09.11.2018 15:15

Пассажиры не опасались за свою жизнь и здоровье

PressFoto (c)

Котласский городской суд оправдал капитана буксира, областной суд оставил решение без изменения

Архангельская область – край лесов, болот и рек. А вот пригодных для использования дорог, мостов и переправ не хватает.

Так, с левого берега реки Вычегда на правый в Сольвычегодск и обратно многие местные жители добираются на барже, транспортируемой буксиром. Спрос большой, потому баржа, на которой одновременно размещаются восемь легковых машин, курсирует каждый час. Водители и пассажиры привычно пересекают реку в салонах автомашин, припаркованных на барже. Не имеющие автотранспорта тоже проводят время в салоне машин, водители которых проявляют традиционное здесь гостеприимство.

Баржа – частная, нанявший на работу команду судна индивидуальный предприниматель получил судно в аренду. Как он показал в суде, при помощи баржи и буксира бесплатно реку пересекают почтальоны и представители различных служб, в ночное время команда помогает транспортировке больных.

Взималась ли плата за провоз машин? Да, по показаниям автовладельцев, в среднем – 200–300 рублей с машины, число людей в салоне на стоимость не влияла. При этом являлись ли они пассажирами, если не оплачивали свой проезд? А проверка правоохранительных органов показала: количество спасательных жилетов и спасательных кругов на барже и буксире ниже числа тех, кто пересекал реку в салонах автомашин, под колеса автомобилей не устанавливаются противооткатные устройства.

Капитана обвинили в преступлении – оказании услуги, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Он вину признать отказался.

Во всех нюансах дела предстояло разобраться суду.

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 238 УК РФ (оказание услуги, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей) является создание реальной опасности для жизни и здоровья потребителей. Но доказательств этого суду представлено не было.

Все допрошенные в суде пассажиры автомобилей, находившихся на барже, показали, что не опасались за свою жизнь и здоровье, многие указали, что следуют таким путем много лет и прибегают к этому виду переправы регулярно. Один из свидетелей показал в суде, что подобный вид речного сообщения использует уже 15 лет. О чувстве страха сообщила лишь одна из свидетелей, отметившая, что боится смотреть на воду.

За совершение действий или бездействие, составляющих нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта и маломерных судах при посадке на судно, в пути следования и при высадке с судна, ответственность предусмотрена ст. 11.10 КоАП РФ. Уголовная ответственность, в отличие от административной, возможна лишь при условии доказанности реальной опасности оказанных услуг для жизни или здоровья потребителей.

Суд установил, что нарушений условий плавания, указанных в судовых документах, капитан не допускал, нормальная эксплуатация судна в соответствии с его назначением обеспечена, порядок на судне не нарушался, безопасность плавания была обеспечена.

Представленные обвинением суду документы по устройству, ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов носят рекомендательный характер, поэтому нахождение людей в транспортных средствах на барже не может вменяться капитану в вину.

Суду не представили доказательств того, что отсутствие спасательных жилетов на судне, невыполнение требований по установке под колеса автомобилей противооткатных устройств и подъему въездной аппарели баржи создало реальную угрозу жизни и здоровью потребителей.

Оправданный судоводитель имеет право на реабилитацию, включающую в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в иных правах.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ксения СОЛОВЬЁВА