23.05.2016 16:31

На «Ночи музеев» ожили столетние картины

В Архангельске в шестой раз прошла акция «Ночь музеев»

В Архангельске в шестой раз прошла акция «Ночь музеев». И организаторы, и зрители сходятся во мнении, что изучать выставочные пространства гораздо интереснее именно в такое, непривычное для экскурсий время суток.

В залах усадьбы купчихи Плотниковой оживали картины, которые ровно сто лет назад - в 1916 году - по просьбе Общества любителей изящных искусств были присланы в Архангельск из Академии художеств.

Пока одни ночные экскурсанты фотографируются с великой княгиней Еленой Павловной, мы познакомились с героиней картины «Утро на кухне».

«Дел-то на кухне много. С утра на ярмарку сходила. Все по списку как барыня велела, купила. Молока свежего взяла» – рассказывает «кухарка».

По словам Дарьи Эрдман, старшего научного сотрудника Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» эти 19 полотен - историческое ядро коллекции. «Это наше достояние, то, чем мы обладаем и к сожалению еще не научились пользоваться», - уточнила Дарья.

Потому и был придуман проект «Арт-мнение». Дарья предложила известным горожанам взглянуть на классику своим личным взглядом и рассказать об этом.

Министр культуры Архангельской области Вероника Яничек рассказывает о парадном портрете Екатерины Второй. На полотне, размером 2 на 3 метра, австриец Иоганн Батист Лампи Старший изобразил 60-летнюю самодержицу. Экскурсоводу Яничек, впрочем, удалось не только поведать о картине, но и напомнить собравшимся формулу власти императрицы.

«Она говорила, что: «я хвалю громко, порицаю в пол голоса. Она считала, что управлять, это значит - предвидеть. И помните ее самую крылатую фразу? Победителей не судят» – цитирует Вероника Яничек.

Своё мнение о картине «Океан» Ивана Айвазовского высказал политик Виталий Фортыгин. Он рассказал о том, что на создание картины художника вдохновил шторм, увиденный во время путешествия по Америке.

«Вот так неожиданно, что приглашают людей, которые не являются профессиональными экскурсоводами, но могут передать какие-то свои личные впечатления. Наверное, это здорово! Мне по крайней мере понравилось» - поделился Виталий Фортыгин.

Все произведения искусства - участники проекта «Арт-мнение» - уже давно стали частью классического живописного канона. Тем интереснее увидеть эти музейные вещи через призму личного мнения вип-экскурсоводов.

Не исскусствоведческой интерпретацией, а живым диалогом с картиной стало выступление худрука молодежного театра Виктора Панова. Режиссерский глаз сосредоточился на деталях и тут же подметил: «Смерть принца Оранского» художником Хлебовским, - «Чувствуете эти декорации? И как-будто бы он специально и сделал. Причем по законам театра высвечена главная фигура. Какая ассоциация? Как сказал один очень хороший человек по фамилии Столыпин: «Не надо потрясений!»

Искусство же без потрясений - эмоциального воздействия на зрителя - не может считаться истинным. Еще ценнее - когда музеи могут похвастаться такими картинами. В России всего несколько собраний имеют работы живописца Андрея Попова. Написал он немного. Например, полотно «Кухарка». О бытовой сценке рассуждал председатель Архангельского союза журналистов Владимир Лойтер, - «Я вообще не представляю как ей приходится на кухне, это же антисанитария! Сапоги, здесь же самовар. Если бы пришел санитарный инспектор, он закрыл бы кухню и ни за что не позволил бы готовить на ней еду»

Из таких наблюдений и рождается свой личный, альтернативный взгляд на искусство. Ни у одного лектора не было заранее написанного текста. Всё - на грани виртуозной импровизации.

Елена Доценко, начальник управления социальной и воспитательной работы САФУ, погрузилась в суть картины «Смерть Федора Васильевича Чижова» кисти Ильи Репина. Каждый рассказчик привлекал внимание к деталям. Ведь часто в именно мелочах и кроется главный смысл. «Когда мы начинаем вглядываться в скульптурное, вылепленное, выписанное лицо главного персонажа, главного героя, мы понимаем, что именно вот это зацепило художника – контраст!» - вдохновенно говорит Елена.

Ближе к полуночи экскурс в искусство сделал и депутат Архангельской городской думы Дмитрий Юрков. Кто-то благодаря ему узнал, что копия скульптуры «Отрок Ломоносов на берегу моря» была отлита специального для архангельского музея ИЗО.

В том что именно такой - отчасти игровой - подход к классике сегодня будет интересен зрителю, убежден еще один лектор - директор Северного морского музея Евгений Тенетов. Он, кстати, представлял «Портрет неизвестной в зеленом на фоне Эйфелевой башни» Юрия Аненнкова.

«Люди сейчас живут в визуальную эпоху. И часто воспринимают все с точки зрения картинки. Или какого-то шоу. Здесь, конечно, есть элемент шоу, но это не плохо. Мы просто живем в такое время. Это очень важно. Иначе ничего не получится. Одним этикетажем уже сыт не будешь» – рассказывает Евгений.

И словно вишенка на торте в финале акции «Арт-мнение» соединить краски и музыку попробовал гитарист Тим Дорофеев. Вот так без слов он рассказал о картине «Ответа жду» художника Михаила Иванова.

Словами или только музыкой, образно и эмоционально - каждый ночной экскурсовод рассказывал не только про искусство - про саму жизнь. А зрители всё больше походили на участников масштабного культурного сговора: раз в год приходить ночью в музей и всем вместе созерцать чудо - имя которому Искусство.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена Матвеева, Варвара Белозерцева. Фото - Ивана Малыгина