Как построить бетонный колодец своими руками

5 февраля 17:32 Из газеты
Фото Вячеслава Чиркина
Фото Вячеслава Чиркина

Собственным опытом делится Вячеслав Чиркин, писатель, печник, а теперь ещё и мастер по копанию колодцев

Я уже бурил на участке скважину под воду, но через пять лет она «обсохла». Мастеров для её реанимации не нашлось, поэтому решил делать колодец.

Главная проблема – где его копать, чтобы попасть на водяную «жилу»? Печальный опыт устройства «сухого» колодца у меня был, поэтому я пригласил специалиста. Он достал из сумки два куска алюминиевой проволоки, согнутых буквой Г. Короткие концы взял, не зажимая, в кулаки, а длинные, сантиметров по 45–50, торчали вперёд параллельно одна другой, затем он пошёл по огороду. Вдруг проволочки потянулись друг к другу и скрестились, а через три метра снова разошлись. Он трижды повторил процедуру и сказал: «Водяная жила здесь».

— А глубоко? – спросил я. Он покружился на месте и ответил: «Метра три-четыре».

— А воды будет много?

— Жила хорошая, и на поливку хватит.

Если честно – я засомневался. Ну слишком уж просто произошли «изыскания»! Я отблагодарил специалиста и поочерёдно вызывал ещё двоих для проверки. Все показали одно и то же.

Теперь встал вопрос: из чего делать стенки колодца? Решил из бетонных колец. Прикинул их магазинную стоимость, вес, установку, нет, покупные пенсионеру не по карману. Но известно: «Голь на выдумку хитра».

Геометрию я подзабыл, пришлось действовать примитивно. Внутреннюю ширину будущих колец взял 80 сантиметров. Чтобы можно работать лопатой. Очертил на земле круг, по нему согнул шестимиллиметровую проволоку, укоротил её на 30 миллиметров, то есть на толщину будущей доски-вставки. Толщину стенки кольца взял 50 миллиметров и очертил вторую окружность. Обе проволоки-шаблоны обмерил и записал. В магазине выбрал листы железа толщиной два миллиметра и шириной в 600 миллиметров. Они и образовали высоту опалубки для будущего кольца.

Листы железа подогнал под нужную длину, соединяя внахлёст на болтиках в восемь миллиметров. Можно соединить и электросваркой. На концах листов болтиками же прикрепил уголки 40 на 40 миллиметров. На внутренней опалубке – полками внутрь, а на наружней – наружу. В них симметрично просверлил отверстия под стяжные болты восьми миллиметров. Потом выкрасил листы быстросохнущей краской, чтобы железо не ржавело.

Чтобы внутреннюю сторону опалубки было легко снимать – между уголками вставил доску 30 миллиметров. (Для неё‑то и укорачивал внутреннюю опалубку.) Естественно, просверлив и в ней, через уголки, отверстия под болты.

С выгибанием листов пришлось повозиться. Тут уж кто как приспособится. Можно их разделить на две части. Так выгибать проще, но потребуются дополнительные уголки для соединения.

Чтобы внутренняя опалубка «не играла», получалась правильной формы, из ДСП (можно из фанеры 10 миллиметров или досок) выпилил съёмное днище по выбранному диаметру. Оно вставляется внутрь опалубки перед заливкой бетона и помогает сохранять окружность. Чтобы проще было вынимать – разрезал днище пополам. Это днище может служить и шаблоном при выгибании листов.

После установки внутренней опалубки на чистом, плотном, ровном грунте (а лучше на листах ДВП) надеваю на неё собранную наружнюю опалубку. А чтобы сохранять между ними нужное расстояние – вставляю бруски сечением 50 на 50 миллиметров. Они помогают сохранять толщину и жёсткость опалубок. По мере заполнения бетоном бруски приподнимаются, чтобы под них залился бетон, а в конце вынимаются совсем.

В дальнейшем из шестимиллиметровой проволоки я сварил «паук» – фиксатор. Он надевался сверху на подготовленную опалубку и фиксировал верх обеих опалубок, не позволяя им смещаться. Это весьма упростило работу.

Теперь о процессе заливки бетоном. На кольцо такого размера, как у меня, уходило восемь вёдер речного песка и три ведра (мешок) цемента. Соотношение – примерно полтора ведра цемента и четыре песка. Можно использовать и мелкий гравий. Готовил его в два приёма, по четыре ведра. Для удобства заливки придумал небольшой съёмный желобок.

Кольца для крепости нужно армировать вкруговую и по вертикали. Для этого я применял проволоку от трёх до шести миллиметров, какая имелась, сгибая её кольцами. Чтобы нижняя не упала на землю, кидал между опалубками кусочки кирпича или крупного щебня. На них первое кольцо арматуры и ложилось. Второе кольцо вставлял после заливки первого замеса, то есть на середине, для этого бруски вынимал, а затем снова вставлял, а третье – поверху.

Вертикальную арматуру рубил по 60 сантиметров и втыкал сразу после полной заливки, примерно через 20–30 сантиметров по периметру.

Во время заливки непрерывно постукивал по опалубкам – «вибрировал» для уплотнения бетона. Лучше это делать электроинструментом, если есть.

Залитому кольцу давал сутки на набор прочности.

Разборку нужно начинать с внутренней опалубки: вначале вынимаешь временное дно, затем раскручиваешь стяжные болты и осторожно выбиваешь вставную дощечку между уголками. Между ними образуется зазор. Скобой или крючком тянешь за один конец опалубки, и она отходит от бетона. Затем вдвоём осторожно поднимаем и вынимаем её, как стакан, наверх. Для удобства сделал две ручки из проволоки, просверлив для них вверху отверстия.

Затем очищал опалубку от прилипшего бетона и устанавливал на новом месте для изготовления следующего. Наружняя опалубка снимается проще: раскрутил болты и она сама отсоединится от бетона. То есть каждый день выходило по кольцу. Стоимость его равнялась цене цемента и песка. Если колец десяток – то и стоимость металла оправдается. А если приспособиться на продажу – доход будет. Кольца не тяжёлые и легко закатываются в кузов машины.

Сразу после снятия опалубки можно обмазать готовое кольцо раствором, чтобы заполнить раковины, и накрыть сверху от высыхания. В жару – поливать водой.

Желательно отмечать на бетоне, где были стыки в опалубке. По ним удобно ориентироваться при монтаже.

А процесс копки колодца, крепление колец, устройство дна – об этом в одном письме не расскажешь.

Из жизни

31 марта

Госав­то­ин­спе­кции рекомен­дова­но не нака­зывать за нару­ше­ние сро­ков регист­ра­ции транс­пор­тных средств

31 марта

В Севе­род­винске наряд Росг­ва­рдии задер­жал подоз­рева­емо­го в покуше­нии на убийство

31 марта

Полиц­ес­ких, спас­ших в Виле­год­ском райо­не под­рос­тка, наг­ра­дят за смелость

31 марта

Нача­ло ледо­хода на Север­ной Двине ожи­да­ет­ся в пер­вых чис­лах апреля

27 марта

Дирек­тор номи­наль­ный, ответст­вен­ность – нет

26 марта

В Архан­гель­ской области ожи­да­ет­ся повыше­ние тем­пера­туры воз­духа до плюс 9°С

26 марта

Луч­шие фильмы, сери­алы и ниче­го лиш­него. «Рос­теле­ком» предс­та­вил новый тариф «Транс­фор­мер»

26 марта

«Люб­лю, когда сосна шумит»

26 марта

Рос­потр­еб­надз­ор: Домаш­ние живот­ные не могут быть пере­нос­чика­ми коро­нави­рус­ной инфекции

26 марта

Осуж­дённый напи­сал кар­тину для дедуш­ки из Крас­ноб­ор­ска

26 марта

Будем жить! Не онлайн…

23 марта

Повыше­ние тем­пера­туры неб­лаг­оп­ри­ят­но ска­жет­ся на рабо­те пеше­ход­ных пере­прав Архан­гель­ской области

20 марта

В Архан­гель­ской области ночью ожи­да­ет­ся – 18

19 марта

Осто­рож­но, суб­сиди­ар­ная ответст­вен­ность!

19 марта

Выставка «Дети рису­ют вой­ну» будет предс­та­влена в зале вылета аэро­пор­та Архан­гельск

Похожие материалы

27 марта Закон

Дирек­тор номи­наль­ный, ответст­вен­ность – нет

26 марта Из жизни

«Люб­лю, когда сосна шумит»

26 марта Из жизни

Будем жить! Не онлайн…

19 марта Из жизни

Осто­рож­но, суб­сиди­ар­ная ответст­вен­ность!

18 марта Из жизни

Школь­ники Архан­гель­ской области познако­мились с луч­шими волон­тёрски­ми прак­тика­ми

18 марта Из жизни

Попали в сказку

12 марта Из жизни

«Здесь не быва­ет сло­ман­ных носов»

21 февраля Из жизни

Как сов­рем­ен­ные муж­чины ищут любовь в боль­шом городе

20 февраля Из жизни

Послед­ний кос­тюм Фёдо­ра Абрамо­ва дос­тался его пле­мян­нику Владимиру

7 февраля Из жизни

Чтобы не била нер­вная дрожь при слове «школа»

7 февраля Из жизни

За вас заплати­ли!

5 февраля Из жизни

Как построить бетон­ный коло­дец свои­ми руками

31 января Из жизни

Поздра­вля­ем победи­те­лей кон­курса «Прав­ды Севе­ра» и издатель­ства «Юни­лайн»!