15.07.2015 14:10

Столице Арктики – сто лет

Поселок Диксон

Нынешним летом арктический поселок Диксон отмечает столетие.

Исследователи истории Арктики вспоминают, что в 1915 году на западном берегу полуострова Таймыр в удобной, закрытой от всех ветров бухте появилась метеостанция – всего несколько домиков.

Однако, отмечают историки, русским мореходам берега Таймыра были хорошо известны еще в XVIII веке.

Рыбо- и зверопромышленники нередко отстаивались в этой бухте, скрываясь от штормовых волн и тяжелых льдов. Имя Диксон местность получила в 1894 году, когда шведская полярная экспедиция под руководством Адольфа Норденшельда детально исследовала этот район. Остров, находящийся вблизи материка, шведы назвали в честь предпринимателя, финансировавшего экспедицию. Впоследствии Диксоном стали называть и строящийся поселок на восточном берегу бухты.

В 1930-е годы Советский Союз активно осваивал трассу Северного морского пути.

Диксон рос и развивался: на острове появился аэродром, а в поселке – причалы морского порта, больница, гидрографическая база и штаб морских операций. В 1960-е и 1970-е годы поселок был полноценным научным и культурным центром Таймырского округа, базой ледокольно-транспортного флота. С полным основанием Диксон называли столицей Арктики. Значение Архангельска для его развития в те годы трудно переоценить.

Валентин Кошуняев, почетный полярник

– Мне довелось побывать на Диксоне в начале 1970-х. Коротким летом здесь проходили пути перегона судов из Архангельска на реки Сибири. В составе Наяновской экспедиции были десятки пассажирских, грузовых, специальных судов, которые впоследствии работали на Лене, Индигирке, Гижиге, Колыме. Остановка речных караванов в удобной бухте была жизненно необходима.

После перехода по Карскому морю и перед походом на восток экипажи и ремонтники Диксона устраняли повреждения на судах, устанавливали дополнительное подкрепление, пополняли запасы. Капитаны судов получали точную ледовую и метеообстановку по трассе СМП.

Впоследствии, работая капитаном на ледоколах «Капитан Мелехов», «Мудьюг», «Диксон», видел, как строился и рос поселок. Приход судна на Диксон всегда превращался в настоящий праздник.

Юрий Настеко, капитан теплохода «Георгий Ушаков»

– Диксон – уголок цивилизации в бескрайних просторах Арктики. После долгих недель и месяцев работы в безлюдной белой пустыне благом кажутся обычный телефон и Интернет. А небольшой поселок – настоящим городом. Суда-снабженцы, приходящие с грузом для поселка, погранзаставы, гидрометеоцентра, здесь ждут с нетерпением. Люди настолько радушны, что мы становимся желанными гостями в каждом доме. К сожалению, упадок, поразивший столицу Арктики, сегодня заметен с первого взгляда: заколоченные окна домов, брошенные на берегу катера. Хочется, чтобы заявления о возрождении Арктики реализовались и в поселке со славной историей.

Сергей Логвиненко, капитан судна-гидрографа «Петр Котцов»: 

– До недавнего времени Диксонская гидробаза была самостоятельным предприятием, которое занималось навигационным обслуживанием участка трассы Севморпути. С ее ликвидацией обязанности по работе с маяками, створными знаками, плавучим ограждением фарватеров перешло к архангельским гидрографам. С тех пор мы каждое лето выполняем эту работу. Сегодня в Енисейском заливе находится гидрографическое судно «Сергей Кравков». Экипаж «Петра Котцова» получил рейс-задание по установке и ревизии буев у западных берегов Таймыра. И Диксон на это время становится местом нашего базирования.

Леонид Севастьянов – капитан порта Диксон:

 – Архангельские моряки и сегодня вносят большой вклад в хозяйственную деятельность поселка. Со многими из них жителей Диксона объединяют взаимополезные трудовые и даже дружеские отношения. Навигация, открытая раньше обычного на две недели, позволит завезти сюда грузы – продукты, топливо, оборудование. Мы уже ждем их прихода в самое ближайшее время. За навигацию наш порт посещают около сорока судов, треть из которых приписаны к Архангельску.

Кстати, празднование столетия руководство поселка намечает на 7 сентября. Эта дата считается днем основания поселка Диксон. Стоявшие на якорной стоянке пароходы «Таймыр» и «Вайгач» передали на Большую землю первую радиограмму.

Среди тех, кто разделил бы с нами торжества, хочется видеть и архангелогородцев – гидрографов, полярников, моряков, летчиков, чья биография связана с Диксоном.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ