20.12.2017 08:13

Архангелогородка привезла в Москву сорок два килограмма одеял для Максима Галкина

Разговор с приятным собеседником, терпеливым и незвёздным
Одеяло для конкурса «До последнего лоскутка» выполнено в традициях каргопольских мастериц

В начале декабря героиней шоу Первого канала «Старше всех», посвящённого активным и творческим людям золотого возраста, стала Галина Полякова.

Она показала зрителям оригинальные костюмы, сшитые в технике лоскутного шитья. Галина Ефимовна рассказала «Правде Севера» о том, с чего всё начиналось, что происходило на телевидении и поделилась впечатлениями от поездки.

Любимое занятие – ниточка с иголочкой

– Сколько себя помню, лет с трёх, самое любимое занятие – ниточка с иголочкой, мама отберёт и спрячет, я опять найду и в лоскуток втыкаю. Иголочкой не играла, понимала, что для работы, ведь маму и сестёр всегда видела за рукоделием. И не только от послевоенной бедности шили-перешивали, но творить старались. Мы на третьем лесозаводе жили, мама в общежитии работала, заводские девчонки из разных районов области украшали кровати подвесами, накидушками. И у каждой свой узор был с особинкой, перерисовали друг у друга, старались красивее, чем у других сделать.

И даже Франция

Азы мастерства Галина Ефимовна получила, работая учеником портного в бригаде лёгкого платья. Окончила Московский технологический институт, работала в экспериментальном цехе, где разрабатывали и отшивали модели по лекалам, приходящим из Москвы. А потом пошла преподавать в школу №27, и почти тридцать лет учитель Полякова приходила в классы, чтобы научить девчонок основам швейного дела и рассказать о красоте северной вышивки. Её ученицы и в выставках участвовали, и удостоверение швеи второго разряда получали.

Поработав в музейных фондах, пообщавшись с мастерами и искусствоведами, вспомнив мамины лоскутные одеяла, Галина Ефимовна окончательно потеряла покой и начала учиться у лучших мастериц, шить и ездить на выставки. Список народных праздников, ярмарок, мастеровых сходов, мастер-классов занимает пять страниц, здесь и Каргополь, и Шенкурск, и Соловки, и Сольвычегодск, и Франция.

Сейчас в арсенале у Галины Ефимовны высокое звание «Народный мастер России», а также оверлок, четыре швейных машины, одна родом из XIX века, другая делает 189 видов швов и девять видов петель, вышивает три алфавита, а ещё  20 ножниц, отдельный кабинет для рукоделия.

Лисовец в одеяле, конь – в пальто

За десятиминутным сюжетом на Первом канале стоит более трёх месяцев переписки с куратором, домашних фотосессий, отбора нарядов и одеял, день репетиций и полтора часа записи на «Мосфильме», блузка, потерявшаяся в недрах киностудии и, к сожалению, сломанная рука.

– Поскользнулась в переходе, – сокрушается Галина Ефимовна, – падаю и думаю, лишь бы лицо не разбить, случилось‑то всё до записи. Дочь и зять предложили гипс наложить, но я отказалась, обошлись эластичным бинтом, в день съёмки и его сняла – терпела. Блузка затерялась в недрах технологического процесса утюжки, ушивки, примерок. Но поверьте, эти незначительные потери с элегантным конем в пальтоне сравнятся с эмоциями, впечатлениями, новыми знакомствами.

Было очень приятно работать с молодыми. Они энергичны, улыбчивы – режиссёры, ассистенты, гримёры, костюмеры, операторы, рабочие. И что важно, терпеливы. Мы ведь все немолоды, там недопонимаем, тут недослышим, тут спотыкаемся, внимания хотим.

Я привезла много одеял, сколько штук – даже не знаю, а для сюжета выбрали только два. И привязалась к режиссёру: «Кирилл, я их два чемодана везла, зачем?» Он послушал-послушал мои стенания, собрал всю группу и пошли мы смотреть. А мне и приятно, что мой зять не зря привёз 42 килограмма одеял. Мой куратор Алёна приезжала на студию с годовалым сынишкой, костюмеры не одну пару туфель предложили, с костюмами очень бережно работали. Таким людям маленькие лоскутные сувениры дарить было особенно приятно.

И учиться у молодых тоже надо: стилисты выбрали по одной лоскутной вещи для каждого выхода, и мне идея дробить ансамбли очень понравилась. А как неожиданно они превратили юбку в сарафан! Стилист Влад Лисовец не только в одеяле прошёлся, но и подкинул пару мыслей по поводу создания линии лоскутных фуфаечек.

А скольких замечательных героев, своих ровесников встретила! Среди них был экстравагантно одетый дедушка, делавший огромное количество селфи, тихая бабушка из Дагестана, в 92 года вяжущая чудесные платки из козьего пуха. По-настоящему я сдружилась с Зоей Леденевой из Воронежской области, человеком с огромной волей к жизни, поднявшейся после перелома позвоночника, придумавшей множество упражнений и тренажёров для восстановления.

Было у Галины Поляковой время прогуляться по павильонам и территории киностудии, и не могла она пройти мимо знаменитой мосфильмовской скульптуры «Конь в пальто». Конь облачён в пальто, скорее всего, драповое, прямого силуэта с лацканами и прорезными карманами с приподнятым английским воротником. И что немаловажно, отметила профессионал, посадка по фигуре хорошая.

Пострадавшие мужчины и их галстуки

Перед выходом героини в студию Максим Галкин призвал зрителей забыть имена известных модельеров Донаттелы Версаче, Жана Поля Готье и Кристиана Диора и запомнить новое имя в мире моды – Галина Полякова – и её первую коллекцию «Лоскутное чудо».

Информация о том, что в шитье костюмов мастерица использует галстуки, вероятно, так потрясла ведущего, что он несколько раз спросил, какое количество мужчин пострадало при создании коллекции, а у зятя Андрея выпытывал, какое количество его пиджаков превратилось в шикарные наряды.

Честно признавшись, что он – небольшой специалист в вопросах актуальности модных тенденций, Максим призвал на помощь стилиста Влада Лисовца. Тот отметил, что оригинальные наряды из Архангельска идут в ногу с мировой модой, дал несколько советов по созданию образов.

А короткий разговор с известным ведущим показал, что Галкин – приятный собеседник, терпеливый, незвёздный.

– У него энергетика конструктивная, разговаривает доброжелательно, с ним и чувствуешь себя спокойней.

Дорогая Джейн из позапрошлого века

Возвратившись в Архангельск, Галина Ефимовна забежала в поликлинику, наложила гипс и принялась за работу. Ведь мастерицы клуба лоскутного шитья «Ляпачок», который работает в Ломоносовском дворце культуры, заканчивали большую сложную работу для питерского конкурса «До последнего лоскутка». Основное требование – использование в изделии максимального количества элементов минимальных размеров. Размер квадратика, которых в конкурсном одеяле 140, составляет восемь на восемь сантиметров.

– В нашем клубе собираются настоящие мастера, они немолоды, но находят время и силы приезжать на занятия из разных районов города, – говорит руководитель клуба.

Да и сама она снова взялась за работу, которую начала полтора года назад: воссоздание уникального лоскутного одеяла «Дорогая Джейн», созданного в 1863 году. Оно состоит из 169 квадратных деталей, десять на десять сантиметров, каждая из которых уникальна. Общее количество деталей – 5602. Сейчас у Галины Ефимовны готово основное полотно, идёт работа над каймой.

– Признаюсь, после таких встреч и эмоций, слов благодарности от незнакомых людей хочется работать ещё интересней, появляются новые идеи и цели. Хочу сказать огромное спасибо всем, кто поддерживал меня: семье, коллегам, друзьям. Желаю всем в наступающем году заниматься любимым делом, ценить родных и близких и оставить поиски того, где будет хорошо: создайте «хорошо» там, где вы находитесь.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья БАБАЙЦЕВА. Фото автора