26.04.2017 12:07

Мои 100 часов счастья

Верстальщики-основатели компьютерной вёрстки «Правды Севера» Альберт Новосёлов и Ольга Болдырева
Художник Рашид Сагадеев, Виктор и Лариса Толкачёвы создают художественный образ «Правды Севера»
Фотокор Валентин Гайкин – автор десятков тысяч снимков о жизни области
Фото на память: журналисты «Правды Севера» Наталья Парахневич, Марина Ледяева, корректор Ольга Матова и корреспондент Елена Ирха
Сотрудник регионального подразделения Центробанка РФ Лариса Смирнова и доктор политических наук Ольга Третьякова
Журналист и писатель Михаил Попов, художник Дмитрий Трубин, музыкант Тим Дорофеев и журналист «Правды Севера» Анатолий Глущенко

Мне принесли книгу «Правда Севера. Портрет времени» (100 художников на страницах газеты). Словно единым полетом книга эта охватила всю мою жизнь с 70‑х годов прошлого века до дней сегодняшних. Листаю страницы, и каждая дарит мне новую встречу с давними друзьями.

Всвоё время я много общалась с художниками и писала в «Правду Севера» об архангельских живописцах и графиках по причине вполне объяснимой. Ведь, проработав одиннадцать лет в музее изобразительных искусств, я пришла в редакцию «Правды Севера».

К великому удивлению моих прежних и новых коллег, превратилась из музейщицы в газетчицу. Но лично для меня этот дерзкий шаг был осуществлением давней мечты. И моим удачным проводником из мира искусства в мир журналистики стал художник Федор Михайлович Фатьянов. Моей первой публикацией после перехода из музея в редакцию была зарисовка о творчестве этого художника – «Туес мастера Мартына», которая очень понравилась моим новым коллегам. И это помогло мне поверить в свои силы.

Мой переход в газету совпал с 50-летним юбилеем Союза северных художников. И мне была дана счастливая возможность писать, сколько душа просит, о графиках, скульпторах и живописцах Архангельска. Нина Федоровна Орлова, завотделом культуры и учебных заведений, проявляла ко мне чуткое понимание и поддержку. По сути, она была моим «журфаком».

Эта уникальная книга наглядно показала: журналист и художник движимы одной глобальной целью – каждый своими средствами создаёт портрет времени. Я бесконечно благодарна издателям великолепной книги за сто моих часов счастья.

Вот раскрыла я страницу с репродукциями работ Сергея Шадрунова. И меня словно током ударило. В узнаваемом силуэте на картине «Утраты» угадывается образ Богоматери. Светится нимб над её головой. Но всегда просветленный лик застилает сплошная тень. И ребенок на её руках в такой неудобной позе, и мы словно слышим его крик и плач… Картину «Утраты» Сергей Шадрунов написал в 1988 году, словно предчувствуя «лихие 90‑е», когда было утрачено всё, что составляет основу нашей культуры: человечность, сострадание, гуманизм. Стала модной поговорка: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»

Переворачиваю страницы заветной книги. И вот уже оживает в рисунках Александра Позднышева родимый мой батюшка старый Архангельск. Поэтично и тепло. С работами этого художника связана одна из самых незабываемых страниц моей жизни. Когда готовила к изданию свою книгу «Сентиментальные прогулки в город детства» (2009), мне очень хотелось найти к ней какие‑то рисунки наших художников. Но ни на одну из работ сердце моё не откликнулось. И улицы, и дома знакомые, и написано мастерски. Но песня не звучит! Не тот, не мой это Архангельск! И вот в одном из книжных магазинов я нашла подборку открыток старого Архангельска с графических листов Александра Позднышева. Глянула я на них, и в душу хлынул свет моей юности. И была какая‑то мистика в том, что среди запечатлённых художником уголков моего города я увидела родительский дом, где прошли мои детство и юность, самые счастливые в жизни годы. Все эти дома в старом центре города были снесены в 80‑е годы. И только художник в своих рисунках успел навсегда запечатлеть облик двухэтажного деревянного дома с мезонином и высоким шпилем. И наш двор с развевающимся на ветру бельём, словно паруса бригантины. Эти две графические работы Александра Позднышева я поместила на обложку и в самом начале своей книжки. И я уверена, это сыграло добрую роль в её счастливой судьбе…

В книге «Правда Севера. Портрет времени» невероятным образом взаимодействуют две творческие энергии – художников с их работами и журналистов, которые писали о них в газете. Поэтому магия творчества прямо-таки зашкаливает на страницах этого удивительного издания.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СИДОРОВА, фото Артёма Келарева с презентации книги «Правда Севера. Портрет времени», АТК, 2017 г.