12.11.2016 11:40

Шхуны, которые мы потеряли

«Запад» накануне демонтада. Фото Ивана Малыгина
«Ломоносов» на промыслах
«Святой Фока» в Соломбале

Финская шхуна, получившая название «Запад», была построена в 1949 году в счёт военных репараций. К 400-летию Архангельска водружена на Красной пристани как символ российского парусного флота. 

Были ещё две, действительно исторически важных шхуны – «Святой мученик Фока», на котором Георгий Седов из Архангельска отправился на Северный полюс, и барк «Эклипс», который в 1914 году отправился на поиски исчезнувших экспедиций Русанова, Седова и Брусилова, а нашёл экспедицию Вилькицкого. Обе они вполне могли бы претендовать на роль символа российского парусного флота, памятника первым покорителям Арктики.

Шхуна «Святой мученик Фока»

Всё, что осталось от знаменитой седовской шхуны, в 1912 году отправившейся из Архангельска на Северный полюс – это ахтерштевень, лежащий у здания Северного морского музея. Судьба «Фоки» оказалась не менее трагична, чем судьба самого Георгия Седова.

После двухгодичных полярных скитаний и уже без погибшего Седова в августе 1914 года «Святой мученик Фока» возвратился обратно в Архангельск, откуда он так торжественно отбыл покорять полюс. Возвратившимся из похода матросам выплатили жалованье только два месяца спустя, и всё это время они были вынуждены жить на полуразрушенном судне.

Администрация архангельского порта осмотрела судно и составила акт: «Комиссия нашла судно «Святой мученик Фока» в следующем состоянии. Снятыми оказались: 1) вся средняя палуба, 2) в носовой части судна жилое помещение команды (кубрик), четыре дубовых бимса средней палубы, два контрбимса; в машинном отделении: машинная кладовая, помещения для кочегаров, провизионная кладовая; в офицерском помещении: вся деревянная обшивка бортовая, подпалубная, переборки кают и двери; правый, левый и кормовой фальшборты, деревянная обшивка с мостика, часть палубы полубака, фонарная, гальюн для команды и ватер-клозет… Всё указанное сожжено во время плавания за отсутствием топлива».

С болью пишет о своём корабле спутник Седова Владимир Визе: «Наш дряхлый, но бесконечно милый «Фока» окончательно вышел победителем из двухлетней борьбы со льдами. Правда, он пострадал жестоко, но ведь рубцы и раны являются украшением для старого воина… Милый дорогой «Фока», ты напрасно напрягал свои старческие силы, чтобы с честью исполнить возложенный на тебя долг. И, наверное, ты бы не поступил так, если бы знал, что по возвращении в страну людей тебя ждёт позорная смерть на мели в мутно-жёлтой Двине, что старые кости твои растащат жадные люди, стремящиеся нажить на них свои жалкие гроши».

Судьба «Фоки», действительно, оказалась страшной. Воду не откачивали, и шхуна затонула у Соборной пристани, но в таком виде она мешала, загромождая причальную линию. Тогда её подняли и решили отбуксировать в док, чтобы осмотреть подводную часть корпуса и окончательно решить участь судна. Однако по дороге шхуну посадили на мель, и больше возиться с ней никто не пожелал. Объявили о продаже, но покупателя, конечно, не нашлось. Долгое время всеми забытое судно сидело на мели, и жадные люди, о которых писал Визе, растащили всё, что можно было снять: рамы иллюминаторов, поручни, оковку люков, трапов, гудков, куски корпуса, после чего «Фока» превратился в удручающего вида развалину. Тем временем под воздействием ветров и течений шхуну сняло с мели и понесло в один из рукавов Северной Двины Кузнечиху, где выбросило на островок Шилов. После Октябрьской революции был поднят вопрос о реставрации исторического корабля, но к тому времени корпус разрушился до такой степени, что возродить «Фоку» уже было невозможно.

Барк «Эклипс»/Шхуна «Ломоносов»

«Eclipse», трёхмачтовый барк-китобоец, был построен в 1867‑м на верфи Абердина мастерами фирмы «A. Hall Co». Возможно, «Эклипс» так и остался бы скромным тружеником промыслового флота, если бы на Севере России не случилась беда: в Ледовитом океане исчезли сразу три экспедиции: Владимира Русанова на «Геркулесе», Георгия Брусилова на «Святой Анне» и Георгия Седова на «Святом Фоке».

Встревожившись, русское морское ведомство попросило помощи и у норвежцев. Те снарядили «Эклипс», набрали команду во главе с опытнейшим капитаном Отто Свердрупом, маститым полярным мореходом, которому доверял свой «Fram» знаменитый Фритьоф Нансен. Несмотря на то что поставленной цели достичь не удалось: экспедиции Русанова и Брусилова бесследно пропали, а экспедиция Седова вернулась в Архангельск без начальника, исторически экспедиция на «Эклипсе» оказалась очень весомой.

Это, в первую очередь, относится к зимовке корабля у побережья Таймыра в 1914–1915 годах, которая привела к обширным контактам с гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана под начальством капитана 2‑го ранга Бориса Вилькицкого на ледокольных кораблях «Таймыр» и «Вайгач», зимовавших также у таймырского побережья. Во время зимовки 1914–1915 годов на Таймыре «Эклипс» встретил экспедицию Бориса Вилькицкого на «Вайгаче», считавшуюся тоже потерянной, и осенью 1915 года все три судна вместе пришли в Архангельск. Затем «Эклипс» вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана как вспомогательное судно, а в 1918 году в результате пожара затонул в Гремихе. Подняли «Эклипс» только в 1928 году.

Во время ремонта прямое парусное вооружение переменили на косое, отчего барк превратился в шхуну, и судну дали новое имя «Ломоносов», более соответствовавшее новой архангельской прописке. Несколько лет «Ломоносов» работал на зверобойных промыслах, а когда началась война, стоял в Соломбалке, возле посёлка 21‑го лесозавода. В 1942 году от взрыва немецкой бомбы корма «Ломоносова» была повреждена, и шхуна села на грунт. Корпус «Ломоносова» подняли в 1963 году, и на стропах, закреплённых между понтонами, повели Мурманским рукавом к Мудьюгу, скорее всего, чтобы из прочного дубового корпуса сделать причал. Возле Чекаминки корпус зацепил мель, дальше его тащить уже не стали. Сейчас то, что осталось от легендарного «Эклипса», лежит между Чекаминкой и Красным.

В 1989 году северодвинский журналист Олег Химаныч обнаружил остатки корпуса. А несколько лет назад краевед Анатолий Каранин организовал экспедицию к останкам «Эклипса», в ходе которой был обнаружен на дне Северной Двины сильно замытый илом корпус «китобоя», а в качестве трофея в Северный морской музей передана палубная доска и кованые крепёжные шпильки. Сегодня Мурманский рукав Северной Двины – наименее посещаемый судами участок устья. Конечно, никому и в голову не приходит, что где‑то здесь, под стылой и равнодушной водой, покоится корпус корабля, который мог бы стать символом целой эпохи арктических экспедиций начала ХХ века.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Евгений Тенетов, директор Северного морского музея