04.10.2016 16:16

Крыму – Крым!

В этом году поездка в Крым была для нашей семьи пятой, юбилейной, но первой – в Крым российский, да ещё и после трёхлетнего перерыва.

Это немного добавляло беспокойства. Когда в 2014 году медиа запестрели хэштэгом #крымнаш, поймала себя на неожиданной реакции, напоминающей ревность. Ведь Крым и так был нашим, своим, вне зависимости от политической принадлежности.

Ничто не мешало и прежде поехать и навсегда полюбить особую поэзию Коктебеля, яркую праздничность Ялты, размеренную медитативность Меганома, скалы и можжевеловый дух Нового света, укромную прелесть Ласпи, лучшие на побережье чебуреки Рыбачьего, Байдарский перевал и захватывающие виды Фороса, облака, которые можно достать с Ай-Петри и завораживающие пейзажи Тарханкута. Боюсь, на этом придётся закончить поэтическую часть, иначе она станет географической картой наших слишком личных сокровищ.

И вот мы снова в пути. Машина полна багажа, а пассажиры – противоречивых ожиданий. Смекалка главы семейства подсказала, что разумно отправляться в автотрип в самом конце летнего сезона, когда схлынет волна родителей и школяров. За окном финал августа, ночь-полночь, поворот на паром, и первый приятный сюрприз. Для покупки билетов выделена накопительная площадка «Кавказ-3» (по другую сторону Керченского пролива, соответственно, «Крым-2»), чтобы в общей очереди не томились те, кто заблаговременно приобрёл электронный билет, и те, кто поехал, вооружившись традиционным «авось».

Движения и фразы регулировщиков отточены третьим летом вала российских туристов до совершенства. В обе стороны ходят два-три парома, что значительно увеличивает пассажироёмкость. Ну и, конечно, канун учебного года обеспечил нам полупустой паром, лучшие места и, забегая вперёд, чрезвычайно внимательное отношение принимающей стороны. Всего час – и мы на другом берегу. Это джекпот!

Второй неожиданностью стали дороги. После традиционно хорошей М4 и приближающейся к отличной М8 мы привычно ждали «фирменных» крымских дорог, но… Оказалось, их ремонтируют, причём весьма активно (печальное исключение – Керченский отрезок пути). Невольно обращаешь внимание на разницу между архангельской техникой «с иголочки» и местной, видавшей виды, но, правда, всё равно честно выполняющей свою работу.

Что ещё бросилось в глаза, так это количество портретов президента на трассах, с цитатами и без оных. Связано ли это с грядущими на тот момент выборами или самостоятельное явление – нам неизвестно, но на Севере президента всуе не поминают.

Зато совершенно точно с выборами были связаны милые предвыборные дебаты, такие трогательные в своей искренности, убеждённости и какой‑то, извините, чистоте, что хотелось каждого участника достать из телевизора, обнять и плакать.

Не меньшую радость мы получили, когда наблюдали за новостями. Крым на чём свет стоит молотит, жнёт, строит и противостоит. Все эти сводки с полей чудесным образом напоминали Советский Союз, который словно восставал из пепла на пару минут эфирного времени.

Заметно меньше встречалось машин с украинскими номерами по вполне объяснимым причинам. Больше стало приличных автокемпингов – с биотуалетами, вывозом мусора и, разумеется, платной стоянкой – но в данном случае это оправданные расходы. В целом, значимо дороже Крым не стал, во всяком случае, на излёте сезона мы этого не заметили. Хотя, конечно, свежие огурцы по 80 руб./кг добавляли живости в общении с продавцами. К слову, лайфхак: с семи до восьми утра на рынках цены для своих.

К безусловным находкам можно отнести и наш опыт путешествия в Крым с рафтом. Идея была грандиозна: прикрутив движок, добраться на рафте морем к тем местам, куда на машине доехать либо затруднительно, либо невозможно. Здесь нужно предупредить оптимистов, уже готовых на резиновой лодке покорить южный берег Крыма. Всё черноморское побережье является пограничной зоной, о чём мы узнали, уже выйдя в море. К счастью, нас не преследовали пограничные катера с сиренами, но это вопрос исключительно нашей удачи.

По закону любому плавсредству, за исключением надувных матрасов, необходимо иметь паспорт и пройти регистрацию у пограничников. А в дальнейшем за четыре часа до выхода в море капитан корабля должен уведомлять погранзаставу о предстоящем старте и направлении движения. И не удаляться от берега далее чем на две морские мили! Мы не удалялись. Нас манили тайные места и заповедные тропы. Каково же было наше изумление, когда выяснялось, что жизнь есть везде, даже там, куда, казалось, не ведут дороги. В скальных расщелинах, на самых диких пляжах и на развалинах старинной татарской крепости обнаруживались бодрые, загорелые до черноты аборигены в тогах из довольно древних уже простыней, а из кустов выглядывал какой‑нибудь утлый «москвичок» с московскими же номерами. Но эти люди, растворившись в терпком коктейле крымского воздуха, моря, вина и заката, забыв об удобствах и презрев признаки цивилизации, излучали неподдельное счастье.

Изучив за несколько лет сувенирный ассортимент Крыма вдоль, вглубь и поперёк, обратно мы везли в основном впечатления, фото и… камушки. Следующего Крыма мы будем ждать, перебирая белые камни мыса Атлеш, розовую гальку Василей и иссиня-зелёные дары Карадага.

Справка

Электронные билеты можно приобрести на сайте gosparom.ru. Для этого нужно заполнить форму, указать дату поездки, количество пассажиров, их данные и параметры транспортного средства. При бронировании можно выбрать временной коридор (тайм-слот), в который вы намерены осуществить переправу. На сегодняшний день установлены следующие временные интервалы: 3.00–9.00; 7.00–13.00; 11.00–17.00; 15.00–21.00; 19.00–1:00; 23.00–5.00. Пассажиров обслуживают шесть паромов: «Победа», «Олимпиада», «Крым», «Протопорос IV», «Гликофилоуса III» и «Майор Чапичев».

«Тайган» – первый в Европе сафари-парк львов. Здесь можно покормить абсолютно всех животных, погладить тигрят, сфотографироваться с кенгуру и запросто встретить на дорожке павлинов, фазанов, крольчат и других непуганых и дружелюбных обитателей. Несмотря на внушительные (32 гектара) размеры парка, его вполне можно обойти пешком, а если силы покинули, то объехать на велорикше или электромобиле, покататься на БРМ и даже облететь владения на вертолёте.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Вера КОНОНОВА