02.03.2017 11:41

Трамвай, бегущий по льду

Трамвай идёт по льду

Сто лет назад, в феврале 1917 года, первый трамвай повёз пассажиров в Соломбалу.

25 июня 1916 года (по новому стилю) в Архангельске заработал новый вид общественного транспорта – трамвай. Восемь блестящих вагончиков мытищинского производства стали для горожан и гостей столицы Севера настоящим аттракционом. Люди садились в него в первую очередь для того, чтобы испытать на себе невиданные доселе ощущения.

Первая трамвайная линия растянулась по Архангельску на целых 12 вёрст – от улицы Архиерейской (современной улицы Урицкого) до Общины Красного Креста (улицы Суворова). Движение проходило основной своей частью по Троицкому проспекту. Уже 26 июня, в свой первый реальный рабочий день, трамвай принёс городу прибыль в 942 рубля 50 копеек. В дальнейшем эта прибыль только увеличивалась.

Городские власти, инициаторы прокладки трамвайного движения, не стали останавливаться на достигнутом. Константин Репин, как тогда говорили, «главный строитель трамвая», 26 июля на заседании городской Думы предложил «продлить» трамвайный путь до Соломбалы. И он никаких проблем в подобной прокладке не видел. Если проведение пути по центру города заняло четыре месяца, то строительство короткой соломбальской линии должно завершиться всего за месяц.

Для начала работ у города на тот момент было практически всё – шпалы, песок, воздушная проводка. Правда, не хватало рельсов, но это была вполне решаемая проб­лема.

Так же быстро решалась задача перевода пути через Кузнечиху. Летом вагоны трамвая ходили по деревянному мосту, а зимой – по льду, на котором были установлены специальные деревянные опоры. Опыт показал, что по льду Северной Двины могут проходить даже паровозы весом в 3600 пудов. Ясно было, что пройдёт и вагон трамвая весом в 600 пудов.

К сожалению, обещанным месяцем ограничиться не удалось. Трудности военного времени растянули строительство почти на полгода. Первый трамвай пошёл по кузнечевскому льду лишь 2 февраля 1917 года. Открыл движение специальный парадный вагончик с членами трамвайной комиссии городской Думы с Константином Репиным во главе.

В первое время по новой линии стало ходить два трамвайных вагона. Начальным пунктом маршрута стала Община Красного Креста. Конечным пунктом явилась естественная преграда в виде речки Соломбалки и Соломбальского собора на её берегу.

В первый сезон трамваи ходили через Кузнечиху до начала апреля, до тех пор, пока лёд не начал трещать под тяжестью вагона. Такое почти водное путешествие трамвая продолжалось, как минимум, до начала тридцатых годов.

Со временем в Соломбале было создано собственное трамвайное депо, действовавшее до 1956 года, момента постройки Кузнечевского моста, явившегося, по большому счёту, могильщиком Архангельского трамвая. Именно износ главной мостовой связи Соломбалы с основной частью Архангельска стал первым поводом для изгнания любимого народом вида общественного транспорта с улиц областного центра.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Константин ТАРАКАНОВ