15.12.2019 12:19

В музее Арктики открылась выставка архангельской художницы Зои Гавшинской

фоторепортаж автора

Творчество этой художницы знакомо архангелогородцам, ее работы можно было увидеть на многих выставках, проходящих на разных площадках города. Но, наверное, лучше знакома зрителям живопись Зои Валентиновны, а новая выставка представляет и ее графику.

Около 60 работ из мастерской художницы и собрания Архангельского музея изобразительных искусств представлены в двух залах. Они выполнены разных графических техниках – гуаши, акварели, пастели, рисунках тушью. Причем датируются листы с конца 1960-х годов по настоящее время.

По этой ретроспективной выставке можно проследить как менялись выразительные средства и темы Гавшинской, как «взрослело» ее творчество. Первые серии работ поражают щедростью цвета, какой-то звучностью и полнотой жизни, даже перекликаются с таким народным промыслом как жостовские подносы или декоративными иллюстрациями Татьяны Мавриной.

То потом цвета становятся приглушенными и сдержанными, а взгляд на мир – размышляющим. Одна из самых известных и узнаваемых работ этого периода – «Клоуниха», в чертах которой узнается сама Зоя Валентиновна, о чем уже многие писали и говорили. В этой работе есть и радость, и любовь, и горести, что сопровождает любую женщину в течение жизни. О чем плачет рыжая клоуниха в цирковом трико?..

Почему-то именно около «Клоунихи» было больше всего желающих среди первых зрителей сделать селфи.

Основные серии, представленные на выставке - «Цветы», «В ЗАГСе», «Масленица», «Семья», «Соломбала». Вот «Соломбала» западает в сердце зрителя сразу и навеки: в этой серии, похоже, проявился особенный, ни на чей не похожий, путь художницы. Самобытная Соломбала с ее деревянными домами, палисадниками, занавесками на маленьких окнах, конечно, того стоит.

К слову, наряду с работами, которые часто экспонировались, на выставке можно увидеть рисунки тушью Гавшинской, которые неизвестны широкому зрителю («В старом парке»).

В поисках новых тем Гавшинская не сидит на месте, а старается побывать в новых для нее местах. Особенно ей приглянулись малые города России, которые нашли свое отражение в графике художницы - Сольвычегодск, Каргополь, Великий Устюг, Углич. «Дорога без конца» может привести ее на Байкал, о чем, говорят, мечтает художница.

Как сказала Гавшинская ей хочется, чтобы о ней самой зрители узнали больше, особенно, те, которые будут впервые знакомиться с ее творчеством. На одном из баннеров – икона Спаса Вседержителя и текст, из которого ясно, почему на выставке Гавшинской находится эта репродукция. Некогда эта икона XIII века была в церкви села Гавшинка близ Ярославля, в ней служил прапрадед художницы, от которого и пошла фамилия Гавшинские.

Новая выставка Гавшинской интересна и многогранна и, по мнению ее тезки искусствоведа Зои Кулешовой, – получилась. Работать выставка будет всего месяц, а приурочена к дню рождения Зои Валентиновны Гавшинской, что отмечается в декабре.

На открытии художнице надарили букеты – и потому, что открытие персональной выставки, и потому, что постоянные зрители помнят ее серию «Цветы», и к дню рождения. И, конечно, пришли ее ученики, поскольку Зоя Валентиновна давно работает с детьми и ведет свою студию при музее ИЗО.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА