23.09.2015 15:18

Подарок для испанской мамы

Ксения Корельская с мезенской лошадкой, ускакавшей в Испанию
Старший художник Татьяна Спирина
В музее предприятия
В такой утице-солонице наши предки хранили соль
Вот они – беломорские узоры
Попробуйте набрать в Яндексе: «Дружинина Галина Ивановна»

Все началось с того, что сын поехал к другу в Испанию. Семейный совет, вспомнив мультик про Винни-Пуха, принял решение подарить скромный, но очень полезный подарочек. Рыбу, морошку и грибы отмели сразу, потому что Евросоюз и санитарный контроль. Был вариант – иван-чай, но испанцы – это же не англичане, у них не файф-о-клок, а фиеста.

Остановились на кухонных полотенцах, но чтобы непременно «с Архангельском».

Полотенец в магазинах много. Продавцы обрадованно предлагали: «А вот с хохломой! А под гжель, нет? А в клеточку, такие – скандинавские? Тоже не подходят? А с ручной вышивкой за четырнадцать тысяч не желаете? А что же вы тогда хотите? С Архангельском? Так не морочьте людям головы и отправляйтесь в «Беломорские узоры».

Да и правда. И мы отправились в «Беломорские узоры». Там нашлось все – и любимый цвет, и любимый размер. И необычная круглая форма. И мезенская лошадка посередине. И за двести рублей. А еще подходящий фартучек, прихватки, а может, салфеток еще? Или скатерть? Занавески вот на кухню – красотища.

«Мама, уймись!» – сказал сын, но уняться было уже невозможно, и очень хотелось познакомиться с людьми, которые все это вяжут, ткут, вышивают, рисуют и художественно обрабатывают.

Традиционное, поморское

Директор предприятия Ксения Корельская показала нам музей. И с гордостью рассказала о самом первом директоре – Валентине Дерягиной, которая почти пятьдесят лет назад и организовала «Беломорские узоры». Она ездила в экспедиции и привозила из деревень прялки, кокошники, юбки, скатерти, посуду, игрушки, расписные короба.

– Все это традиционное, поморское. И всего на Севере одиннадцать видов росписи, мы ими всеми расписываем-украшаем. Храним и развиваем народные художественные промыслы. Их у нас четыре вида: резьба и роспись по дереву, вышивка, вязание, ткачество. А в Каргополе филиал, где делают глиняные игрушки, – рассказывает Ксения Юрьевна. – Когда-то «Беломорские узоры» занимались еще камнем – изделиями из ангидрида. Камень добывали в Холмогорском районе, в деревне Звоз, но производство закрылось, а снова открывать очень дорого.

Есть в музее уникальные экспонаты – обрывы старинных полотенец с солнечным знаком-свастикой, солоницы, коробушки из дранки, деревянные ковши – резные, ажурные, сработанные из цельного куска дерева при помощи простейших инструментов.

– Иногда у нас просят отдать их в музей. Ни за что! – говорит директор, улыбаясь и прижимая к груди расписную коробушку.

Да по ним поезда пускать можно! 

Когда-то на предприятии работали шестнадцать ткачих. Сейчас осталась одна – Галина Ивановна Дружинина. Ее авторская работа – половички, и ткет она их уже сорок лет.

– Я пришла учеником ткача. А начала еще дома, в деревне, в Котласском районе. Все это видела, немножко пробовала, – объясняет Галина Ивановна. – Вот, смотрите: основа из черно-белых ниток накручивается на барабан. Потом берешь большие лоскуты ткани, обрезаешь, делаешь полоски. Фабрики пододеяльники и простыни шьют – обрезки мы покупаем. У нас все новое. Лоскуты сама режу. Все сама от начала до конца делаю. Работа творческая, но трудная. Сила нужна. Этот станок довоенный, только я на нем уже сорок лет работаю. А привезли его из Холмогорского района, на чердаке у кого-то пылился. 

Таких станков в «Беломорских узорах» когда-то стояло шесть. Кроме этого, были большие станки, на которых ткали покрывала, накидки на кресло, скатерти, одежду, юбки.

– О, я одни юбки пять годов ткала. В клетку, тогда модно было, – улыбается Галина Ивановна. – Но для этих станков площадь большая нужна, они же большие – два на два метра. Мы одиннадцать станков заказывали в Череповце плюс один заправочный. Цех был большой, и учеников у меня было много. Да и сейчас есть ученики. И будут! Кто придет, всех научу.

Директор предприятия Ксения Корельская рассказала, что она тоже попробовала ткать: 

– Всего пару рядочков, это сложно! Нужно много времени и терпения. Ткань подкрутить определенной стороной, чтобы кончики нигде не торчали, чтобы плотность была по всей длине одинаковая. Любить это надо. Галина Ивановна любит. Да по ее половикам поезда можно пускать! 

А в прошлом году – 28 мая – президент Владимир Путин вручал государственные награды выдающимся деятелям культуры и искусства. Галина Ивановна получила орден Дружбы.

– В Екатерининском зале Кремля это происходило. Артистов много было. Вот Валерии, например, до меня народную артистку дали, а мне – орден Дружбы. И письмо послали из Москвы с фотографией. Вот, смотри-ка на обороте, там печати, не филькина грамота, – смеется Галина Ивановна. – Я с дочкой ездила, она там тоже фотографировала, у меня дома альбомчик есть. Да вы в Яндексе наберите: Дружинина Галина Ивановна, «Беломорские узоры», я сразу выскочу!

Творческая армия

Самый большой цех – деревообработки – под контролем Валентины Михайловны Шершневой, которая работает на предприятии еще дольше, чем Галина Ивановна, – 42 года. Она командует лакировкой, цехом росписи, столярным цехом, резчиками.

– Знакомьтесь, это наша армия художниц росписи по дереву. Их мало, но они очень творчески настроенные. К нам приходят новенькие, но редко кто приживается, – с сожалением говорит Валентина Михайловна. – У наших очень высокая планка. Вот старший художник – Татьяна Спирина. Она самая молодая, а здесь работает уже тринадцать лет. Пришла и как-то сразу начала здорово работать, а сейчас такие сложные заказы выполняет! 

В цехе росписи все заставлено туесами, коробами, тарелками, кружками – с мезенской, онежской, борецкой, шенкурской росписью. Два короба обращают на себя внимание необычным узором. Оказывается, это и есть тот самый сложный заказ, о котором говорила начальник цеха. На стенке короба изображен цикл производства бумаги, а на крышке – комбинат. И это очень красиво.

– Они приносили эскизы, у них свой художник есть, и надо точно попасть в их смысл, – объясняет Татьяна, рисуя при этом на кружке вид Соловков – следующий заказ.

Валентина Михайловна показывает посуду с зимним пейзажем: 

– Мы ведь раньше с голубым цветом очень мало работали, а потом кто-то из голландцев приехал сюда. И заказал короба с голубым, белым и серым цветом. А у нас художественный совет каждый месяц собирается, и мы придумываем что-то новое. И вот благодаря голландцам стали мезенскую роспись в голубом цвете делать. Труд ручной – и все тепло этим изделиям.

От Канады до Японии 

Директор Ксения Корельская, завершая экскурсию, посоветовала еще зайти в магазин предприятия.

– Сейчас вот были женщины, выбирали продукцию для Канады, туда повезут. Отправляем по России, а еще «Беломорские узоры» пользуются успехом в Японии. Два года японцы заказывают и заказывают полотенца, прихватки, солонки, тарелки – и говорят, что о-о-очень нравится. 

Но в магазине не только наша продукция, есть еще и народные мастера-сдатчики. Сейчас вот туесов много покупают, цех росписи до тысячи штук в месяц выпускает. Летом мастера заготавливают бересту, в сентябре привозят туеса, а мы весь год их расписываем, – объясняет Ксения Юрьевна. – А вообще, предприятий народных промыслов по стране много, но редко кто выживает. И все удивляются – вы работаете уже почти пятьдесят лет?! А все просто – у нас большой ассортимент и прекрасные люди, которые работают в «Беломорских узорах» в среднем двадцать лет. Сейчас их 69 человек. И каждый день авторы придумывают что-то новенькое. Я иногда просто хожу и любуюсь уникальными работами, правда-правда, хожу и любуюсь.

P.S. Полотенца, подаренные маме испанского друга, тоже пользовались успехом.Кроме испанской мамы там была еще испанская бабушка и тетушки. Говорят, еще везите, а то на всех не хватило. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина ЖУРАВЛЕВА. Фото Павла Кононова