05.02.2020 17:32

Как построить бетонный колодец своими руками

Фото Вячеслава Чиркина

Собственным опытом делится Вячеслав Чиркин, писатель, печник, а теперь ещё и мастер по копанию колодцев

Я уже бурил на участке скважину под воду, но через пять лет она «обсохла». Мастеров для её реанимации не нашлось, поэтому решил делать колодец.

Главная проблема – где его копать, чтобы попасть на водяную «жилу»? Печальный опыт устройства «сухого» колодца у меня был, поэтому я пригласил специалиста. Он достал из сумки два куска алюминиевой проволоки, согнутых буквой Г. Короткие концы взял, не зажимая, в кулаки, а длинные, сантиметров по 45–50, торчали вперёд параллельно одна другой, затем он пошёл по огороду. Вдруг проволочки потянулись друг к другу и скрестились, а через три метра снова разошлись. Он трижды повторил процедуру и сказал: «Водяная жила здесь».

– А глубоко? – спросил я. Он покружился на месте и ответил: «Метра три-четыре».

– А воды будет много?

– Жила хорошая, и на поливку хватит.

Если честно – я засомневался. Ну слишком уж просто произошли «изыскания»! Я отблагодарил специалиста и поочерёдно вызывал ещё двоих для проверки. Все показали одно и то же.

Теперь встал вопрос: из чего делать стенки колодца? Решил из бетонных колец. Прикинул их магазинную стоимость, вес, установку, нет, покупные пенсионеру не по карману. Но известно: «Голь на выдумку хитра».

Геометрию я подзабыл, пришлось действовать примитивно. Внутреннюю ширину будущих колец взял 80 сантиметров. Чтобы можно работать лопатой. Очертил на земле круг, по нему согнул шестимиллиметровую проволоку, укоротил её на 30 миллиметров, то есть на толщину будущей доски-вставки. Толщину стенки кольца взял 50 миллиметров и очертил вторую окружность. Обе проволоки-шаблоны обмерил и записал. В магазине выбрал листы железа толщиной два миллиметра и шириной в 600 миллиметров. Они и образовали высоту опалубки для будущего кольца.

Листы железа подогнал под нужную длину, соединяя внахлёст на болтиках в восемь миллиметров. Можно соединить и электросваркой. На концах листов болтиками же прикрепил уголки 40 на 40 миллиметров. На внутренней опалубке – полками внутрь, а на наружней – наружу. В них симметрично просверлил отверстия под стяжные болты восьми миллиметров. Потом выкрасил листы быстросохнущей краской, чтобы железо не ржавело.

Чтобы внутреннюю сторону опалубки было легко снимать – между уголками вставил доску 30 миллиметров. (Для неё‑то и укорачивал внутреннюю опалубку.) Естественно, просверлив и в ней, через уголки, отверстия под болты.

С выгибанием листов пришлось повозиться. Тут уж кто как приспособится. Можно их разделить на две части. Так выгибать проще, но потребуются дополнительные уголки для соединения.

Чтобы внутренняя опалубка «не играла», получалась правильной формы, из ДСП (можно из фанеры 10 миллиметров или досок) выпилил съёмное днище по выбранному диаметру. Оно вставляется внутрь опалубки перед заливкой бетона и помогает сохранять окружность. Чтобы проще было вынимать – разрезал днище пополам. Это днище может служить и шаблоном при выгибании листов.

После установки внутренней опалубки на чистом, плотном, ровном грунте (а лучше на листах ДВП) надеваю на неё собранную наружнюю опалубку. А чтобы сохранять между ними нужное расстояние – вставляю бруски сечением 50 на 50 миллиметров. Они помогают сохранять толщину и жёсткость опалубок. По мере заполнения бетоном бруски приподнимаются, чтобы под них залился бетон, а в конце вынимаются совсем.

В дальнейшем из шестимиллиметровой проволоки я сварил «паук» – фиксатор. Он надевался сверху на подготовленную опалубку и фиксировал верх обеих опалубок, не позволяя им смещаться. Это весьма упростило работу.

Теперь о процессе заливки бетоном. На кольцо такого размера, как у меня, уходило восемь вёдер речного песка и три ведра (мешок) цемента. Соотношение – примерно полтора ведра цемента и четыре песка. Можно использовать и мелкий гравий. Готовил его в два приёма, по четыре ведра. Для удобства заливки придумал небольшой съёмный желобок.

Кольца для крепости нужно армировать вкруговую и по вертикали. Для этого я применял проволоку от трёх до шести миллиметров, какая имелась, сгибая её кольцами. Чтобы нижняя не упала на землю, кидал между опалубками кусочки кирпича или крупного щебня. На них первое кольцо арматуры и ложилось. Второе кольцо вставлял после заливки первого замеса, то есть на середине, для этого бруски вынимал, а затем снова вставлял, а третье – поверху.

Вертикальную арматуру рубил по 60 сантиметров и втыкал сразу после полной заливки, примерно через 20–30 сантиметров по периметру.

Во время заливки непрерывно постукивал по опалубкам – «вибрировал» для уплотнения бетона. Лучше это делать электроинструментом, если есть.

Залитому кольцу давал сутки на набор прочности.

Разборку нужно начинать с внутренней опалубки: вначале вынимаешь временное дно, затем раскручиваешь стяжные болты и осторожно выбиваешь вставную дощечку между уголками. Между ними образуется зазор. Скобой или крючком тянешь за один конец опалубки, и она отходит от бетона. Затем вдвоём осторожно поднимаем и вынимаем её, как стакан, наверх. Для удобства сделал две ручки из проволоки, просверлив для них вверху отверстия.

Затем очищал опалубку от прилипшего бетона и устанавливал на новом месте для изготовления следующего. Наружняя опалубка снимается проще: раскрутил болты и она сама отсоединится от бетона. То есть каждый день выходило по кольцу. Стоимость его равнялась цене цемента и песка. Если колец десяток – то и стоимость металла оправдается. А если приспособиться на продажу – доход будет. Кольца не тяжёлые и легко закатываются в кузов машины.

Сразу после снятия опалубки можно обмазать готовое кольцо раствором, чтобы заполнить раковины, и накрыть сверху от высыхания. В жару – поливать водой.

Желательно отмечать на бетоне, где были стыки в опалубке. По ним удобно ориентироваться при монтаже.

А процесс копки колодца, крепление колец, устройство дна – об этом в одном письме не расскажешь.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.