В Архангельском театре драмы состоялась лаборатория молодых режиссеров «Рыбный обоз»

10 июня 11:06 Культура
«Поездка в прошлое»
«Поездка в прошлое»

Что такое «лаборатория»? Режиссеры демонстрируют эскизы спектаклей, которые они ставят с артистами театра драмы, а уж руководство театра решает – годятся ли они для постановки полноценного спектакля.

Мнение зрителей тоже спрашивают – путем небольшого голосования в листочках-опросниках. Так, в закончившемся сезоне появились премьеры спектаклей «Тараканы» и «Три сестры» – это оттуда, с прошлого «Рыбного обоза». Нынешний «Рыбный обоз» был посвящен произведениям Федора Абрамова, поскольку в 2020 году будет отмечаться столетие писателя.

Надо сказать, что режиссеры, представившие эскизы спектаклей, действительно молоды. И потому их будущие спектакли ориентированы именно на молодого зрителя, который сам не прошел вместе со своей страной того исторического пути, о котором так честно писал Федор Абрамов.

«Поездка в прошлое» режиссера Игоря Лебедева (г. Керчь) – именно о том, сколь драматичны были отношения в русской деревне во времена Гражданской войны и коллективизации. Когда в противостояние были вовлечены даже дети и подростки, и как спустя много лет память об искалеченных судьбах и загубленных жизнях остается все такой же кровоточащей.

Но дело не только в этом – спектакль об оскудении русской земли, сбитых с колоколен крестах и разъедающей души обиды. Но и о прозрении главного героя – конюха Кобылина (Вадим Винтилов). Над всем напряженным действом на почти пустой сцене довлеет «железный занавес».

Режиссер пошел классическим путем – ревнители театральных традиций будут довольны. Вот только не обозначенная в первоисточнике роль Лошади в исполнении Кристины Ходарцевич явно выходит если не на первый, то около того план. А как она жалобно ржет-плачет от людской злобы, тут роль не просто деревенской Лошади, а той лошади, что и бык, и баба, и мужик.

Философскую сказку Абрамова «Жила-была семужка» представила на суд первых зрителей режиссер Ольга Левковская (Москва). История юной рыбки-семужки Красавки (Мария Беднарчик) – это, конечно, о человеческой жизни, о ее быстротечности, о выборе пути. Все это было бы очень серьезно, если б не было подано в легкой и даже несколько игривой форме. Пожалуй, развлекательная сторона доминировала над философской и потому финал спектакля получился странным – ничто не предвещало такой драмы.

Режиссер Алексей Шавлов (Минск) показал эскиз своего спектакля «Безотцовщина», действие которого перенес из деревни шестидесятых годов, вероятно, на современную городскую окраину.

Получилось неожиданно, поскольку атрибуты деревни – косьба, например, остались. Конечно, современного колючего подростка Володьку никто «безотцовщиной» дразнить не будет – не то время. Но это не значит, что современные дети не страдают от отсутствия отцов и не ищут того, кто бы его заменил. Финал страшен – все взрослые деревни (общаги?) массово пьяные в стельку, включая беременную, тут же начинают драку, а другие снимают на телефон. И только подросток мечется от одного к другому, пытаясь их поднять на подмогу мужику Кузьме где-то там честно работающему.

Мария Критская – режиссер из Санкт-Петербурга показала эскиз спектакля «Сарафан» в основном по двум произведениям Абрамова – «В Питер за сарафаном», «Старухи». В рассказах Абрамова режиссер увидела мир гротеска, содержащий элементы абсурда, фантастики. Разве не абсурд в деревенских избах менять портреты «вожжей» (вождей), мол, «того, который без волос да закормленный, – нельзя, ни в каком разе, а тот, который с усами, того, говорит, можно и на свет, на того, говорит, послабленье ноне вышло». Или сеять на лыжах, чтоб бодро отрапортовать в район о проделанной работе? Или за все труды праведные в войну и послевоенный голод получить пенсию колхозника в 12 рублей?

Но самое большое украшение этого эскиза – великолепный «старушатник» из актрис Архангельского театра драмы.

Похоже, эта «лабораторная работа» Марии Критской нашла самый большой отклик у зрителей «Рыбного обоза».  Остается только удивляться, каким разным может быть прочтение «деревенской прозы» Федора Абрамова. И какие спектакли из представленных эскизов по произведениям Абрамова появятся на сцене Архангельского театра драмы – узнаем в следующем сезоне.

Елена ИРХА, фоторепортаж автора

Фоторепортаж

16 июня

В Архан­гель­ске откры­лась выставка «Исто­рия леген­ды. Высоц­кий, Шемя­кин и рус­ский Париж 1970-х годов»

16 июня

В музее ИЗО откры­лась выставка «Кар­нава­лы Вене­ции и Петер­бурга. Взгляд худож­ника»

10 июня

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась лабо­рато­рия моло­дых режис­се­ров «Рыб­ный обоз»

31 мая

Коман­да «Сбор­ной Тай­болы» воз­вела на Вал­дае арт-объект

19 мая

В «Ночь музе­ев» в Архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах предс­та­вили волон­терс­кий про­ект «Про­стые вещи»

9 мая

По ули­цам Архан­гель­ска про­шёл «Бес­смертный полк»

9 мая

О нор­вежск­их пар­тиза­нах, Крас­ной Армии и общей памяти

7 мая

В Архан­гель­скую область при­ле­те­ли лебеди

6 мая

Горан Бре­го­вич: «Архан­гельск «втис­нулся» где-то между Сан-Фран­циско и Сиднеем»

1 мая

В Архан­гель­ске отмети­ли Первомай

1 мая

«Помор­ская Артель» на Чум­бар­ов­ке отмеча­ет день рождения

25 апреля

Юг Архан­гель­ской области предс­та­вля­ет осо­бый инте­рес для раз­вед­ки алмазов

20 апреля

В Архан­гель­ске про­шла 37 лег­ко­ат­лети­чес­кая эстафе­та на призы тра­ло­во­го флота

18 апреля

Пере­движ­ная выставка воен­ной тех­ники «Сир­ий­ский пере­лом» доб­ралась до Архан­гель­ска

13 апреля

В Гос­тиных дво­рах Архан­гель­ска рабо­та­ет Меж­дуна­род­ная выставка авторск­их кукол

Похожие материалы

19 июня Культура

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на кас­тинг для фильма «Две­над­цать стульев»

19 июня Культура

Луч­шие школь­ники области прис­тупи­ли к заняти­ям в «Соз­вез­дии»

18 июня Культура

К 435-ле­тию горо­да в Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка мес­тных худож­ни­ков

17 июня Культура

В Архан­гель­ске и Нарьян-Маре про­шла пре­зен­та­ция книги «Ненец­кий округ. Гео­ло­ги­чес­кая эра»

16 июня Фоторепортаж

В Архан­гель­ске откры­лась выставка «Исто­рия леген­ды. Высоц­кий, Шемя­кин и рус­ский Париж 1970-х годов»

16 июня Культура

В музее ИЗО откры­лась выставка «Кар­нава­лы Вене­ции и Петер­бурга. Взгляд худож­ника»

13 июня Культура

В Архан­гель­ске откры­лась выставка лос­кут­ной живо­писи «Мой лос­кутный мир»

11 июня Культура

В «Малых Коре­лах» прой­дут «Троиц­кие гулянья»

10 июня Фоторепортаж

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась лабо­рато­рия моло­дых режис­се­ров «Рыб­ный обоз»

10 июня Культура

К музею ИЗО в Архан­гель­ске прип­лыли «Замор­ские гос­ти» Нико­лая Рериха

6 июня Культура

Две выставки Миха­ила Шемя­кина откро­ют­ся в Архан­гель­ске

3 июня Культура

«Малые Коре­лы» приг­лаша­ют архан­гело­гор­од­цев отметить Воз­несе­ние

3 июня Культура

На фес­тива­ле улич­ных теат­ров в Архан­гель­ске снова пока­жут кино