29.06.2019 15:08

В Архангельском театре кукол вновь премьера – «Царь Пузан»

Фоторепортаж автора

Предполагается, что новый спектакль станет частью знаменитых новогодних балов в театре кукол. А пока единственный показ «Царя Пузана» по малоизвестной сказке Корнея Чуковского состоялся в нынешнюю субботу.

Сказка «Царь Пузан» - это перевод английской народной сказки «Джек – покоритель великанов». Правда, от «Джека» в пересказе Корнея Ивановича осталось столько же, сколько в «Докторе Айболите» от «Доктора Дулиттла» Лофтинга. Бывало так в нашей литературе, что пересказы зарубежных авторских или народных сказок, адаптированные для русских детей, получали самостоятельную жизнь: кто в «Приключениях Буратино» признает «Пиноккио»?

Кроме того, «Царь Пузан», похоже, шутка писателя, мол, собственные дети попросили сочинить что-то там для домашнего спектакля – пожалуйста. Главный персонаж сказки – царь Пузан очень добрый, но толстый. Подданные из-за этого над ним потешаются, а он обижается. Сами понимаете, в советское время образ доброго царя расходился с официально принятым. Потому сказку вообще не печатали и потому она не знакома большинству читателей, в отличие, скажем, от «Мухи-Цокотухи» или «Федорина горя».

Поставил спектакль «Царь Пузан» на сцене Архангельского театра кукол Петр Васильев, лауреат театральной премии «Золотая маска». Его, как режиссера, архангельские зрители знают по спектаклям «Гуси-лебеди» и «Путешествие «Голубой стрелы».

Художник спектакля – тоже «золотомасочница» Алевтина Торик, известная по кукольным спектаклям «Лягушиный король», «Любовь к трем апельсинам» и другим. Ныне Алевтина Торик работает с художественным руководителем театра Дмитрием Лоховым над премьерой следующего сезона - «Золоченые лбы» по Шергину.

Новый спектакль поставлен в пышном стиле французского «галантного века»: дворцовые интриги, легкомысленная дама с мушкой на щечке, изящные платья и камзолы по последней моде XVIII века.

Короля делает свита, и единственный герой спектакля в образе куклы – это Пузан Восемнадцатый, не считая мимолетного виденья и гения чистой красоты куклы-принцессы Монессы. Ну и еще сдувшейся под тяжестью царя лошади на колесиках и условной коровы, дающей требуемое молоко.

За всем этим галантным празднеством на сцене не сразу угадывается замысел авторов спектакля. Есть добро (царь Пузан) и зло (великан Ермолай Ермолаич), но добро со злом не борется. Зачем сражаться и рубить голову злодею? Эпоха рыцарей давно прошла и блестящие доспехи стали малы. Но доброта все равно сильнее зла, стоит только дать этому «злу» заботу, работу и постоянный заработок, чтоб великан смог прокормить себя. Тогда воровать и грабить ему просто незачем. Он ведь в сущности неплохой парень. Чем не выход?

Причем, сказку-то Чуковский написал накануне самой что ни на есть зловещей эпохи для нашей страны, когда головы полетели одна за другой – в 1917 году.

Великана играет актер среднего роста, заслуженный артист России Ростислав Киселев. На его ноги надеваются котурны – деревянные колодки с высокой платформой для увеличения роста, примерно такими пользовались, если верить историкам, еще актеры Древней Греции и «великан» готов. Кроме него в спектакле заняты три актера – Илья Логинов (царь Пузан), Алексей Бурмагин (придворный кавалер), Вероника Попова (фрейлина). В другом составе – Олег Шиняев (царь Пузан).

Спектакль предназначен для детей от шести лет, его жанр режиссер определил как «трагикомическую историю одного сказочного правителя».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА