На что может рассчитывать пассажир, который купил билет на самолёт, но никуда не улетел?

16 сентября 15:30 Из газеты
«Ваш рейс отменяется по техническим причинам»
«Ваш рейс отменяется по техническим причинам»

Осенью прошлого года семья архангелогородцев – папа, мама и двое маленьких детей – решила почувствовать на себе все прелести «бархатного» сезона на греческом острове Крит. 

Фомины (фамилия изменена) купили туристическую путёвку в славный город Ираклион и замерли в предвкушении…

Лететь на райский остров предстояло не прямым чартером из Архангельска, а с пересадкой в Москве. До столицы нашей родины Фоминых, согласно купленным билетам, должна была доставить своим регулярным рейсом авиакомпания «Аэрофлот – Российские авиалинии».

Минус день на Крите

Отметим, что теоретически регулярные рейсы более пунктуальны, чем чартерные, то есть заказанные туроператором для перевозки туристов в сезон. Время вылета чартеров авиакомпания вправе перенести на несколько часов вперёд или даже назад, и такое происходит очень часто – закон позволяет. Туристов об этом заранее предупреждают. Они, конечно, недовольничают, но терпят.

Другое дело – регулярный рейс. Для его переноса или отмены должна быть очень уважительная причина.

По расписанию регулярный рейс Архангельск – Москва должен был вылететь 20 сентября в 19.20 и приземлиться в столице в 21.10. Через четыре часа – в 2.10 21 сентября – Фоминых ждал самолёт другой авиакомпании, чтобы доставить их к месту заслуженного отдыха.

Но семья на него не попала, потому что 20 сентября из Архангельска не вылетела вообще. «Аэрофлот» отменил свой регулярный рейс, сославшись на технические причины.

Пассажиров отправили в Москву другим рейсом, который вылетел 21 сентября в 2.55 и приземлился там в 4.40. К тому времени самолёт в Ираклион пунктуально улетел без архангелогородцев.

Семье пришлось срочно покупать новые билеты в Грецию, а это более 48 тысяч рублей. Ещё 6400 рублей ушли на ночёвку в капсульном отеле аэропорта «Шереметьево». Сто евро – свыше семи тысяч рублей по тогдашнему курсу – пришлось заплатить таксисту за доставку от аэропорта Ираклиона до отеля, ведь оплаченный трансфер Фомины тоже пропустили. На Крит они прилетели только вечером 21 сентября, и у них пропал целый день отдыха в отеле, за который тоже было заплачено – почти семь тысяч рублей.

«Пассажирский» иск

Вернувшись с Крита и подсчитав расходы, глава семьи направил авиакомпании претензии, но она их не удовлетворила. Тогда Фомин обратился с иском в суд. Он просил взыскать с авиакомпании убытки, которые составили свыше 69 тысяч рублей, расходы на юриста и символическую компенсацию морального вреда в размере тысячи рублей.

Приморский районный суд удовлетворил «пассажирский» иск. Только вместо тысячи за моральный вред с компании взыскали 500 рублей, но обязали её заплатить штраф за неисполнение требований потребителя – более 34 тысяч рублей.

Ответчик обжаловал это решение в областном суде. В апелляционной жалобе авиакомпания отрицала свою вину в несвоевременном прибытии пассажиров в пункт назначения. Она ссылалась на «объективные причины», связанные с технической неисправностью воздушного судна, не зависящей от перевозчика. Ответчик утверждал, что авиакомпания не несёт ответственности при задержке рейса с целью устранения неисправностей самолёта, угрожающих жизни и здоровью пассажиров.

Разумеется, любой здравомыслящий пассажир лучше вообще останется дома, чем полетит на неисправном самолёте. Однако, как установил суд, у авиакомпании имелась возможность заранее заменить борт.

О неисправностях знали давно

Действительно, в Федеральных авиационных правилах установлено, что перевозчик вправе отменить или задержать рейс, если этого требует безопасность полётов. Как пояснил суду ответчик, задержка рейса произошла в связи с тем, что в тот день девятнадцать из тридцати воздушных судов одного типа в парке авиакомпании были технически неисправны, что стало причиной замены самолёта.

Суд детально разобрался, когда были обнаружены неисправности. Оказалось, что у трёх самолётов из девятнадцати их выявили 19 сентября, то есть более чем за сутки до запланированного рейса из Архангельска в Москву, а у всех остальных – и того раньше. В нескольких случаях это произошло ещё до продажи авиабилетов истцу.

Поэтому суд пришёл к выводу, что ответчик, зная о неисправностях, мог заблаговременно решить вопрос о замене воздушного судна на другое и уведомить пассажиров об изменении расписания.

Представитель ответчика также ссылался на то, что перевозчик не обязан обеспечивать стыковку с рейсами других авиакомпаний и нести ответственность за опоздание на них.

Однако суд не согласился и с этим доводом. Пассажир – это такой же потребитель, права которого защищены законом. Покупая билет на самолёт, он заключает с авиакомпанией договор перевозки. А она берёт на себя обязательство доставить его в аэропорт назначения в указанное время. В законе предусмотрены исключения, которые снимают с перевозчика ответственность за несвоевременную доставку. Но это должны быть чрезвычайные обстоятельства непреодолимой силы. В данном случае суд таковых не усмотрел. Наоборот, он установил, что перевозчик мог контролировать ситуацию и принять меры для исполнения своих обязательств.

Дискомфорт и моральные переживания

Ответчик также считал не доказанным факт причинения истцу нравственных страданий в связи с отменой рейса. Но суд снова сослался на Закон о защите прав потребителей, согласно которому сам факт нарушения этих прав уже является основанием для компенсации морального вреда.

— Перенос времени вылета, долгое ожидание следующего рейса в ночное время, вынужденное пребывание в гостинице аэропорта с малолетними детьми, сокращение запланированного отдыха из‑за позднего прибытия на курорт – всё это, безусловно, вызвало дискомфорт и моральные переживания у истца и его семьи, – пояснила пресс-секретарь областного суда Ксения Соловьёва. – Апелляционная инстанция установила, что права потребителя были нарушены и ответчик должен возместить убытки, понесённые истцом, а также выплатить компенсацию морального вреда.

Областной суд счёл решение районного суда законным и обоснованным.

Случай с этой семьёй, опоздавшей на отдых – далеко не единичный. 24 января этого года «Правда Севера» поднимала проблему частой отмены авиарейсов из Архангельска. В подборке на эту тему рассказывалось, как одна семья в 2016 году трижды не смогла вовремя вылететь в отпуск рейсом той же авиакомпании. И во всех случаях её представители объясняли отмену заботой о безопасности пассажиров. Всего в прошлом году «Аэрофлот» отменил около ста рейсов, делают это и другие авиакомпании.

Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Любовь Анисимова также назвала подобную практику перевозчиков нарушением прав потребителей. Семья Фоминых свои права отстояла. Решение суда вступило в законную силу.

Марина ЛЕДЯЕВА

Закон

15 декабря

Более ста уда­ров ножом: жите­ля Архан­гель­ска будут судить за убийс­тво с осо­бой жес­ток­ос­тью

15 декабря

Ребе­нок забо­лел после про­кола ушей в севе­род­винс­ком сало­не красоты

15 декабря

Экс-поли­цей­ские предс­та­нут перед судом за изби­ение задер­жанно­го в Коряжме

15 декабря

На остро­ве Боль­шая Мук­салма ути­ли­зи­ро­ваны опас­ные отходы

14 декабря

Мобильный пункт судеб­ных прис­та­вов будет рабо­тать два дня в Архан­гель­ске

14 декабря

В Онеж­ском райо­не про­шел суд над быв­шим руко­води­те­лем одного из почтовых отделений

13 декабря

В Архан­гель­ске экс-сот­рудн­ик МТУ Роси­мущ­ес­тва обвиня­ет­ся в получе­нии взят­ки в особо круп­ном размере

13 декабря

Житель­ница Пле­сец­кого райо­на за истяза­ние своей доче­ри отпра­вит­ся на четы­ре года в колонию

12 декабря

Алково­дитель из Устья­нс­кого райо­на полу­чил реаль­ный срок

12 декабря

Житель Онежс­ко­го райо­на из ревности пытал­ся сжечь автомо­биль быв­шей жены

11 декабря

В Мезен­ском райо­не выяв­лены бес­хоз­ные кладбища

11 декабря

В Мир­ном огла­шен при­го­вор быв­шим сот­рудни­кам Наци­ональ­ной гвардии

11 декабря

Под­рос­тки из Севе­род­винска подоз­рева­ют­ся в серии краж из час­тных домов

11 декабря

Архан­гело­го­ро­дец запла­тил долг, чтобы избежать огласки на работе

11 декабря

Житель Архан­гель­ска полу­чил три года стро­гой коло­нии за фаль­ши­вую купюру

Похожие материалы

10 декабря Закон

Быв­ший руко­води­тель «Зелё­ного сове­та» Архан­гель­ска Алек­сандр Бушу­ев пер­вое из семи убийств совер­шил 20 лет назад

23 ноября Закон

В Архан­гель­ске два маль­чика одновре­мен­но получи­ли пере­ломы позвон­оч­ника в батут­ном центре

8 ноября Закон

Избил и оста­вил в лесу замерзать

29 октября Происшествия

В Архан­гель­ской области «по пьян­ке» дебо­ширить стали меньше

27 октября Закон

Банк­рот­ство в рассрочку

25 октября Общество

У доз­нава­те­лей не быва­ет нез­начи­тель­ных дел

15 октября Закон

Европ­ей­ский Суд по пра­вам чело­века встал на сто­рону води­те­лей автобу­са из Котласа

15 октября Закон

Семья лиши­лась мно­год­ет­ного ста­туса из‑за того, что не усы­но­ви­ла собст­вен­ных детей

14 октября Закон

Смерть «сред­ней тяжес­ти»: архан­гель­ский судья ком­менти­ру­ет судеб­ную прак­тику по делам о «пья­ных» ДТП

13 октября Закон

Век безо­пас­ности: ФСБ отмеча­ет юбилей

12 октября Закон

ДТП совер­шил, потому что «устал»

2 октября Закон

У чужо­го порога: один шаг – и судимость

30 сентября Закон

Дело «Последне­го адреса» в Архан­гель­ске дой­дёт до Вер­ховно­го суда