Странные стройки Архангельска

10 ноября 2016 9:34 Из газеты
Терминалы на площади у морского-речного вокзала Архангельска до сих пор ждут своей участи. Фото Николая Корнеевича
Терминалы на площади у морского-речного вокзала Архангельска до сих пор ждут своей участи. Фото Николая Корнеевича

На фотографиях прошлого века Архангельск выглядит этаким архитектурным отличником: всё просто и гармонично, здания сливаются в единый ансамбль с улицами и площадями, ничего лишнего. Но с приходом нового столетия в городе стали строить словно по принципу «что хочу и где хочу». Жителям и гостям областного центра оставалось только недоумевать: кто‑то ведь всё это разрешает?

Сергей Стрекин, заместитель прокурора города Архангельска Однако в последние годы самые странные стройки, как правило, становились предметом разбирательства в судах. Оспаривала их прокуратура города Архангельска. И если сначала – с переменным успехом, то сейчас Фемида всё чаще соглашается с позицией надзорного органа. В суде её обычно отстаивает заместитель прокурора города Архангельска Сергей Стрекин.

– Сергей Николаевич, городская прокуратура создана в конце 2012 года. А вскоре закончилась спокойная жизнь застройщиков, которые возводили спорные объекты. Это ведь не просто совпадение?

— До тех пор такая работа действительно велась недостаточно активно. Не было взаимодействия между контролирующими органами и прокуратурами районов города. А эта сфера – градостроительство, выделение земельных участков – действительно очень серьёзная, коррупциогенная. Она подкреплена бюджетными финансами, и многие бизнес-структуры, околоделовые круги, криминальные элементы заинтересованы в получении своего куска в столь прибыльном бизнесе.

Первым делом мы определились с проблемными объектами – в 2013 году это были административное здание у цирка, обширная застройка набережной и транспортно-пересадочные терминалы на площади у морского-речного вокзала.

Важно было выработать тактику, определить слабые места законодательства, коррупциогенные факторы. Понимание пришло не сразу, и первые суды – по терминалам у МРВ, жилым комплексам и деловому центру на набережной – мы проиграли. Но как только тактика была найдена, судебная практика изменилась в нашу пользу.

По сути – автовокзал

– Вы имеете в виду транспортно-пересадочные терминалы?

— Да. Мы обратились в суд с иском о признании незаконным разрешения на их строительство. Районный суд дважды нам отказал. Но уже при обжаловании второго решения в областном суде наши доводы о санитарно-защитной зоне были услышаны.

К тому времени мы начали работать в связке с органами власти и другими контролирующими структурами, что принесло свои плоды. Так, специалисты Росприроднадзора дали компетентную оценку экспертизе от застройщика.

Как выяснилось в суде, застройщик среди других документов представил в муниципалитет подложный документ – справку Севгидромета об уровне загрязнённости воздуха якобы на площади у МРВ. На самом же деле указанные данные относились к мосту с гораздо меньшим потоком автомобилей.

– А за подложный документ кого‑нибудь привлекли к ответственности?

— Этому факту будет дана процессуальная оценка.

Разрешение на строительство терминалов суд признал незаконным в апреле 2015 года. Заказчик обратился за вторым разрешением, и мэрия снова его выдала. При этом был допущен ряд нарушений – сегодня уже можно сказать, что неустранимых.

– Районный суд признал незаконным и это разрешение, тем не менее прокуратура обратилась в апелляционную инстанцию. Почему?

— Сам вывод районного суда, конечно же, нас устроил. Но мы не согласились с одним моментом в его решении – на наш взгляд, принципиальным. Там было указано, что территория, прилегающая к двум зданиям терминалов, подпадает под благоустройство, и отдельное разрешение на её использование не требуется.

Мы же считаем, что это территория автовокзала, каковым, по сути, являются терминалы. А значит, рядом будут оборудованы подъездные пути, стоянки для автобусов, площадки посадки и высадки пассажиров и тому подобное. Вся эта инфраструктура займёт муниципальную землю, разрешения на которую застройщик не получал. Ему предоставлен только участок под здания.

Областной суд согласился с нашей позицией.

– А застройщик может сейчас обратиться в городскую администрацию за разрешением на прилегающую территорию?

— Конечно, и тогда всё будет зависеть от органа местного самоуправления. Пока же мы говорим о том, что полностью этот объект транспортной инфраструктуры здесь не может быть построен.

С другой стороны, ещё один недострой в центре города никому не нужен. Посмотрим, что сейчас предпримет застройщик, исходя из этого и будем действовать.

Суммы с девятью нулями

– Многие архангелогородцы задаются вопросом: могут ли почти построенные терминалы в итоге снести по решению суда?

— Теоретически такое развитие событий вполне возможно.

– Но представители застройщика заявили в суде, что в этом случае будут предъявлять иск о возмещении ущерба к администрации города, которая разрешила стройку. Звучали суммы с девятью нулями.

— Во-первых, нет объективных данных о стоимости терминалов. Во-вторых, при получении обоих разрешений на строительство застройщик, мы считаем, ввёл муниципалитет в заблуждение подложными документами. В первом случае – упомянутой выше справкой Севгидромета, во втором – техническими условиями на подключение к электросетям. Как выяснилось в суде, на самом деле оно не было согласовано.

Поэтому говорить о возмещении ущерба пока преждевременно.

– Можно ли считать, что терминалы стали поворотным моментом, после которого строить там, где заблагорассудится, в Архангельске уже не получится?

— Во всяком случае, именно в ходе споров по терминалам судебная система расставила те правовые акценты, на которые мы будем ориентироваться и по другим делам. А дел пока много.

В последнее время в городе полностью пересмотрена работа по выдаче разрешений на строительство. Документация по жилым домам сразу поступает в прокуратуру, чтобы мы могли своевременно проанализировать ситуацию.

Малоэтажная Чумбаровка

– По иску прокуратуры было отменено и разрешение на строительство административного здания рядом с цирком.

— Это один из первых таких примеров. Строительство здания вызывало множество нареканий горожан, велось с нарушениями, и к выдаче разрешения на него также возникли вопросы. В результате по решению суда строительство полностью остановлено, застройщик должен привести участок в первоначальный вид.

– Под некоторые объекты в Архангельске даже менялись правила землепользования и застройки. На заповедной Чумбаровке таким образом чуть не возвели многоэтажку. Как удалось это предотвратить?

— Пришлось дважды обращаться в суд. Сначала оспаривали как раз изменения в правилах землепользования и застройки, затем – выдачу разрешения на строительство.

В охранной зоне объектов культурного наследия допускается строить здания не выше трёх-четырёх этажей, а разрешение было получено на 14‑этажный жилой дом. Ситуация осложнялась тем, что во время судебных разбирательств у объекта спешно появились дольщики, хотя мы информировали горожан о судебных разбирательствах по этому дому.

Но решением суда строительство было остановлено ещё на стадии забивания свай. Теперь застройщик может снизить этажность, и даже в этом случае квадратных метров хватит на всех дольщиков.

Надо участвовать в слушаниях

– Вы упомянули многоэтажную застройку набережной, которую суд признал правомерной. Прокуратура больше не будет оспаривать эти объекты?

— Всё зависит от того, как они себя поведут на стадии эксплуатации. Близость реки, санитарно-эпидемиологическая зона, плавающие грунты, красные линии – всё это никуда не делось. Если комплексы будут безопасны – разумеется, мы вмешиваться не будем. В ином случае не обойтись без мер прокурорского реагирования.

К выдаче участков под эти объекты возникли вопросы и у регионального УФАС. Его информация также может повлиять на принятие решений. В любом случае, точка здесь пока не поставлена.

– Почти все стройки, о которых вы говорите, вызвали неоднозначную реакцию общественности. Но она уже не могла ничего изменить. Почему на ранних стадиях не работает такой механизм как общественные слушания?

— Можно предположить, что порой сказывается недостаток информации о слушаниях и активности горожан. Но в Архангельске всё же достаточно людей, неравнодушных к его облику и компетентных в вопросах градостроительства. Им надо обязательно участвовать в общественных слушаниях.

Если же сомнительное строительство уже началось, мы призываем обращаться в прокуратуру города. В потоке информации наши сотрудники могут что‑то упустить. Но каждое обращение горожан рассматривается всесторонне и полноценно.

Марина ЛЕДЯЕВА

Закон

22 октября

Двад­цати­лет­нему архан­гело­гор­од­цу гро­зит срок до двад­цати лет за наркотики

20 октября

Житель Верх­не­тоем­кого райо­на запла­тил 300 тысяч долга по али­мен­там к совер­шенно­ле­тию ребенка

19 октября

Два жите­ля Новод­винска, убив­шие так­систа, про­ве­дут в коло­нии 19 и 17 лет

18 октября

В Шен­курс­ком райо­не задер­жали убийц без вести про­пав­шего мужчины

16 октября

Нес­коль­ко десят­ков охот­ни­ков в Архан­гель­ской области рис­ку­ют лишиться оружия

15 октября

Похож­де­ния бук­сира «Чибью» рас­сле­ду­ет Мор­реч­над­зор

15 октября

Европ­ей­ский Суд по пра­вам чело­века встал на сто­рону води­те­лей автобу­са из Котласа

15 октября

Семья лиши­лась мно­год­ет­ного ста­туса из‑за того, что не усы­но­ви­ла собст­вен­ных детей

14 октября

Смерть «сред­ней тяжес­ти»: архан­гель­ский судья ком­менти­ру­ет судеб­ную прак­тику по делам о «пья­ных» ДТП

13 октября

Век безо­пас­ности: ФСБ отмеча­ет юбилей

13 октября

Экс-зам­ес­титель началь­ника поли­ции Архан­гель­ской области при­го­во­рен к 10 годам коло­нии и кон­фиска­ции имущества

13 октября

Долг в 30 тысяч? Невы­ез­дной!

13 октября

Живем как в Мос­кве – без «север­ных»

12 октября

ДТП совер­шил, потому что «устал»

12 октября

На Кот­ласс­ком элект­ро­ме­ха­ни­чес­ком заводе хра­нили опас­ные отходы без лицензии

Похожие материалы

15 октября Закон

Европ­ей­ский Суд по пра­вам чело­века встал на сто­рону води­те­лей автобу­са из Котласа

15 октября Закон

Семья лиши­лась мно­год­ет­ного ста­туса из‑за того, что не усы­но­ви­ла собст­вен­ных детей

14 октября Закон

Смерть «сред­ней тяжес­ти»: архан­гель­ский судья ком­менти­ру­ет судеб­ную прак­тику по делам о «пья­ных» ДТП

13 октября Закон

Век безо­пас­ности: ФСБ отмеча­ет юбилей

12 октября Закон

ДТП совер­шил, потому что «устал»

2 октября Закон

У чужо­го порога: один шаг – и судимость

30 сентября Закон

Дело «Последне­го адреса» в Архан­гель­ске дой­дёт до Вер­ховно­го суда

27 сентября Закон

В Кот­ласе семью с тремя деть­ми выселя­ют из квар­тиры в новос­тройке

16 сентября Закон

На что может рас­счи­тывать пас­са­жир, кото­рый купил билет на само­лёт, но нику­да не улетел?

16 сентября Закон

Страш­ные ДТП в Архан­гель­ске: погиб­ли мамы и дочери…

25 июня Закон

Из-за про­бела в законе архан­гело­гор­од­ка с двумя деть­ми оста­лась без крыши над головой

22 июня Закон

«Ког­да у чело­века мозо­ли, ему неког­да думать о глу­пос­тях»

22 июня Закон

В Архан­гель­ской области за полтора года 13 приём­ных роди­те­лей были отстра­нены от своих обя­зан­нос­тей