще и  тем, что в законодательстве  до сих пор нет четкого определения понятия «ветхое  жилье».

– До сих пор не проведен  анализ технической инвентаризации многоквартирных домов, из-за чего и формирование региональных  программ капремонта, и  проведение оценки «на ветхость» – все это пока от  лукавого, – сказала Елена  Николаева. – Сейчас мы  ставим вопрос о том, чтобы направить средства на  оценку реального состояния  многоквартирных домов:  какие конкретно работы  и в каком объеме нужно  сделать в каждом из них.  После этого нужно будет  детально просчитать финансовую нагрузку. Будет  рассматриваться и тема технической инвентаризации,  учета ветхого жилфонда на  законодательном уровне. И  уже в рамках этого будет  более четко дано понятие  ветхости.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЕВА