06.05.2019 16:42

Горан Брегович: «Архангельск «втиснулся» где-то между Сан-Франциско и Сиднеем»

фоторепортаж автора
на пресс-конференции

Третий концерт Большого Пасхального фестиваля состоялся на большой сцене Архангельского драмтеатра, что неудивительно, поскольку всех желающих никакие другие площадки города не вместили бы. 

На сцене выступал Горан Брегович со своим оркестром. Программа называлась «Любовь, хиты и весна!»

Как сказал на пресс-конференции сам популярнейший европейский композитор, музыкант и исполнитель, автор музыки к многим фильмам, в его гастрольный график Архангельск «втиснулся» где-то между Сан-Франциско и Сиднеем. А график у него напряженный: с начала года Брегович уже дал 150 концертов.

Русский язык Брегович, уроженец столицы Боснии и Герцеговины Сараево, не знает: с журналистами и с залом общался на английском. Все же на концерте русские слова, необходимые, для того, чтобы расположить к себе публику, прозвучали. Причем, самые главные для такого момента и без акцента: «давай-давай», «еще раз», «ура!»

Зато о русской культуре и истории Брегович, по его словам, знает много: «Мы знаем про все ваши войны, про всех ваших писателей, композиторов, а вы не знаете про нас практически ничего. Это случай «старшего брата», который ничего не знает про младших братьев», ­ сказал журналистам Брегович.

В своей музыке гость, несмотря на то, что его родные Балканы – перекресток католической, православной, мусульманской культур, видит следы русской православной культуры. Но называет себя «Франкенштейном от музыки» (не в смысле – киношное чудовище, а имеется в виду множественность и смешение традиций).

О меняющемся мире Брегович говорит так: «Надо учиться жить с представителями разных культур, этого нельзя избежать. И это – главная задача XXI века». Об этом – его музыкальная программа «Три письма из Сараево», некоторые композиции из которой прозвучали в архангельском концерте.

Гость назвал свой концерт в Архангельске необычным, поскольку представил слушателям «новое, что никто еще не слышал». Концерт шел более двух часов практически в режиме «нон-стоп», и когда зрители в очередной раз «на бис» не отпускали музыкантов, те вновь и вновь начинали играть. Мало того, они, что называется, - и сыграли, и сплясали.

Горан Брегович исполнил свои лучшие хиты - со сцены прозвучали страстные балканские мелодии, музыка из кинофильмов Эмира Кустурицы и других режиссёров. И конечно - знаменитая композиция «В сломанной машине» из фильма Кустурицы «Аризонская мечта», по которой Бреговича узнают во всем мире (правда, более известной в исполнении американского рок-вокалиста Игги Попа). «Машину» архангелогородцы встретили овацией.

Так же встретили и старую партизанскую песню «Белла, чао!», которая вообще-то - итальянская времен движения Сопротивления. Но зал она завела с пол-оборота, тем более, что оркестр Бреговича вплел в нее балканские мотивы. Зрители восприняли ее как подарок к приближающемуся 9 Мая, хотя Брегович об этом не говорил, но зачем говорить – и так понятно.

Сам Горан Брегович весь в белом, играл на гитаре и при этом умудрялся дирижировать своим небольшим оркестром: двумя вокалистками в национальных костюмах, ударником-солистом и пятью трубачами.

Если мы и впрямь мало знаем о культуре Балкан, то с Большим Пасхальным фестивалем стали знать больше: Горан Брегович. И не говорите, что не слышали.

А 12 мая Большой Пасхальный фестиваль в Архангельске завершается концертом Дживана Гаспаряна и его ансамблем армянских народных инструментов. Концерт называется «Душа абрикосового дерева». Начало в 18.00.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА