03.03.2015 07:13

Пройдет ли «Афалина» в тулубьевский затон?

Не будет маршрута – судно куда?..

Как выбраться в Котлас и вернуться домой? Этот странный для современности вопрос уже много лет беспокоит жителей поселка Тулубьево и ряда соседних населенных пунктов в Котласском районе. Со второй половины июля Северная Двина не дает короткого пути. Власти, пассажироперевозчик предприняли попытку этим летом все-таки дать судовой ход.

Затон Тулубьева пересыхает ежегодно в конце июля, и единственное транспортное средство – теплоход «Афалина» не может пройти к берегу и сделать остановку для тулубян.

– Садимся на мель, днищем задеваем – становится опасно. Хотя судно у нас очень мелкосидящее, приспособлено для нашей реки, шириной небольшое, осадка минимальная, 50 с небольшим сантиметров. Стараемся ходить до последнего, – рассказывает капитан судна Сергей Емельянов.

– Сколько работаю на маршруте, жалко жителей поселка. Куда им деваться? Люди очень вежливые, большинство – пенсионеры, есть ветераны, участники войны, ветераны флота, которым попасть в родную деревню другим способом трудно. Альтернатива у тулубян незавидная. Выходить на переправе 46-го лесозавода и идти пешком 2,5–3 часа. Каково это пожилому человеку в летний зной да еще, как правило, с грузом, – можете представить.

– О необходимости дноуглубительных работ на Северной Двине в затоне Тулубьева мы как перевозчики говорили неоднократно, но до прошлого года, пока к проблеме не подключились сами жители деревни, нас не слышали. Точнее, предлагали – копайте сами. Но у нас нет такой прибыли, чтобы оплатить работу земснаряда. Маршрут дотационный, линия убыточна, – продолжает Емельянов.

Когда в деревне набрали не один лист подписей под обращением в «Севводпуть», главе Котласского района и губернатору области, в проблеме тулубян наметился сдвиг. 18 июля прошлого года Игорь Орлов по итогам совещания в «путинском» формате дал поручение областному агентству по транспорту и главе района Светлане Бральниной направить в адрес «Севводпути» заявку на проведение дноуглубительных работ на Северной Двине в районе поселка Тулубьево. Заявки были направлены.

Если учесть, что в настоящее время Росморречфлот прорабатывает вопрос о повышении качественных характеристик внутренних водных путей России, обслуживаемых ФБУ «Администрация «Севводпуть» (такую задачу ведомству поставил глава государства Владимир Путин), то региональные власти вполне обоснованно рассчитывают на поддержку федерального центра. Заявка региона, в том числе на проведение дноуглубительных работ в районе поселка Тулубьево, в настоящее время рассматривается в Москве.

6 февраля представители Росприроднадзора, администрации «Севводпути», глава Котласского района Светлана Бральнина и капитан судна Сергей Емельянов совещались в агентстве по транспорту Архангельской области. Искали возможность ускорить дноуглубление затона. Ведь федеральное финансирование в лучшем случае придет только в 2016 году – бюджет этого года давно сверстан.

– Опять вернулись к старому разговору – сначала провести работы за счет наших средств от предпринимательской деятельности на реке и средств, полученных от повышения тарифов. Но когда обсудили – на людях не насобираешь на дноуглубительные работы. Даже если мы по максимуму, на 10 процентов, поднимем проездную плату, при среднегодовом доходе от продажи билетов в 200 тысяч дополнительно получим каких-то 20 тысяч рублей, – говорит Сергей Емельянов.

Администрация «Севводпути» подготовила два варианта разработки захода в затон, оба обсудила с перевозчиком. Специалисты предприятия готовы провести работы без извлечения собственной прибыли. Но даже одни затраты, по примерным подсчетам, – это около 600 тысяч рублей. За двое суток работы земснаряда.

Администрация Котласского района и предприниматель Виктор Емельянов должны подготовить обоснование заявки для получения средств из федерального бюджета. Глава Котласского района намерена обратиться к губернатору с просьбой о выделении средств из резервного фонда правительства Архангельской области. Агентство по транспорту подтвердило готовность поддержать эту просьбу. Надеется и капитан «Афалины», что общими усилиями удастся решить проблему и облегчить жизнь людей в Тулубьево, Большом Соколово, Нарье, Хуторе, Лесозаводе и Затоне.

– Дай бог, маршрут будет существовать. Мы специально для него в начале 2012 года выкупили теплоход буквально из металлолома в Северном речном пароходстве. До этого ходила баржа – отцу захотелось обеспечить комфорт пассажирам. Вложили порядка трех миллионов в восстановление и модернизацию «Афалины». Нам эти деньги не отбить на маршруте не за 10 лет, не за 20 лет. Не будет маршрута – судно куда? Содержать ради разовых прогулочных рейсов? Так оно у нас съедает за навигацию столько, что мы будем вынуждены его продать... – говорит потомственный речник Емельянов, надеясь, что эта перспектива все-таки не станет реальностью.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена КРЮКОВА. Фото Сергея Емельянова.