23.03.2020 08:55

В Архангельском театре драмы состоялась премьера без зрителей

Фоторепортаж автора.

«Пряслины. Две зимы и три лета» по роману Федора Абрамова  поставил  приглашенный режиссер Владимир Хрущев

Зрителям премьеру транслировали в режиме онлайн на сайте театра, но ощущение ирреальности происходящего в зрительном зале не покидало: операторы, десяток журналистов, блогеров и фотографов. В финале актеры кланяются пустым креслам, аплодисменты передают в комментариях в сети. С премьерой! – передают друг другу живые в зале.

От спектакля тоже осталось ощущение немного странное. Режиссер, вероятно, подумал, что все северяне читали Абрамова и все помнят до тонкостей. Потому повествование на сцене идет пунктирной линией, которая местами прерывается.

Но первое отделение и второе разнятся настолько, будто между ними нет ничего общего. Макет деревенского дома в начале и финале, видимо, должен обозначать место действия, Софья Сыроватская, в совершенстве владеющая северной говорей прошлого века, вживую читает некоторые места из книги Абрамова, от автора. Но вот тут-то и кроется некоторый нюанс: мягкий убаюкивающий голос великолепной Сыроватской дает спектаклю какой-то сказочный зачин.

Режиссер так и определил для себя – «это история не про горести деревни. Не про то, как им тяжело жилось. Мне больше интересна история трех молодых людей - Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них это проходит, даёт ли им автор, деревня, время право любить, быть человеком?»

Вот про Лизу тут зря. В спектакле этого образа практически нет. И совершенно не понятно, почему это вдруг Лиза (Анна Рысенко) пожертвовала собой ради семьи, выйдя замуж за Егоршу (Михаил Кузьмин)? В финале спектакля – их невеселая свадьба.

В первом отделении, к слову, есть проникновенные места – в деревню возвращается с войны Илья Нетесов (Александр Дубинин), по случаю устраивают деревенский праздник – в честь первого вернувшегося с фронта победителя.

На большом черно-белом видео – встреча героя семьей на фоне действительной летней северной деревни, отсылающая к хронике тех лет, если б тогдашнюю встречу снимали не в Москве при большом стечении народа, а в русской деревеньке, коих тогда было тысячи. Но потом эту линию режиссер как бы бросает.

Есть, правда, момент, когда возвращается Григорий Минин (Михаил Андреев), но его жена, председательша Анфиса Петровна (Елена Смородинова), его не приняла. Но эпизод какой-то мимолетный. Муж подхватил вещмешок – и был таков.

Итак, все внимание сосредоточено на любви Михаила (Дмитрий Беляков), первого парня на деревне и Варвары (Мария Беднарчик). И чего мать Михаила и вся деревня, в самом деле, осуждают Варвару?.. Наверное, только потому что на деревне любят сплетничать? Такое складывается впечатление. К слову, вся любовная круговерть героев идет под бодрую мелодию песенки «Молодежная» из фильма «Волга-Волга».

Второе отделение показалось странным еще больше. Появившийся «медведь» на лесоповале скорее похож на рекламную ростовую куклу у торгового центра.

Но тут еще является Дед Мороз, дабы поздравить работяг с новым, 1946-м, годом. А деревенскому парню Мише Пряслину, работавшему в лесу и мечтавшему о своей Варваре, снится некая нимфа, порхающая вдали, и вероятно, олицетворяющая чувство. Что касается чувств... В первом отделении было много откровенных сцен — похоже, не все зрители приняли такое прочтение классики.

Ужасная советская действительность показана в образе уполномоченного райкома Ганичева (Иван Братушев), который объявляет деревенским жителям о повышении налога в три раза, то есть никакого послабления, за работу, товарищи. Этот же «злодей», в бериевских очках с интонацией партработника, заставляет подписываться на государственный заем, не жалея голодных детей фронтовика Нетесова.

Надо сказать, в спектакле много спецэффектов – деревенский макет-домик на кинокамеру снимает некий внук пинежской рассказчицы. Его видео показано на большом экране, как и крутой разговор Ганичева с семьей Нетесова.

Посреди сцены – полотнище, напоминающее изношенный женский кружевной плат, с несколькими дырами, вот это, наверное, удачный образ: женщины того поколения рано постарели, надрываясь на «втором фронте». Это из цитаты самого Федора Абрамова: «Великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, фронт, может быть, не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, – как я мог забыть об этом!»

В архангельском спектакле, к сожалению, нет этой мысли Абрамова. Нет в нем и размышлений писателя, который, вглядываясь в судьбу страны, народа и человека, искал ответы на вопросы – о совести, смысле жизни. Но нынешнего зрителя, похоже, режиссеры не торопятся обременять столь глобальной темой.

На мой взгляд, самое интересное в спектакле – игра актеров. Похоже, актеры безоглядно доверились режиссеру, взявшись за сложную работу «играть Абрамова». Особенно запомнились образ Егорши в исполнении Михаила Кузьмина, Марьи Нетесовой в исполнении Тамары Волковой, Евсея Мошкина в исполнении Сергея Чуркина.

К слову, виртуальные аплодисменты и отзывы во время онлайн-трансляции спектакля показали, что архангельские зрители спектакли по Абрамову видеть хотят... .

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА