31.03.2017 09:30

На Арктическом форуме в Архангельске показали работу комплекса «Безопасный город»

Фото http://arh112.ru/

Этот аппаратно-программный комплекс предназначен для синхронизации действий всех оперативных служб в режиме реального времени.

Работу комплекса оценили заместитель Председателя Правительства РФ, председатель госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин и глава МЧС Владимир Пучков.

Накануне система также была представлена губернаторам нескольких российских регионов, прибывших в Архангельск для участия в Международном арктическом форуме.

В зале комиссии по чрезвычайным ситуациям Архангельской области, где и проходила демонстрация по всему периметру установлены экраны разного размера, на каждом из них - картинка с камер видеонаблюдения, схемы, списки, карты. 

Рабочее место оператора единой дежурно-диспетчерской службы, который работает в системе АПК «Безопасный город», составляют два больших монитора, отображающие непосредственно деятельность оператора и оперативную обстановку на карте с возможностью показа «живого» видео. 

Средний монитор – сегмент интеллектуального видеонаблюдения системы «Безопасный город». На экраны выведены изображения из четырех муниципальных образований, где реализован АПК: это Приморский район, г. Северодвинск, г. Котлас, г. Архангельск.  

Для демонстрации действия системы устроили условное ДТП, что позволило оценить работу экстренных служб Архангельска. По сценарию, на площади 60 лет Октября в привокзальном микрорайоне Архангельска грузовик, перевозящий цистерну с бензином, столкнулся с рейсовым автобусом. Автобус оборудован датчиком ЭРА-ГЛОНАСС - российской государственной системы экстренного реагирования при авариях, которую с этого года устанавливают на всех транспортных средствах, продаваемых в России. 

Сообщение от датчика поступает на рабочее место оператора центра оперативного реагирования (ЕДДС) (в систему «Безопасный город»), начинается отработка экстренного сигнала. К ликвидации дорожной аварии привлекаются экстренные городские службы, работу которых можно наблюдать, не выходя из кабинета.

Две обзорные камеры выводят на экран место происшествия, еще две установлены по маршруту следования спецтранспорта. Вместе с сообщением от ЭРА-ГЛОНАСС мы получаем данные о месте и времени происшествия, соответствующий маркер на карте автоматического позиционирования GIS.

На карту GIS нанесено более 50 слоев, один из которых – слой с видеокамерами. Оператор имеет возможность просмотреть видео с места происшествия, на основании этого уточнить данные и внести их в систему, чтобы более корректно реагировать на ЧП. 

Также на карту нанесены слои, отображающие архитектуру, экстренные службы, оконечное оборудование системы мониторинга, датчики пожара, химических веществ, радиации, и многое другое. Есть слои коммуникации – электрические, газовые сети, водопровод. 

Если произошел пожар на подстанции – какая ветка подключена? Какое количество людей находится в зоне отключения? Ответы на эти вопросы даст карта. Оператор может обратиться к каждому датчику, каждому соцобъекту, и получить необходимую информацию.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» была введена в промышленную эксплуатацию в 2015 году. Разработка системы осуществлялась в рамках проекта, одобренного Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Технологическая инфраструктура системы развернута на территории всей страны. Сегодня «ЭРА-ГЛОНАСС» функционирует в полном объеме и доказывает свою эффективность.

«Созданная в России государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» стала первой подобной системой в мире. «ЭРА-ГЛОНАСС» уже помогает спасать жизни, с 2016 года мы приняли и обработали более 175 тысяч экстренных вызовов», – подчеркнул Андрей Жерегеля, временный генеральный директор АО «ГЛОНАСС».

Убедившись, что это не ложная тревога, а реальное происшествие, оператор заносит в систему данные по происшествию, необходимые для реагирования экстренных служб. В системе используются различные алгоритмы поддержки принятия решений, которые позволяют оператору сориентироваться в текущей ситуации и совершить правильные действия. 

Учитываются такие условия, как место и тип происшествия, географическая зона ответственности экстренных и городских служб, погодные условия. Система формирует подсказки и выдает план действий с учетом всех имеющихся данных. Формируется совокупный план действий, который распространяется на все привлекаемые службы – 01, 02, 03, коммунальные службы, и т.д.

На экране монитора отражается статус выполнения каждого из поручений. Зеленый цвет означает, что поручение выполнено в срок, без превышения нормативного времени реагирования,  красный – задача еще не выполнена, время реагирования приближается к критическому. На отработку учебного сценария ушло всего 15 минут.

Затем вступает в дело система моделирования и прогнозирования. Так, в случае условного ДТП прогнозируется угроза техногенного пожара с учетом легковоспламеняющегося вещества в цистерне с топливом. Тип вещества, его объем, масса – на основании всех этих данных формируется прогноз, который уходит в прогнозную систему. На камерах оператор следит за движением экстренных служб: вот проехали пожарные, служба спасения, ГИБДД, скорая помощь. 

Прогноз, доступный для оператора и всех служб, привлеченных к реагированию, формируется за время движения спецтехники – что особенно важно, службы могут получить все эти данные не по прибытию на место ЧП, а еще находясь в пути. 

Картографический прогноз отражается на карте ГИС. Первый радиус, изображенный красным, означает зону смертельного поражения. Появляется зона ограждения, зона объездов, безопасная зона. Система также формирует рекомендации по силам и средствам: сколько пожарных машин или карет скорой помощи нужно на месте происшествия, сколько личного состава. На данный прогноз ориентируются все службы.

Всего по всей области в «Безопасный город» интегрировано более 300 камер и 16 автоматизированных систем: системы передачи данных о возгораниях Стрелец-Мониторинг и Пожавтоматика, система радиационного контроля АСКРО, система движения транспорта CARMAN, ЭРА-ГЛОНАСС, Росгидромет и другие.

Написание отчетности, неизбежное в работе оперативных служб, существенно упрощена: система формирует отчеты автоматически в электронном и печатном виде.

В ЕДДС предусмотрены 2 штатные единицы – диспетчер и старший оперативный дежурный. Диспетчер отрабатывает происшествие, а СОД контролирует общий статус по муниципальному образованию и следит за отработкой конкретных действий.

Пилотными зонами АПК «Безопасный город» стали 4 муниципальных образования: Архангельск, Северодвинск, Котлас и Приморский район.

Построение и развитие АПК «БГ» ведется в основном за счет субъекта РФ, муниципалитеты предоставляют только штатная численность и оборудование единых дежурно-диспетчерских служб.

«Нужно минимизировать участие человека в обработке сообщений, чтобы максимальное количество вопросов решалось машиной. Таким образом получится избежать стрессовой ситуации для диспетчера, ведь стресс, несомненно, может негативно повлиять на эффективность его работы. Изображение с камеры и инструкция по действиям экстренных служб должны выводиться на экран оператора автоматически. Человеческий фактор нужен для принятия решений, а не для механической обработки информации», - отметил зампред Правительства РФ Дмитрий Рогозин.  

«Архангельскую область можно назвать первопроходцем в деле построения и развития «Безопасного города». Это не красивый макет, а реальная боевая система, которой пользуются люди», - подвел итог встречи председатель госкомиссии по вопросам развития Арктики.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.