23.12.2015 13:15

«Советская» очередь... за границу

Получили визу? Добро пожаловать в Норвегию

– А поехали... в Чехию! Нечего новенькому загранпаспорту без дела пылиться. 

– А поехали! – как хорошо, что есть подруги, которые всегда поддержат.

Оказалось, мы выбрали страну, вторую по популярности для зарубежных визитов россиян в грядущем январе. Первой в рейтинге идет Италия, а после Чехии – Германия, Испания, Финляндия, Польша, Таиланд, Австрия. Замыкают десятку Беларусь и Латвия. И почему мы не придумали поехать в Белоруссию, куда не то что виза, – даже загранпаспорт не нужен?...

А Чехия – значит, шенгенская виза. Получить которую с сентября этого года можно только лично, потому что нужно обязательно сдать отпечатки пальцев. И – о, счастье! – в Архангельске как раз этой осенью появился сервисный визовый центр, где снимают отпечатки и принимают заявления на чешскую визу.

Точнее, визовый центр был изначально норвежский. Но потом стал заниматься еще и Финляндией, и Чехией, а заодно Испанией и Эстонией. Услуги оказывает подразделение московского ООО «Навигатор». «Разведка» донесла: записываться на сдачу документов не нужно, все в порядке живой очереди. Ну, живой так живой – кризис на дворе, мало кто нынче по заграницам ездит, небось и очередь невелика... Это мы так логично рассуждали. И как же оказались неправы!

 Первый визит в сервисный центр на проспекте Ломоносова был 3 декабря, средь бела дня. Обстановочка та еще: в небольшом помещении народу – человек двадцать, кричат уставшие дети, ворчат нервные взрослые, а сотрудники центра – молодой человек и две девушки – неспешно выполняют свою работу.

Спустя полчаса у двух окошечек стояли все те же заявители. Спустя еще столько же очередь продвинулась на одного человека. А центр работает до 16 часов. Стало ясно, что нам сегодня ничего не светит.

Но нам ли, буквально выросшим в очередях, их бояться? Центр открывается в девять утра. А приедем-ка сюда завтра в шесть и будем первыми! 

Ха-ха. В полседьмого утра мы были двадцать третьими. Не мы одни вспомнили опыт стояния за мебельной стенкой «Помор». Список – вот гениальное изобретение советских времен. Как говорится, не можешь бороться – возглавь: светлая идея пришла в голову нашим коллегам по визовому несчастью, которые вчера тоже не достоялись до заветного окошка (эх, рано мы ушли!). И эти мужественные люди организовали не только запись, но и ночное посменное дежурство. Передавали друг другу драгоценный список, как переходящее красное знамя.

За 4 декабря список сократился на 17 номеров. Но и пополнился до 48. Удобно же: записал свою фамилию и номер мобильного, сфотографировал номера впереди стоящих, и – топай по своим делам. Не забывай только время от времени позванивать, узнавать, как очередь движется. По сути, эта вынужденная самоорганизация – не что иное как «ручной» предок электронной очереди, вот как в банках или в МФЦ. Некоторым молодым землякам, не привыкшим к очередям, приходилось все это объяснять, но большинство записывались безропотно.

Впечатление такое, что пол-Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, наплевав на кризис, решили рвануть на каникулы в Норвегию и Финляндию. Ну и мы еще со своей Чехией (вот тут-то и вспомнили добрым словом родную Беларусь). И все разом бросились за визой, которую, вообще-то, можно получить за три месяца до поездки. И нет вины сотрудников сервисного центра в этом предновогоднем ажиотаже – они старались как могли, проявляя поразительное терпение. А клиенты наперебой предлагали, как ускорить их работу: на время повышенного спроса открыть еще одно окошко, организовать запись по телефону, нанять студента-практиканта, чтобы консультировал по правильному сбору документов, по заполнению анкет.

Первые «звоночки» прозвучали еще в ноябре, когда в книге жалоб стали появляться такие заявления: «Прошу установить on-line запись на подачу визы и увеличить количество сотрудников. Работа идет медленно. Помещение не оборудовано достаточным количеством сидячих мест» (10 ноября) или «Работа организована очень плохо! ...В маленьком помещении посетители с готовыми документами просиживают часами. Шансов достояться с 10 до 16 часов практически нет. Мы приехали из соседнего города, потеряли рабочий день и, похоже, без результата» (27 ноября). И чем дальше в декабрь, тем больше гневных записей.

Надо сказать, что наш список и для работников центра стал спасительным: никто не скандалил (ну, почти никто), не толпился в тесном помещении, за очередностью следили сами посетители, все с шутками-прибаутками... К вечеру все уже подружились и знали друг друга в лицо и по номерам. И – удивительное доверие и сочувствие, достойное психологического исследования: сами звонили и предупреждали отсутствующих о том, что их очередь подходит. Серьезные мужчины с автомашинами согласились нести очередную ночную вахту – на крыльце, со списком. А в книге жалоб появились благодарности: «Спасибо коллективу за внимание к каждому клиенту!». 

…И только в полдень следующего рабочего дня мы, наконец, сдали документы и отпечатки. Торжественно передали потрепанный список (с последним номером 67) в надежные руки последующих очередников и тепло со всеми попрощались.

Наверное, мы теперь будем здороваться при встрече: «Добрый день, как у вас дела, уважаемый двадцать пятый? Не знаете, получил ли тридцать шестой норвежскую визу?» .

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила АСЮТЧЕНКО. Фото Светланы Гавриловой