10.03.2019 14:20

В Архангельском музее ИЗО открылась выставка «Иконы Каргополья. Возрождение»

Фоторепортаж автора
Татьяна Кольцова

На ней представлены свыше 150 памятников XV-XVIII веков – иконы и храмовая резная скульптура, которых объединяет территория – они родом из церквей и часовен по берегам реки Онега. 

Условно эту территорию называют Каргополье, но сейчас она относится и к Онежскому, и к Каргопольскому, и к Плесецкому районам.

Выставка приехала из Москвы, где она демонстрировалась в музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств.

Все произведения принадлежат музейному объединению «Художественная культура Русского Севера», но дело в том, что многие памятники долгое время находились в Москве – в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря. Этому реставрационному центру в прошлом году исполнилось сто лет, и выставка посвящена этой дате.

После выставки в Архангельске возрожденные экспонаты останутся дома, некоторые займут место в постоянной экспозиции древнерусского искусства Севера.

По словам куратора выставки, доктора искусствоведения Татьяны Кольцовой, произведения христианской северной культуры собирали с конца 1950-х годов, тому способствовали экспедиции в район реки Онега во главе со знаменитым реставратором Николаем Николаевичем Померанцевым, в тридцатые годы отбывавшим ссылку в Вельске за дискредитацию советской власти путем «противодействия сносу ненужных памятников старины».

Получается, что за каждой иконой или деревянной скульптурой на выставке скрывается целая история – создания, спасения, изучения и возрождения. И кто знает, если бы не тот невидимый труд музейных работников, которые разыскивали, фотографировали, замеряли, собирали, очищали, вывозили на себе «черные доски» (немалого веса, к слову) из разрушенных храмов - осталось бы что спасать реставраторам?

- Посмотрите на эту икону, - говорит Татьяна Михайловна. – Вам, наверное, показалось, что ее и не реставрировали вовсе? Эта икона «Огненное восхождение пророка Илии» XVII века стояла в храме, у которого долгое время не было кровли, дождь и снег разрушали ее годами, и осталось то, что осталось. Как бабушки говорят – «под потоком была»…

Вся выставка «Иконы Каргополья» делится на четыре раздела – «Древнейшие иконы» XV-XVI века, «Каргопольские мастера», «Иконы села Ошевенское», «Старообрядческие иконы». В Москве в рамках выставки прошла научная конференция, посвященная иконам Каргополья, на которой выступали сотрудники крупнейших музеев России, Каргопольского музея, где тоже имеется своя коллекция икон, сотрудники музейного объединения, реставраторы и художники.

Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» будет открыта в Архангельском музее изобразительных искусств до июня, предполагаются экскурсии и лекции Татьяны Кольцовой, заведующей отделом древнерусского искусства музейного объединения.

И обратите внимание при входе на длинный список имен реставраторов, которые трудились, начиная с 1950-х годов над возрождением этих уникальных памятников.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА