У «Сестер» счастливая сценическая судьба, ее ставили и ставят не только в России.
А ведь в сущности никакого действия в пьесе не происходит: «на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Эта знаменитая фраза Чехова дает представление о всей его драматургии.
В архангельском спектакле питерский режиссер Глеб Володин, вероятно, отталкивался именно от этой фразы. Зрители сидят на сцене, первый ряд – за длиннющим столом, где им актеры подают чай, морс, пироги и фрукты, угощая: «Кушайте!» Не все зрители ожидали вот так буквально очутиться в доме сестер Прозоровых и потому некоторые смущаются – они в театр не «кушать» пришли.
Иногда актеры обращаются к зрителям как к гостю за столом, ища собеседника. Но такое общение с публикой в спектакле – единично и случайно.
Режиссура, как известно, - это связь людей, вещей и предметов на сцене. Вот тут подошли очень тщательно: костюмы – имитация мундиров и платьев конца XIX века, чайная посуда, рюмки и бокалы – туда же, фарфор, хрусталь и цветное стекло. Дворянское гнездо, так дворянское гнездо.
Неудивительно, что режиссер взялся за «Трех сестер» - в архангельском театре служат сразу три актрисы с внешностью барышень Серебряного века (Мария Новикова, Мария Беднарчик и Татьяна Сердотецкая).
Вот с мужскими ролями оказалось сложнее. Барон Тузенбах, которого никак не может полюбить Ирина – по Чехову – некрасив (некрасивый, но порядочный, как говорит про него Ольга сестре Ирине), в спектакле – красив и интересен (Константин Мокров).
Такой персонаж пьесы как подпоручик Родэ в спектакле отсутствует вовсе. (Правда, тут страшного нет – например, в «Гамлете» Лоуренса Оливье вообще нет Фортинбраса и Розенкранца с Гильденстерном - и ничего, четыре «Оскара»). Поручик Федотик (Александр Зимин) занимается тем, что «фотографирует» действия в кульминационные моменты старинным фотоаппаратом на треноге с весьма громким звуком и «вспышкой», поднадоевшими к финалу спектакля.
К «старшему» поколению актеров претензий нет: штабс-капитан Соленый (Сергей Чуркин), как и положено, – самолюбив и циничен, подполковник Вершинин (Дмитрий Беляков) – влюблен и несчастен, военный доктор Чебутыкин (Андрей Калеев) – старый чудак, давно разочаровавшийся в жизни, Кулыгин, муж Маши (Павел Каныгин) – любит поучать, вроде бы добр к изменившей ему жене, но, похоже, не так-то прост и может быть - злопамятен.
Полный набор героев спектакля, мужчин в офицерской форме, не способных ни на что.
А такие сильные натуры как три сестры Прозоровы тяготятся своими социальными рамками и несчастливы от того, что не в силах ничего изменить в своей провинциальной жизни – ни любовь, ни работа в гимназии и на телеграфе не помогают. В Москву, в Москву! – это лишь мечта, которая никогда не осуществится.
Отдельная тема – Андрей Прозоров (Вадим Винтилов), брат трех сестер, и его жена Наташа (Кристина Ходарцевич). Не уехав в Москву, Андрей съежился и опустился, проиграв деньги и заложив дом, зато Наташа взяла все в свои руки, выживая прежних хозяев – всю эту рефлексирующую интеллигенцию с их проклятыми вопросами - что делать и кто виноват – вон (попутно наставив рога мужу). В спектакле новая хозяйка дома Наташа, выдергивает стулья из-под Прозоровых и ставит их перевернутыми на стол, мол, вы теперь здесь гости, кончилось ваше время.
В финале спектакля, после разговоров о том, как хорошо будут жить люди через сто лет, актеры стоят спиной к зрителям и смотрят на видеоэкран – где запечатлены они же сами - на репетиции «Трех сестер».
«Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле…»
Однако, русская тоска по лучшей жизни, вечный поиск смысла этой жизни, никуда не делись и через сто лет после Прозоровых. Разница в том, что теперь иные ее ищут в прошлом, иные опять надеются на будущее, а что сделать для настоящего, никто не знает.
Спектакль длится три с лишним часа с двумя антрактами, после второго антракта голос из динамика явно иронизирует: дорогие зрители, выключите звуки ваших мобильных телефонов, если вы все еще с нами… А где же нам быть? Многое в России со времен Чехова изменилось, а люди с их вопросами все те же, и зрители в российских театрах по-прежнему влет раскупают билеты на «Три сестры» Чехова нашего Антон Палыча.