На что может рассчитывать пассажир, который купил билет на самолёт, но никуда не улетел?

16 сентября 15:30 Из газеты
«Ваш рейс отменяется по техническим причинам»
«Ваш рейс отменяется по техническим причинам»

Осенью прошлого года семья архангелогородцев – папа, мама и двое маленьких детей – решила почувствовать на себе все прелести «бархатного» сезона на греческом острове Крит. 

Фомины (фамилия изменена) купили туристическую путёвку в славный город Ираклион и замерли в предвкушении…

Лететь на райский остров предстояло не прямым чартером из Архангельска, а с пересадкой в Москве. До столицы нашей родины Фоминых, согласно купленным билетам, должна была доставить своим регулярным рейсом авиакомпания «Аэрофлот – Российские авиалинии».

Минус день на Крите

Отметим, что теоретически регулярные рейсы более пунктуальны, чем чартерные, то есть заказанные туроператором для перевозки туристов в сезон. Время вылета чартеров авиакомпания вправе перенести на несколько часов вперёд или даже назад, и такое происходит очень часто – закон позволяет. Туристов об этом заранее предупреждают. Они, конечно, недовольничают, но терпят.

Другое дело – регулярный рейс. Для его переноса или отмены должна быть очень уважительная причина.

По расписанию регулярный рейс Архангельск – Москва должен был вылететь 20 сентября в 19.20 и приземлиться в столице в 21.10. Через четыре часа – в 2.10 21 сентября – Фоминых ждал самолёт другой авиакомпании, чтобы доставить их к месту заслуженного отдыха.

Но семья на него не попала, потому что 20 сентября из Архангельска не вылетела вообще. «Аэрофлот» отменил свой регулярный рейс, сославшись на технические причины.

Пассажиров отправили в Москву другим рейсом, который вылетел 21 сентября в 2.55 и приземлился там в 4.40. К тому времени самолёт в Ираклион пунктуально улетел без архангелогородцев.

Семье пришлось срочно покупать новые билеты в Грецию, а это более 48 тысяч рублей. Ещё 6400 рублей ушли на ночёвку в капсульном отеле аэропорта «Шереметьево». Сто евро – свыше семи тысяч рублей по тогдашнему курсу – пришлось заплатить таксисту за доставку от аэропорта Ираклиона до отеля, ведь оплаченный трансфер Фомины тоже пропустили. На Крит они прилетели только вечером 21 сентября, и у них пропал целый день отдыха в отеле, за который тоже было заплачено – почти семь тысяч рублей.

«Пассажирский» иск

Вернувшись с Крита и подсчитав расходы, глава семьи направил авиакомпании претензии, но она их не удовлетворила. Тогда Фомин обратился с иском в суд. Он просил взыскать с авиакомпании убытки, которые составили свыше 69 тысяч рублей, расходы на юриста и символическую компенсацию морального вреда в размере тысячи рублей.

Приморский районный суд удовлетворил «пассажирский» иск. Только вместо тысячи за моральный вред с компании взыскали 500 рублей, но обязали её заплатить штраф за неисполнение требований потребителя – более 34 тысяч рублей.

Ответчик обжаловал это решение в областном суде. В апелляционной жалобе авиакомпания отрицала свою вину в несвоевременном прибытии пассажиров в пункт назначения. Она ссылалась на «объективные причины», связанные с технической неисправностью воздушного судна, не зависящей от перевозчика. Ответчик утверждал, что авиакомпания не несёт ответственности при задержке рейса с целью устранения неисправностей самолёта, угрожающих жизни и здоровью пассажиров.

Разумеется, любой здравомыслящий пассажир лучше вообще останется дома, чем полетит на неисправном самолёте. Однако, как установил суд, у авиакомпании имелась возможность заранее заменить борт.

О неисправностях знали давно

Действительно, в Федеральных авиационных правилах установлено, что перевозчик вправе отменить или задержать рейс, если этого требует безопасность полётов. Как пояснил суду ответчик, задержка рейса произошла в связи с тем, что в тот день девятнадцать из тридцати воздушных судов одного типа в парке авиакомпании были технически неисправны, что стало причиной замены самолёта.

Суд детально разобрался, когда были обнаружены неисправности. Оказалось, что у трёх самолётов из девятнадцати их выявили 19 сентября, то есть более чем за сутки до запланированного рейса из Архангельска в Москву, а у всех остальных – и того раньше. В нескольких случаях это произошло ещё до продажи авиабилетов истцу.

Поэтому суд пришёл к выводу, что ответчик, зная о неисправностях, мог заблаговременно решить вопрос о замене воздушного судна на другое и уведомить пассажиров об изменении расписания.

Представитель ответчика также ссылался на то, что перевозчик не обязан обеспечивать стыковку с рейсами других авиакомпаний и нести ответственность за опоздание на них.

Однако суд не согласился и с этим доводом. Пассажир – это такой же потребитель, права которого защищены законом. Покупая билет на самолёт, он заключает с авиакомпанией договор перевозки. А она берёт на себя обязательство доставить его в аэропорт назначения в указанное время. В законе предусмотрены исключения, которые снимают с перевозчика ответственность за несвоевременную доставку. Но это должны быть чрезвычайные обстоятельства непреодолимой силы. В данном случае суд таковых не усмотрел. Наоборот, он установил, что перевозчик мог контролировать ситуацию и принять меры для исполнения своих обязательств.

Дискомфорт и моральные переживания

Ответчик также считал не доказанным факт причинения истцу нравственных страданий в связи с отменой рейса. Но суд снова сослался на Закон о защите прав потребителей, согласно которому сам факт нарушения этих прав уже является основанием для компенсации морального вреда.

— Перенос времени вылета, долгое ожидание следующего рейса в ночное время, вынужденное пребывание в гостинице аэропорта с малолетними детьми, сокращение запланированного отдыха из‑за позднего прибытия на курорт – всё это, безусловно, вызвало дискомфорт и моральные переживания у истца и его семьи, – пояснила пресс-секретарь областного суда Ксения Соловьёва. – Апелляционная инстанция установила, что права потребителя были нарушены и ответчик должен возместить убытки, понесённые истцом, а также выплатить компенсацию морального вреда.

Областной суд счёл решение районного суда законным и обоснованным.

Случай с этой семьёй, опоздавшей на отдых – далеко не единичный. 24 января этого года «Правда Севера» поднимала проблему частой отмены авиарейсов из Архангельска. В подборке на эту тему рассказывалось, как одна семья в 2016 году трижды не смогла вовремя вылететь в отпуск рейсом той же авиакомпании. И во всех случаях её представители объясняли отмену заботой о безопасности пассажиров. Всего в прошлом году «Аэрофлот» отменил около ста рейсов, делают это и другие авиакомпании.

Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Любовь Анисимова также назвала подобную практику перевозчиков нарушением прав потребителей. Семья Фоминых свои права отстояла. Решение суда вступило в законную силу.

Марина ЛЕДЯЕВА

Закон

20 октября

Житель Верх­не­тоем­кого райо­на запла­тил 300 тысяч долга по али­мен­там к совер­шенно­ле­тию ребенка

19 октября

Два жите­ля Новод­винска, убив­шие так­систа, про­ве­дут в коло­нии 19 и 17 лет

18 октября

В Шен­курс­ком райо­не задер­жали убийц без вести про­пав­шего мужчины

16 октября

Нес­коль­ко десят­ков охот­ни­ков в Архан­гель­ской области рис­ку­ют лишиться оружия

15 октября

Похож­де­ния бук­сира «Чибью» рас­сле­ду­ет Мор­реч­над­зор

15 октября

Европ­ей­ский Суд по пра­вам чело­века встал на сто­рону води­те­лей автобу­са из Котласа

15 октября

Семья лиши­лась мно­год­ет­ного ста­туса из‑за того, что не усы­но­ви­ла собст­вен­ных детей

14 октября

Смерть «сред­ней тяжес­ти»: архан­гель­ский судья ком­менти­ру­ет судеб­ную прак­тику по делам о «пья­ных» ДТП

13 октября

Век безо­пас­ности: ФСБ отмеча­ет юбилей

13 октября

Экс-зам­ес­титель началь­ника поли­ции Архан­гель­ской области при­го­во­рен к 10 годам коло­нии и кон­фиска­ции имущества

13 октября

Долг в 30 тысяч? Невы­ез­дной!

13 октября

Живем как в Мос­кве – без «север­ных»

12 октября

ДТП совер­шил, потому что «устал»

12 октября

На Кот­ласс­ком элект­ро­ме­ха­ни­чес­ком заводе хра­нили опас­ные отходы без лицензии

10 октября

Админ­ис­тра­ция Архан­гель­ска под­ает в суд на вла­дель­ца икон­ной лавки на Чум­бар­ов­ке

Похожие материалы

15 октября Закон

Европ­ей­ский Суд по пра­вам чело­века встал на сто­рону води­те­лей автобу­са из Котласа

15 октября Закон

Семья лиши­лась мно­год­ет­ного ста­туса из‑за того, что не усы­но­ви­ла собст­вен­ных детей

14 октября Закон

Смерть «сред­ней тяжес­ти»: архан­гель­ский судья ком­менти­ру­ет судеб­ную прак­тику по делам о «пья­ных» ДТП

13 октября Закон

Век безо­пас­ности: ФСБ отмеча­ет юбилей

12 октября Закон

ДТП совер­шил, потому что «устал»

2 октября Закон

У чужо­го порога: один шаг – и судимость

30 сентября Закон

Дело «Последне­го адреса» в Архан­гель­ске дой­дёт до Вер­ховно­го суда

27 сентября Закон

В Кот­ласе семью с тремя деть­ми выселя­ют из квар­тиры в новос­тройке

16 сентября Закон

На что может рас­счи­тывать пас­са­жир, кото­рый купил билет на само­лёт, но нику­да не улетел?

16 сентября Закон

Страш­ные ДТП в Архан­гель­ске: погиб­ли мамы и дочери…

25 июня Закон

Из-за про­бела в законе архан­гело­гор­од­ка с двумя деть­ми оста­лась без крыши над головой

22 июня Закон

«Ког­да у чело­века мозо­ли, ему неког­да думать о глу­пос­тях»

22 июня Закон

В Архан­гель­ской области за полтора года 13 приём­ных роди­те­лей были отстра­нены от своих обя­зан­нос­тей