17.10.2014 10:18

На чем поедет велосипед

Новые правила не позволяют перевозить в пассажирских вагонах крупный спортивный и туристский инвентарь.
Фото Евгения Новицкого

Северодвинский турист Евгений Федоров в среду разместил на сайте change.org петицию, адресованную министру транспорта России Максиму Соколову и министру спорта, туризма и молодежной политики Виталию Мутко. Петиция очень короткая: «Вернуть свободу туризма в стране путем внесения поправок в новые «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом!»

Дело вот в чем. 19 декабря прошлого года Минтранс своим приказом утвердил новые «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», а 12 августа 2014 года эти правила вступили в силу. Из этих правил исчезли упоминания о возможности перевозки пассажирами в поездах дальнего следования лыж и велосипедов. Просто говорится, что:

«103. Каждый пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на 1 проездной документ (билет), кроме мелких вещей, ручную кладь весом не более 36 кг (для вагонов с 2-местными купе (СВ) – 50 кг), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см. К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предназначенных для размещения ручной клади, исходя из конструктивных особенностей вагона.

104. Право провоза ручной клади на детей, проезжающих по проездным документам (билетам), оформленным без предоставления места, не распространяется.

105. При проезде в поездах дальнего следования пассажир вправе дополнительно к установленной норме провезти с собой ручную кладь весом до 50 кг на один дополнительно купленный за полную стоимость проездной документ (билет).

При оплате пассажиром дополнительных мест за полную стоимость норма провоза ручной клади рассчитывается по количеству оформленных им проездных документов (билетов)».

180 сантиметров – это мало. То есть в эти измерения не попадают разобранные байдарки, каяки и плоты, разобранные и сложенные велосипеды, лыжи и большие рюкзаки. В прежних правилах после разрешенных 36 килограммов и 180 сантиметров была оговорка, позволяющая везти с собой лыжи или велосипед так, чтобы они не мешали пассажирам и помещались на отведенных для ручной клади местах в вагоне. Этим и пользовались туристы. Лыжи сами по себе довольно компактны, а от велосипедов отвинчивали переднее колесо, поворачивали руль, выворачивали педали, зачехляли и в таком виде благополучно грузили в вагон. Теперь, похоже, такой возможности нет. Геометрия не позволяет.

Александр Перепелкин, председатель маршрутно-квалификационной комиссии федерации спортивного туризма Архангельской области, сказал:

– Для нас вопрос стоит так: пустят нас в поезд в следующий раз или не пустят. Или мы останемся стоять на перроне с нашими велосипедами, байдарками, лыжами, глядя вслед уходящему составу. Неприятная перспектива... Раньше мы затаскивали крупногабаритный инвентарь в плацкартный вагон и укладывали на третьи полки. Теперь от нас требуют за 20 дней предупредить о том, что мы собираемся везти крупногабаритный багаж – лыжи ли это, велосипед или байдарка – и положить его в багажный вагон, который есть далеко не в каждом поезде. И не на всякой станции есть возможность выгрузить спортивный инвентарь из багажного вагона. А мы обычно начинаем маршруты с маленьких станций. Даже большой рюкзак не укладывается в требуемые габариты.

В туристском сообществе началось обсуждение новых правил, которое и вылилось в публикацию петиции. Северодвинский студент Евгений Федоров понял, что уже много туристического народа обеспокоились введением новых правил, и, зная по себе, как возить в поезде велосипед или байдарку, стал выразителем общего беспокойства и опубликовал петицию https:// www.change.org/p/туризм-вернуть-свободу. К 17.00 вчерашнего дня петиция собрала 4 тысячи 350 подписей.

Кстати, это, похоже, проблема не только для туристов. Огромные сумки со снаряжением возят с собой и многие спортсмены. Хоккеисты, например, или сноубордисты. И, кстати, не похоже, чтобы новые правила обсуждались с общественностью до их утверждения.

Павел КОНОНОВ.

Один вагон на всю область 

Вслед за отменой многих пригородных поездов и сокращением количества остановок железная дорога предприняла и другие нововведения. Например, изменился порядок приема и отправки багажа. Скажем, если кто-то в Карпогорах захочет отправить городским родственникам мешок картошки поездом, сделать это будет трудно. Сегодня на всю область остался единственный багажный вагон. Его прицепляют к составу, идущему то в Москву, то в Котлас, то в Карпогоры. Поэтому сроки отправки надолго затягиваются.

В багажном отделении архангельского вокзала коробку или мешок в столицу могут отправить не ближайшим поездом, а лишь 25 октября, причем следующую дату назвать затруднились. В отделении объяснили это тем, что практически все багажные вагоны устарели и не соответствуют требуемым нормам, поэтому их сняли: «А одному вагону не разорваться». Между тем в Транспортном уставе говорится вполне определенно: «Железные дороги обязаны перевозить багаж в дальних и местных поездах, а также в пригородных и почтово-багажных поездах». Другой пункт устава еще определенней:

«Обязанность железной дороги – отправить багаж ближайшим поездом соответствующего назначения». Вводя новшества, железная дорога, похоже, получила послабление в выполнении уставных требований. Зато отправителям багажа никаких поблажек: одно место багажа должно быть не более 20 килограммов, получатель должен забрать его в день прибытия поезда, иначе придется дополнительно платить за каждые сутки хранения. Тут как раз все по расписанию.

Любовь ПОДОКСЕНОВА

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.