29.10.2014 08:33

Сердолик восточный

Современный Ашхабад

Сегодня хочется вспомнить об  одной удивительной встрече в  Ашхабаде, которая случилась  в молодости. Когда мы умели  дружить...

Это был мой первый после окончания института трудовой отпуск.  Как его провести? Конечно же, с романтикой. В те далекие 1970-е мы,  молодые, любили путешествовать по  нашей необъятной стране. Помню,  в обкоме профсоюза работников  культуры мне предложили горящую  путевку по маршруту: Ташкент,  Самарканд, Бухара, Ашхабад. От  одних только названий этих городов  у меня кружилась голова. В то время  я работала в музее изобразительных  искусств. И была увлечена экзотикой Востока.

В чуде восточного зодчества площади Регистан в Самарканде и  эмирского дворца в Бухаре оживал  аромат волшебных сказок «Тысячи  и одной ночи». В горах Чимган под  Ташкентом 8 марта, мы, туристы из  Архангельска, катались на лыжах.  На горных хребтах еще лежал снег,  а у подножия в проталинах цвели  подснежники.

Восточной экзотикой насытилась  сполна. И мне уже стали сниться  колокольные звоны и заснеженные  улицы родного Архангельска. Слава  Богу, скоро домой! Но так уж случилось, что самая  незабываемая встреча произошла  там, где я меньше всего этого ожидала. В последний день нашего  путешествия, перед отлетом из Ашхабада в Москву, я пошла с группой  на экскурсию в музей изобразительных искусств. Нам сказали, что в  том же здании работает салон, где  можно приобрести авторские работы  туркменских мастеров. Искусство  туркменских ювелиров славится во  всем мире. И мне очень захотелось  приобрести на память о поездке  по Средней Азии чисто восточный  сувенир с моим любимым камнем  – сердоликом.

Но тут меня подстерегала неудача. Художественный салон в это  совсем не обеденное время почему-то  оказался закрытым. И когда он  откроется, не знал никто. Я бурно  выражала свою досаду, сопровождая слова энергичным стуком в  запертую на замок дверь салона. А  в нескольких шагах от меня стояла группа мужчин. Они о чем-то  оживленно разговаривали. Я сразу  поняла: это художники. Вдруг один  из них, отделившись от компании,  спросил: – Хотели что-то приобрести, северянка? – Откуда вы знаете, что я – северянка? – По бледности вашего лица.

– Я приехала из Архангельска.  Работаю в художественном музее,  – отвечаю, осмелев. – Завтра наша  группа улетает в Москву. Хотела  купить на память украшение с  сердоликом. А магазин закрыли в  такой неурочный час! Он представился: «Мамед Мамедов. Художник». Попросил подождать и очень скоро вернулся  с продавщицей салона. Там было  много ковровых изделий ручной  работы, удивительных по красоте  орнаментов. Я стала смотреть ювелирные украшения: бусы, колье,  браслеты, кулоны и броши с сердоликами самых разных оттенков  красного. Но денег, оставшихся на  последний день поездки, хватило  только на совсем скромный кулончик с маленьким камушком. Он  словно притянул меня к себе.

Когда я вышла из салона, Мамед  предложил подняться в мастерскую, которая располагалась в  этом же здании. Мне было очень  интересно посмотреть его произведения. Но там я не увидела ни  одной картины художника. Все они  разошлись по музеям. Даже есть в  собрании Третьяковской галереи.  Мамед прекрасно говорил по-русски. Годы учебы в Ленинграде, в  институте живописи, скульптуры и  архитектуры имени Репина сыграли в этом важную роль. Мамедов  учился у замечательного мастера –  Евсея Моисеенко. Отказавшись от  заманчивого предложения остаться  преподавать в своей альма-матер,  Мамед вернулся на родину, в Туркмению.

Посреди его мастерской я увидела  манекен в женском национальном  костюме с многочисленными амулетами и ювелирными украшениями  с драгоценными камнями самых  разных цветов. Мамед обратил мое  внимание на ярко-красные сердолики. Их еще называют восточными.  С ними связано много легенд. При  взгляде на любимого человека этот  камень в ваших руках «загорается»,  становится еще ярче. А еще сердолик способствует единению душ.

Я достала из сумки только что  приобретенный кулончик и показала Мамеду.

– Ты сделала удачный выбор! –  радостно воскликнул он. Чувствовалось, Мамед очень хотел сделать  мне что-нибудь приятное. Я так  живо напомнила ему студенческие  годы в Репинке, русоволосых бледнолицых однокурсниц-россиянок...  И как гостеприимный хозяин Мамед  сделал широкий жест, предложил  мне выбрать все, что захочу в его  мастерской – на память о нашей  встрече. Потрясенная его щедростью, я подошла к книжным полкам  и вынула увесистый том Истории  изобразительных искусств Узбекистана и Туркмении. Я всегда делала  выбор в пользу книг.

– Как же ты повезешь этот кирпич  через всю страну в Архангельск?  Давай сейчас же отправим его по  почте, – предложил Мамед.

Мы сходили на почту. А потом  он пригласил меня пообедать в каком-то очень хорошем ресторане.  Признаюсь, я давно уже проголодалась, поскольку на обед с тургруппой безнадежно опоздала.

Мамед сказал, что в их туркменской традиции принять гостя, а он  воспринял меня как свою гостью,  – большая честь для хозяина. Ибо  гость послан самим Богом! Но была  у туркменов еще одна традиция, о  которой он не решился меня предупредить... Зал ресторана был полон  мужчин! Все официанты – тоже  мужчины. С первых же мгновений  я почувствовала, как атмосфера  осуждения сгущается вокруг меня...  Мамед понял мое состояние, объяснил, что у них не принято, чтобы  женщины ходили в рестораны, но  гость – это исключение из правил.

Пообедали мы на славу. А после  гуляли по улицам и бульварам Ашхабада. И весна, полная цветенья и  ароматов, обнимала нас... Мы много  говорили. Мамед оказался очень  образованным глубоким человеком.  Мне запали в душу, стали спасением  в трудные минуты его слова: – Каждый человек – вселенная  со своими законами бытия. В твоей  жизни еще столько будет разных  обид и огорчений. Научись прощать  и забывать зло. Иначе оно сделает  тебя своей рабой.

С той поездки в Среднюю Азию  прошло много лет. Но я вспоминаю  ее снова и снова. Нет, не площадь  Регистан в Самарканде и не под-  снежники в горах Чимган. В памяти  возникают черты Мамеда Мамедова,  великодушного мудрого человека и  замечательного художника. Хорошо  бы узнать, как сложилась дальнейшая его судьба?  И вот однажды, «путешествуя»  по Интернету, вышла я на такую  информацию: «...В 2008 году в Государственном музее изобразительных  искусств Туркменистана открылась  выставка, посвященная 70-летию  со дня рождения замечательного  туркменского художника Мамеда  Мамедова (1938–1985 гг.). Его картины находятся в собраниях Третьяковской галереи и музее искусств  народов Востока, национальном  музее Туркменистана.

...Безвременно трагически ушедший от нас, он был классиком при  жизни, потому что служил добру и  красоте, пробуждая в людях чистые,  светлые чувства...» Яркая вспышка памяти высветила далекую встречу в Ашхабаде  весной 1974 года, молодого туркменского художника. А еще он говорил: – Знаешь, есть такая притча:  «Бог создал человека. Но остался  недоволен своей работой. И тогда  создал Бог художника, чтобы тот  продолжил совершенствовать его  творение...»

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СИДОРОВА. Фото www.allrussian.info