Творчество этой художницы знакомо архангелогородцам, ее работы можно было увидеть на многих выставках, проходящих на разных площадках города. Но, наверное, лучше знакома зрителям живопись Зои Валентиновны, а новая выставка представляет и ее графику.
Около 60 работ из мастерской художницы и собрания Архангельского музея изобразительных искусств представлены в двух залах. Они выполнены разных графических техниках – гуаши, акварели, пастели, рисунках тушью. Причем датируются листы с конца 1960-х годов по настоящее время.
По этой ретроспективной выставке можно проследить как менялись выразительные средства и темы Гавшинской, как «взрослело» ее творчество. Первые серии работ поражают щедростью цвета, какой-то звучностью и полнотой жизни, даже перекликаются с таким народным промыслом как жостовские подносы или декоративными иллюстрациями Татьяны Мавриной.
То потом цвета становятся приглушенными и сдержанными, а взгляд на мир – размышляющим. Одна из самых известных и узнаваемых работ этого периода – «Клоуниха», в чертах которой узнается сама Зоя Валентиновна, о чем уже многие писали и говорили. В этой работе есть и радость, и любовь, и горести, что сопровождает любую женщину в течение жизни. О чем плачет рыжая клоуниха в цирковом трико?..
Почему-то именно около «Клоунихи» было больше всего желающих среди первых зрителей сделать селфи.
Основные серии, представленные на выставке - «Цветы», «В ЗАГСе», «Масленица», «Семья», «Соломбала». Вот «Соломбала» западает в сердце зрителя сразу и навеки: в этой серии, похоже, проявился особенный, ни на чей не похожий, путь художницы. Самобытная Соломбала с ее деревянными домами, палисадниками, занавесками на маленьких окнах, конечно, того стоит.
К слову, наряду с работами, которые часто экспонировались, на выставке можно увидеть рисунки тушью Гавшинской, которые неизвестны широкому зрителю («В старом парке»).
В поисках новых тем Гавшинская не сидит на месте, а старается побывать в новых для нее местах. Особенно ей приглянулись малые города России, которые нашли свое отражение в графике художницы - Сольвычегодск, Каргополь, Великий Устюг, Углич. «Дорога без конца» может привести ее на Байкал, о чем, говорят, мечтает художница.
Как сказала Гавшинская ей хочется, чтобы о ней самой зрители узнали больше, особенно, те, которые будут впервые знакомиться с ее творчеством. На одном из баннеров – икона Спаса Вседержителя и текст, из которого ясно, почему на выставке Гавшинской находится эта репродукция. Некогда эта икона XIII века была в церкви села Гавшинка близ Ярославля, в ней служил прапрадед художницы, от которого и пошла фамилия Гавшинские.
Новая выставка Гавшинской интересна и многогранна и, по мнению ее тезки искусствоведа Зои Кулешовой, – получилась. Работать выставка будет всего месяц, а приурочена к дню рождения Зои Валентиновны Гавшинской, что отмечается в декабре.
На открытии художнице надарили букеты – и потому, что открытие персональной выставки, и потому, что постоянные зрители помнят ее серию «Цветы», и к дню рождения. И, конечно, пришли ее ученики, поскольку Зоя Валентиновна давно работает с детьми и ведет свою студию при музее ИЗО.