10.06.2019 11:06

В Архангельском театре драмы состоялась лаборатория молодых режиссеров «Рыбный обоз»

«Поездка в прошлое»
«Поездка в прошлое»
«Поездка в прошлое»
«Жила-была семужка»
«Жила-была семужка»
«Жила-была семужка»
«Безотцовщина»
«Безотцовщина»
«Безотцовщина»
«Сарафан»
«Сарафан»
«Сарафан»

Что такое «лаборатория»? Режиссеры демонстрируют эскизы спектаклей, которые они ставят с артистами театра драмы, а уж руководство театра решает – годятся ли они для постановки полноценного спектакля.

Мнение зрителей тоже спрашивают - путем небольшого голосования в листочках-опросниках. Так, в закончившемся сезоне появились премьеры спектаклей «Тараканы» и «Три сестры» - это оттуда, с прошлого «Рыбного обоза». Нынешний «Рыбный обоз» был посвящен произведениям Федора Абрамова, поскольку в 2020 году будет отмечаться столетие писателя.

Надо сказать, что режиссеры, представившие эскизы спектаклей, действительно молоды. И потому их будущие спектакли ориентированы именно на молодого зрителя, который сам не прошел вместе со своей страной того исторического пути, о котором так честно писал Федор Абрамов.

«Поездка в прошлое» режиссера Игоря Лебедева (г. Керчь) – именно о том, сколь драматичны были отношения в русской деревне во времена Гражданской войны и коллективизации. Когда в противостояние были вовлечены даже дети и подростки, и как спустя много лет память об искалеченных судьбах и загубленных жизнях остается все такой же кровоточащей.

Но дело не только в этом – спектакль об оскудении русской земли, сбитых с колоколен крестах и разъедающей души обиды. Но и о прозрении главного героя – конюха Кобылина (Вадим Винтилов). Над всем напряженным действом на почти пустой сцене довлеет «железный занавес».

Режиссер пошел классическим путем – ревнители театральных традиций будут довольны. Вот только не обозначенная в первоисточнике роль Лошади в исполнении Кристины Ходарцевич явно выходит если не на первый, то около того план. А как она жалобно ржет-плачет от людской злобы, тут роль не просто деревенской Лошади, а той лошади, что и бык, и баба, и мужик.

Философскую сказку Абрамова «Жила-была семужка» представила на суд первых зрителей режиссер Ольга Левковская (Москва). История юной рыбки-семужки Красавки (Мария Беднарчик) – это, конечно, о человеческой жизни, о ее быстротечности, о выборе пути. Все это было бы очень серьезно, если б не было подано в легкой и даже несколько игривой форме. Пожалуй, развлекательная сторона доминировала над философской и потому финал спектакля получился странным – ничто не предвещало такой драмы.

Режиссер Алексей Шавлов (Минск) показал эскиз своего спектакля «Безотцовщина», действие которого перенес из деревни шестидесятых годов, вероятно, на современную городскую окраину.

Получилось неожиданно, поскольку атрибуты деревни – косьба, например, остались. Конечно, современного колючего подростка Володьку никто «безотцовщиной» дразнить не будет – не то время. Но это не значит, что современные дети не страдают от отсутствия отцов и не ищут того, кто бы его заменил. Финал страшен – все взрослые деревни (общаги?) массово пьяные в стельку, включая беременную, тут же начинают драку, а другие снимают на телефон. И только подросток мечется от одного к другому, пытаясь их поднять на подмогу мужику Кузьме где-то там честно работающему.

Мария Критская – режиссер из Санкт-Петербурга показала эскиз спектакля «Сарафан» в основном по двум произведениям Абрамова – «В Питер за сарафаном», «Старухи». В рассказах Абрамова режиссер увидела мир гротеска, содержащий элементы абсурда, фантастики. Разве не абсурд в деревенских избах менять портреты «вожжей» (вождей), мол, «того, который без волос да закормленный, — нельзя, ни в каком разе, а тот, который с усами, того, говорит, можно и на свет, на того, говорит, послабленье ноне вышло». Или сеять на лыжах, чтоб бодро отрапортовать в район о проделанной работе? Или за все труды праведные в войну и послевоенный голод получить пенсию колхозника в 12 рублей?

Но самое большое украшение этого эскиза – великолепный «старушатник» из актрис Архангельского театра драмы.

Похоже, эта «лабораторная работа» Марии Критской нашла самый большой отклик у зрителей «Рыбного обоза».  Остается только удивляться, каким разным может быть прочтение «деревенской прозы» Федора Абрамова. И какие спектакли из представленных эскизов по произведениям Абрамова появятся на сцене Архангельского театра драмы – узнаем в следующем сезоне.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА, фоторепортаж автора