В Архангельском театре кукол вновь премьера – «Царь Пузан»

29 июня 2019 15:08 Культура Из газеты
Фоторепортаж автора
Фоторепортаж автора

Предполагается, что новый спектакль станет частью знаменитых новогодних балов в театре кукол. А пока единственный показ «Царя Пузана» по малоизвестной сказке Корнея Чуковского состоялся в нынешнюю субботу.

Сказка «Царь Пузан» – это перевод английской народной сказки «Джек – покоритель великанов». Правда, от «Джека» в пересказе Корнея Ивановича осталось столько же, сколько в «Докторе Айболите» от «Доктора Дулиттла» Лофтинга. Бывало так в нашей литературе, что пересказы зарубежных авторских или народных сказок, адаптированные для русских детей, получали самостоятельную жизнь: кто в «Приключениях Буратино» признает «Пиноккио»?

Кроме того, «Царь Пузан», похоже, шутка писателя, мол, собственные дети попросили сочинить что-то там для домашнего спектакля – пожалуйста. Главный персонаж сказки – царь Пузан очень добрый, но толстый. Подданные из-за этого над ним потешаются, а он обижается. Сами понимаете, в советское время образ доброго царя расходился с официально принятым. Потому сказку вообще не печатали и потому она не знакома большинству читателей, в отличие, скажем, от «Мухи-Цокотухи» или «Федорина горя».

Поставил спектакль «Царь Пузан» на сцене Архангельского театра кукол Петр Васильев, лауреат театральной премии «Золотая маска». Его, как режиссера, архангельские зрители знают по спектаклям «Гуси-лебеди» и «Путешествие «Голубой стрелы».

Художник спектакля – тоже «золотомасочница» Алевтина Торик, известная по кукольным спектаклям «Лягушиный король», «Любовь к трем апельсинам» и другим. Ныне Алевтина Торик работает с художественным руководителем театра Дмитрием Лоховым над премьерой следующего сезона – «Золоченые лбы» по Шергину.

Новый спектакль поставлен в пышном стиле французского «галантного века»: дворцовые интриги, легкомысленная дама с мушкой на щечке, изящные платья и камзолы по последней моде XVIII века.

Короля делает свита, и единственный герой спектакля в образе куклы – это Пузан Восемнадцатый, не считая мимолетного виденья и гения чистой красоты куклы-принцессы Монессы. Ну и еще сдувшейся под тяжестью царя лошади на колесиках и условной коровы, дающей требуемое молоко.

За всем этим галантным празднеством на сцене не сразу угадывается замысел авторов спектакля. Есть добро (царь Пузан) и зло (великан Ермолай Ермолаич), но добро со злом не борется. Зачем сражаться и рубить голову злодею? Эпоха рыцарей давно прошла и блестящие доспехи стали малы. Но доброта все равно сильнее зла, стоит только дать этому «злу» заботу, работу и постоянный заработок, чтоб великан смог прокормить себя. Тогда воровать и грабить ему просто незачем. Он ведь в сущности неплохой парень. Чем не выход?

Причем, сказку-то Чуковский написал накануне самой что ни на есть зловещей эпохи для нашей страны, когда головы полетели одна за другой – в 1917 году.

Великана играет актер среднего роста, заслуженный артист России Ростислав Киселев. На его ноги надеваются котурны – деревянные колодки с высокой платформой для увеличения роста, примерно такими пользовались, если верить историкам, еще актеры Древней Греции и «великан» готов. Кроме него в спектакле заняты три актера – Илья Логинов (царь Пузан), Алексей Бурмагин (придворный кавалер), Вероника Попова (фрейлина). В другом составе – Олег Шиняев (царь Пузан).

Спектакль предназначен для детей от шести лет, его жанр режиссер определил как «трагикомическую историю одного сказочного правителя».

Елена ИРХА

Фоторепортаж

19 апреля

Пасха в Архан­гель­ске

17 апреля

Архан­гель­ская худо­жест­ве­нная школа предс­та­вила вир­туаль­ную выставку «Пас­халь­ная история»

23 марта

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась премье­ра без зрителей

16 марта

Шедев­ры Дали, Пикас­со и Матис­са при­вез­ли в Архан­гельск

3 марта

На Солов­ках сос­то­ял­ся тур­нир по хок­кею на валенках

1 марта

В Вер­коле про­шли тор­жества, посвящ­ен­ные сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамова

1 марта

На Солов­ках отпра­зд­нова­ли Масленицу

4 февраля

Архан­гель­ский худож­ник рас­ска­жет об искусстве офор­та на экску­рсии в музее ИЗО

3 февраля

В Архан­гель­ске про­шел тур­нир по бад­минто­ну «Север­ное сияние»

8 января

В самую ненас­тную погоду, под дож­дём и про­низы­ва­ющим вет­ром в парке на Галу­шина весе­лят­ся роди­тели с детьми

8 января

Архан­гельск вто­рой раз за ново­год­ние кани­кулы нак­рыл гололёд

4 января

В Архан­гель­ском теат­ре драмы – премье­ра для детей «Огниво» по сказ­кам Андерсена

4 января

Ново­годье в Архан­гель­ске: уны­лая пора

3 января

В сем­ей­ном теат­ре-сту­дии «Понар­ош­ку» идут «Ново­год­ние хихи­кал­ки»

3 января

Ново­год­няя Укра­ина: като­лич­ес­кое Рож­дество, ново­год­ние база­ры и ожи­да­ние мира

Похожие материалы

24 декабря Фоторепортаж

В Архан­гель­ске откры­лась тра­дици­он­ная выставка козуль

25 ноября Общество

«Ког­да мне было три года, я уже зна­ла, что такое коза…»

19 ноября Культура

В Архан­гель­ском теат­ре драмы – премье­ра «Вол­шеб­ное коль­цо» по озор­ной сказ­ке Бори­са Шергина

10 ноября Общество

Птич­ку жалко

5 августа Фоторепортаж

Архан­гель­ские вете­раны Вооруж­ен­ных сил почтили память героя Пер­вой миро­вой войны

29 июня Фоторепортаж

В Архан­гель­ском теат­ре кукол вновь премье­ра – «Царь Пузан»

9 мая Политика

О нор­вежск­их пар­тиза­нах, Крас­ной Армии и общей памяти

1 мая Культура

«Помор­ская Артель» на Чум­бар­ов­ке отмеча­ет день рождения

12 апреля Культура

Дере­вян­ные кони, дере­вян­ные ложки и скри­пу­чая дверь

27 марта Фоторепортаж

Шиес в режиме ожидания

13 марта Из жизни

Аркти­ка – за поворо­том!

5 марта Общество

Помор­ские исто­рии: козу­ли, боло­то и комары

26 августа Общество

Ярень­га – даль бес­край­няя: от кол­хоза «Име­ни НКВД» до наци­ональ­ного парка