18.02.2015 07:38

Беломорье – Арктика в миниатюре

Проводка каравана судов во льдах

Этот афоризм приписывают Ивану Папанину. Утверждают, что, побывав на Белом море зимой, наблюдая работу ледокольщиков, Иван Дмитриевич убедился: льды здесь ничуть не легче, чем на трассе Севморпути.

Нынешний февраль в полной мере подтверждает правоту слов знаменитого полярника. Белое море целиком покрыто льдом. Более того, впервые за много лет его граница вышла к северу от мыса Святой нос, в Баренцевом море дрейфующие поля простираются от 30-го меридиана к Новой Земле. Для судов, отправляющихся в Арктику, ледовое плавание начинается уже у причала в Архангельске.

Вся прошлая неделя выдалась «жаркой» для экипажей ледоколов и грузовых судов, работающих на линии Двинский залив – северная кромка льда. Ледовые преграды стояли на всем двухсотмильном пути движения караванов. С борта ледоколов «Диксон» и «Ямал» в штаб ледовых операций приходили радиограммы, где указывались 10-балльная сплоченность, частые сжатия и многочисленные торосы, скорость составляет три – пять узлов. Но, несмотря на трудности, линейные ледоколы смогли в середине прошлой недели привести к границе порта восемь судов. Здесь по давно проложенным каналам Северной Двины портовые ледоколы водили транспорты без особых осложнений.

Но отдел гидрологических прогнозов Северного управления гидрометслужбы на минувшие выходные дни дал судовладельцам неутешительный прогноз ледовой обстановки в Двинском заливе: Мудьюгский канал будет забит дрейфующим льдом. Опыт прошлых зим показывает, что при устойчивых северо-западных ветрах вход и выход судов в порт Архангельск крайне затруднен из-за многометрового наслоения полей на мелководье. Так в пятницу ледокол «Диксон» потратил более восьми часов, чтобы вывести теплоход «Kergi» за пределы порта. А в минувшую субботу капитан ледокола докладывал, что проводка судов на фарватере у острова Мудьюг практически невозможна: ледовый канал сжимает буквально за кормой ледокола.

В ожидании улучшения обстановки на выходе из порта стояли танкер «RN Privodino», сухогрузы «Александр Сибиряков» и «Замоскворечье». Скоро к ним присоединились еще три теплохода. В море танкер «Rhonestern» и балкер «Северная Земля», сопровождаемые атомоходом «Ямал», ждали время, когда будет возможно зайти в Архангельск.

После полудня 14 февраля западный ветер штормовой силы начал стихать, и в Двинском заливе прекратились сжатия, по ледовым полям поползли трещины, показались разводья. Ледоколы «Диксон» и «Капитан Чадаев» один за другим вывели суда за пределы порта, на морской простор, на большие глубины. Караван под свою опеку взял атомный «Ямал», проложил курс к Терскому берегу Кольского полуострова. Там в результате действия западных ветров образовалась полынья, по которой, как по туннелю, можно пройти до чистой воды.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ. фото автора