Трамвай, бегущий по льду

2 марта 11:41 Из газеты
         Трамвай идёт по льду
Трамвай идёт по льду

Сто лет назад, в феврале 1917 года, первый трамвай повёз пассажиров в Соломбалу.

25 июня 1916 года (по новому стилю) в Архангельске заработал новый вид общественного транспорта – трамвай. Восемь блестящих вагончиков мытищинского производства стали для горожан и гостей столицы Севера настоящим аттракционом. Люди садились в него в первую очередь для того, чтобы испытать на себе невиданные доселе ощущения.

Первая трамвайная линия растянулась по Архангельску на целых 12 вёрст – от улицы Архиерейской (современной улицы Урицкого) до Общины Красного Креста (улицы Суворова). Движение проходило основной своей частью по Троицкому проспекту. Уже 26 июня, в свой первый реальный рабочий день, трамвай принёс городу прибыль в 942 рубля 50 копеек. В дальнейшем эта прибыль только увеличивалась.

Городские власти, инициаторы прокладки трамвайного движения, не стали останавливаться на достигнутом. Константин Репин, как тогда говорили, «главный строитель трамвая», 26 июля на заседании городской Думы предложил «продлить» трамвайный путь до Соломбалы. И он никаких проблем в подобной прокладке не видел. Если проведение пути по центру города заняло четыре месяца, то строительство короткой соломбальской линии должно завершиться всего за месяц.

Для начала работ у города на тот момент было практически всё – шпалы, песок, воздушная проводка. Правда, не хватало рельсов, но это была вполне решаемая проб­лема.

Так же быстро решалась задача перевода пути через Кузнечиху. Летом вагоны трамвая ходили по деревянному мосту, а зимой – по льду, на котором были установлены специальные деревянные опоры. Опыт показал, что по льду Северной Двины могут проходить даже паровозы весом в 3600 пудов. Ясно было, что пройдёт и вагон трамвая весом в 600 пудов.

К сожалению, обещанным месяцем ограничиться не удалось. Трудности военного времени растянули строительство почти на полгода. Первый трамвай пошёл по кузнечевскому льду лишь 2 февраля 1917 года. Открыл движение специальный парадный вагончик с членами трамвайной комиссии городской Думы с Константином Репиным во главе.

В первое время по новой линии стало ходить два трамвайных вагона. Начальным пунктом маршрута стала Община Красного Креста. Конечным пунктом явилась естественная преграда в виде речки Соломбалки и Соломбальского собора на её берегу.

В первый сезон трамваи ходили через Кузнечиху до начала апреля, до тех пор, пока лёд не начал трещать под тяжестью вагона. Такое почти водное путешествие трамвая продолжалось, как минимум, до начала тридцатых годов.

Со временем в Соломбале было создано собственное трамвайное депо, действовавшее до 1956 года, момента постройки Кузнечевского моста, явившегося, по большому счёту, могильщиком Архангельского трамвая. Именно износ главной мостовой связи Соломбалы с основной частью Архангельска стал первым поводом для изгнания любимого народом вида общественного транспорта с улиц областного центра.

Константин ТАРАКАНОВ

Из жизни

20 октября

В Архан­гель­ской области выпа­дет пер­вый снег

19 октября

Лау­ре­ата­ми II сте­пени на фес­тива­ле в Гроз­ном стали артисты Север­ного хора

19 октября

Инте­рес к нед­вижи­мос­ти Архан­гель­ска вырос у петер­бурж­цев на 4% за год

19 октября

На меж­дуна­род­ной выставке нашли заказ­чи­ков, кото­рым в коло­нии Вель­ска изгото­вят срубы бань

19 октября

В север­ных райо­нах Архан­гель­ской области прой­дет дождь со снегом

18 октября

В Архан­гель­ске завер­ша­ет­ся бла­го­ус­тройство про­спекта Чум­баро­ва-Луч­ин­ско­го

18 октября

Фёдор Оня­ков: «Про­грамма «Ты – предп­ри­ни­ма­тель» – отлич­ная пло­щад­ка, чтобы про­тес­тиро­вать идею»

18 октября

В Архан­гель­ской области сох­ран­ит­ся дожд­ли­вая погода

17 октября

Одну из ста­рей­ших воин­ских час­тей Архан­гель­ской области поздра­вили с 65-летием

17 октября

Глав­ными приз­нака­ми осен­ней хан­дры архан­гело­гор­од­цы наз­вали сон­ливость и упа­док сил

16 октября

Архан­гело­гор­од­ка про­шла в финал кон­курса кра­соты «Мисс Офис-2017»

16 октября

«Рос­теле­ком» в Архан­гель­ской области модер­низи­ру­ет сети связи

16 октября

Ушел из жизни почет­ный граж­да­нин Устья­нс­кого райо­на Нико­лай Пав­ло­вич Кашин

16 октября

«Здра­вст­вуй, Нико­лай Евменье­вич…»

16 октября

В боль­шинстве райо­нов Архан­гель­ской области прой­дут дожди

Похожие материалы

15 октября Из жизни

Архан­гель­ский учи­тель физи­ки побы­вал на Боль­шом адрон­ном кол­лайде­ре

15 октября Из жизни

Потяр­кины: учи­теля и путе­шест­ве­нник

14 октября Из жизни

Фёдор Литке – чело­век и пароход

13 октября Из жизни

Син­дром эмо­ци­ональ­ного выгора­ния – как потушить свой внут­рен­ний пожар?

13 октября Из жизни

Пер­вый пас­са­жир «Вась­ково»: «Помощь при­хо­ди­ла в нуж­ную минуту»

12 октября Из жизни

Что делать, если пожи­лой родст­вен­ник стра­да­ет про­вала­ми в памяти?

4 октября Из жизни

Исто­рия «Прав­ды Севе­ра» в одной фотог­ра­фии. «Толь­ко и свету в окне»…

30 сентября Из жизни

В дерев­не Выем­ково Ленс­ко­го райо­на число жите­лей измеря­лось гар­мошка­ми

30 сентября Из жизни

«До Кот­ласа из Авст­рии дед доб­рался толь­ко поздней осенью 1917 года...»

24 сентября Из жизни

Жел­то-зеле­ная осень в Корелах

21 сентября Из жизни

Такой биз­нес. Исто­рия одного успеха

20 сентября Из жизни

Нег­ром­кий голос Нико­лая Сте­па­но­ви­ча

18 сентября Из жизни

Бабуш­ка предс­ка­зала мали­новые пид­жаки и дыря­вую одежду