На что может рассчитывать пассажир, который купил билет на самолёт, но никуда не улетел?

16 сентября 2017 15:30 Из газеты
«Ваш рейс отменяется по техническим причинам»
«Ваш рейс отменяется по техническим причинам»

Осенью прошлого года семья архангелогородцев – папа, мама и двое маленьких детей – решила почувствовать на себе все прелести «бархатного» сезона на греческом острове Крит. 

Фомины (фамилия изменена) купили туристическую путёвку в славный город Ираклион и замерли в предвкушении…

Лететь на райский остров предстояло не прямым чартером из Архангельска, а с пересадкой в Москве. До столицы нашей родины Фоминых, согласно купленным билетам, должна была доставить своим регулярным рейсом авиакомпания «Аэрофлот – Российские авиалинии».

Минус день на Крите

Отметим, что теоретически регулярные рейсы более пунктуальны, чем чартерные, то есть заказанные туроператором для перевозки туристов в сезон. Время вылета чартеров авиакомпания вправе перенести на несколько часов вперёд или даже назад, и такое происходит очень часто – закон позволяет. Туристов об этом заранее предупреждают. Они, конечно, недовольничают, но терпят.

Другое дело – регулярный рейс. Для его переноса или отмены должна быть очень уважительная причина.

По расписанию регулярный рейс Архангельск – Москва должен был вылететь 20 сентября в 19.20 и приземлиться в столице в 21.10. Через четыре часа – в 2.10 21 сентября – Фоминых ждал самолёт другой авиакомпании, чтобы доставить их к месту заслуженного отдыха.

Но семья на него не попала, потому что 20 сентября из Архангельска не вылетела вообще. «Аэрофлот» отменил свой регулярный рейс, сославшись на технические причины.

Пассажиров отправили в Москву другим рейсом, который вылетел 21 сентября в 2.55 и приземлился там в 4.40. К тому времени самолёт в Ираклион пунктуально улетел без архангелогородцев.

Семье пришлось срочно покупать новые билеты в Грецию, а это более 48 тысяч рублей. Ещё 6400 рублей ушли на ночёвку в капсульном отеле аэропорта «Шереметьево». Сто евро – свыше семи тысяч рублей по тогдашнему курсу – пришлось заплатить таксисту за доставку от аэропорта Ираклиона до отеля, ведь оплаченный трансфер Фомины тоже пропустили. На Крит они прилетели только вечером 21 сентября, и у них пропал целый день отдыха в отеле, за который тоже было заплачено – почти семь тысяч рублей.

«Пассажирский» иск

Вернувшись с Крита и подсчитав расходы, глава семьи направил авиакомпании претензии, но она их не удовлетворила. Тогда Фомин обратился с иском в суд. Он просил взыскать с авиакомпании убытки, которые составили свыше 69 тысяч рублей, расходы на юриста и символическую компенсацию морального вреда в размере тысячи рублей.

Приморский районный суд удовлетворил «пассажирский» иск. Только вместо тысячи за моральный вред с компании взыскали 500 рублей, но обязали её заплатить штраф за неисполнение требований потребителя – более 34 тысяч рублей.

Ответчик обжаловал это решение в областном суде. В апелляционной жалобе авиакомпания отрицала свою вину в несвоевременном прибытии пассажиров в пункт назначения. Она ссылалась на «объективные причины», связанные с технической неисправностью воздушного судна, не зависящей от перевозчика. Ответчик утверждал, что авиакомпания не несёт ответственности при задержке рейса с целью устранения неисправностей самолёта, угрожающих жизни и здоровью пассажиров.

Разумеется, любой здравомыслящий пассажир лучше вообще останется дома, чем полетит на неисправном самолёте. Однако, как установил суд, у авиакомпании имелась возможность заранее заменить борт.

О неисправностях знали давно

Действительно, в Федеральных авиационных правилах установлено, что перевозчик вправе отменить или задержать рейс, если этого требует безопасность полётов. Как пояснил суду ответчик, задержка рейса произошла в связи с тем, что в тот день девятнадцать из тридцати воздушных судов одного типа в парке авиакомпании были технически неисправны, что стало причиной замены самолёта.

Суд детально разобрался, когда были обнаружены неисправности. Оказалось, что у трёх самолётов из девятнадцати их выявили 19 сентября, то есть более чем за сутки до запланированного рейса из Архангельска в Москву, а у всех остальных – и того раньше. В нескольких случаях это произошло ещё до продажи авиабилетов истцу.

Поэтому суд пришёл к выводу, что ответчик, зная о неисправностях, мог заблаговременно решить вопрос о замене воздушного судна на другое и уведомить пассажиров об изменении расписания.

Представитель ответчика также ссылался на то, что перевозчик не обязан обеспечивать стыковку с рейсами других авиакомпаний и нести ответственность за опоздание на них.

Однако суд не согласился и с этим доводом. Пассажир – это такой же потребитель, права которого защищены законом. Покупая билет на самолёт, он заключает с авиакомпанией договор перевозки. А она берёт на себя обязательство доставить его в аэропорт назначения в указанное время. В законе предусмотрены исключения, которые снимают с перевозчика ответственность за несвоевременную доставку. Но это должны быть чрезвычайные обстоятельства непреодолимой силы. В данном случае суд таковых не усмотрел. Наоборот, он установил, что перевозчик мог контролировать ситуацию и принять меры для исполнения своих обязательств.

Дискомфорт и моральные переживания

Ответчик также считал не доказанным факт причинения истцу нравственных страданий в связи с отменой рейса. Но суд снова сослался на Закон о защите прав потребителей, согласно которому сам факт нарушения этих прав уже является основанием для компенсации морального вреда.

— Перенос времени вылета, долгое ожидание следующего рейса в ночное время, вынужденное пребывание в гостинице аэропорта с малолетними детьми, сокращение запланированного отдыха из‑за позднего прибытия на курорт – всё это, безусловно, вызвало дискомфорт и моральные переживания у истца и его семьи, – пояснила пресс-секретарь областного суда Ксения Соловьёва. – Апелляционная инстанция установила, что права потребителя были нарушены и ответчик должен возместить убытки, понесённые истцом, а также выплатить компенсацию морального вреда.

Областной суд счёл решение районного суда законным и обоснованным.

Случай с этой семьёй, опоздавшей на отдых – далеко не единичный. 24 января этого года «Правда Севера» поднимала проблему частой отмены авиарейсов из Архангельска. В подборке на эту тему рассказывалось, как одна семья в 2016 году трижды не смогла вовремя вылететь в отпуск рейсом той же авиакомпании. И во всех случаях её представители объясняли отмену заботой о безопасности пассажиров. Всего в прошлом году «Аэрофлот» отменил около ста рейсов, делают это и другие авиакомпании.

Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Любовь Анисимова также назвала подобную практику перевозчиков нарушением прав потребителей. Семья Фоминых свои права отстояла. Решение суда вступило в законную силу.

Марина ЛЕДЯЕВА

Закон

20 июля

Гост­ру­дин­спе­кция откры­ва­ет горя­чую линию

20 июля

Новод­винс­кий сайт про­да­вал пас­порта граж­дани­на РФ

19 июля

Вик­тор Ново­жи­лов: «Кон­цеп­ция нало­га на про­фес­си­ональ­ный доход для само­заня­тых не ста­нет пара­лизу­ющим фак­то­ром в раз­ви­тии этого вида предп­ри­ни­ма­тель­ства»

19 июля

В Лен­ском райо­не али­мен­тщик спря­тал­ся от судеб­ных прис­та­вов в огороде

19 июля

В Архан­гель­ске быв­шего поставщи­ка дре­ве­си­ны будут судить за неуп­лату 19 мил­ли­онов руб­лей налогов

18 июля

По пред­ложе­нию депу­та­тов Поморья в РФ вво­дит­ся ответст­вен­ность за неис­полне­ние час­тных постан­ов­ле­ний суда

18 июля

Быв­ший «тыло­вик» област­ной поли­ции подоз­рева­ет­ся в получе­нии ещё двух взя­ток на три мил­ли­она рублей

18 июля

У житель­ницы Архан­гель­ска за ком­муналь­ные долги арес­това­ли земель­ные участки

18 июля

В Лешу­кон­ском райо­не фер­мера будут судить за мошен­нич­ес­тво с грантом

13 июля

«Аркти­кс­пецмонт­аж» вклю­чили в реестр недоб­росо­вес­тных поставщи­ков сро­ком на два года

13 июля

Житель Коно­ши убил зна­ко­мо­го гвоз­доде­ром

13 июля

Архан­гело­го­ро­дец, до смер­ти избив­ший собу­тыль­ника, пой­дет под суд

13 июля

Под­дел­ка рецеп­тов гро­зит севе­род­винцу двумя года­ми тюрьмы

12 июля

В Кар­гопо­ле задер­жан подоз­рева­емый в убийстве

12 июля

Архан­гель­ского экс-ин­спе­ктора автодо­рож­ного над­зора будут судить за взятки

Похожие материалы

20 июля Закон

Гост­ру­дин­спе­кция откры­ва­ет горя­чую линию

29 июня Из жизни

Как не купить липо­вый полис ОСАГО

7 июня Закон

Надёж­ный щит: архан­гель­ский ОМОН отме­тил 25-летие

14 мая Закон

Кон­фликт интере­сов: кумов­ство вне закона

4 мая Закон

Дома в Поморье будут капи­таль­но ремон­тиро­вать по-новому

2 марта Общество

Реше­ние Иса­ког­ор­ско­го суда при­ве­дёт к измене­нию феде­раль­ного закона

24 февраля Происшествия

В Архан­гель­ске начал­ся про­цесс по делу о напа­де­нии на инкасса­то­ров

14 февраля Закон

За побои в Архан­гель­ской области стали чаще нака­зывать

4 февраля Закон

Вер­нёмся к вашим «баранам»

22 января Закон

В 2017 году регио­наль­ные след­ст­вен­ные органы СКР вели почти 2700 уго­лов­ных дел

4 января Закон

Архан­гель­ская область. Пра­во­вой год: от памят­ника до маньяка

10 декабря Закон

Быв­ший руко­води­тель «Зелё­ного сове­та» Архан­гель­ска Алек­сандр Бушу­ев пер­вое из семи убийств совер­шил 20 лет назад