17.02.2016 00:02

ОСАГО разгоняется, или краткие итоги реформы «автогражданки»

В прошлом году широко афишировалась реформа ОСАГО. Чего удалось добиться страховщикам и Центробанку в совершенствовании «автогражданки»? Стала ли она действительно лучше? Давайте разбираться.

Цена – качество

Главное, что интересует каждого страхователя – это, конечно, соотношение стоимости полиса и размера выплаты в случае ДТП. Исходя из официальной статистики, в среднем за год цена на полис выросла на две тысячи рублей (с 3,5 до 5,3 тыс.руб.). Этот факт компенсируется тем, что и получать автовладельцы, попавшие в ДТП, стали больше. Если год назад средняя компенсация составляла 43 тысячи, то сегодня – уже 60 тысяч рублей. «Выплата по ОСАГО уже напоминает выплату по КАСКО, – говорит редактор журнала «За Рулем» Сергей Смирнов, – тогда как 60 процентов россиян имеют полис ОСАГО дешевле пяти тысяч рублей. Рост выплат обусловлен, прежде всего, троекратным увеличением лимитов «по железу».

Спорам – нет

Страсть судиться все же не в российской ментальности, мы привыкли решать дела «полюбовно». А ведь всего год назад суды должны были рассмотреть сотни тысяч споров между автолюбителями и страховыми компаниями, ведь после ДТП первые обращались к одним оценщикам, вторые – к другим, и разница в оценке суммы ущерба порой была такой большой, что заставляла страхователей искать правду в суде. Поэтому ввели Единую методику определения размера расходов на ремонт, которые подлежат возмещению в рамках договора ОСАГО и единых справочников средней стоимости запасных частей, нормо-часа работ и материалов, используемых при восстановительном ремонте транспортных средств.

Им должны пользоваться и страховщики, и оценщики.

Фактически это стандарт, регламентирующий, сколько в каждом из тринадцати экономических регионов страны следует выплатить по ОСАГО за ту или иную запчасть и час работы ремонтников. Стоимость запчастей – это средняя величина, устанавливаемая сразу по нескольким источникам.

Данные справочников постоянно обновляются. Последний раз – в декабре 2015 года, в результате за год (с декабря 2014 года) цены в справочнике выросли более чем на 20 процентов.

С введением этой методики число судебных разбирательств по ОСАГО снизилось в разы. И, как мы уже убедились, одновременно выросли и выплаты.

«До чего дошел прогресс!»

Для того чтобы купить полис ОСАГО, теперь не обязательно посещать офис страховой компании или дожидаться агента. Не отходя от компьютера, можно оформить электронный полис, он же – Е-полис. Со списком компаний, которые продают Е-полисы, можно ознакомиться на сайте РСА, всего их сейчас 14. После внесения данных на водителя и автомобиль нужно внести страховую премию с помощью любой из электронных платежных систем.

Затем на е-мейл страхователя приходит электронная версия полиса и Извещение о ДТП. Распечатываем оба документа на принтере, кладем в бардачок – и вуаля, можно выезжать на дороги.

А если остановит инспектор, показываем ему эти распечатки. ГИБДД уже в курсе, что такое Е-полис и что типографского бланка он не предполагает. На сегодняшний день Е-полисы есть уже более чем у 60 тысяч наших соотечественников.

Тише едешь – богаче будешь

Цена на полис напрямую зависит от водительского мастерства страхователя, его опыта и отсутствия аварий в прошлом. Лучше ездишь – меньше платишь. Это и есть «коэффициент бонус-малус», он же – КБМ. Сегодня скидка за безаварийную езду (или коэффициент «единичка») есть у 63 процентов российских автовладельцев.

И этот показатель все время растет. По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), скидку более 20 процентов имеет почти треть автомобилистов (или 17,8 млн человек). Максимальную скидку в размере 50 процентов получили 8,23 процента водителей (5,3 млн человек). Иногда бывает, что страховая компания дает не ту скидку, на какую рассчитывает сам автовладелец.

Причин этому может быть несколько, одна из которых – это то, что водитель был вписан в другие полисы ОСАГО, владельцы которых допускали аварии. Возможны и технические ошибки.

Так или иначе, чтобы разобраться, была ли допущена ошибка или отказ в скидке – закономерен, нужно обратиться с письменным запросом в ту компанию, с которой был заключен последний договор ОСАГО. И, конечно, желательно не вписываться ни в чьи полисы.

А вот для тех, кто серьезно нарушает ДТП по нескольку раз в год, цены на ОСАГО, наоборот, вырастут, причем серьезно – до 8 раз.

Так что аккуратная езда – не только самый надежный способ обезопасить себя и других, но и возможность сэкономить.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Информационный проект «ОСАГО: общественная экспертиза».