Отмена рейсов – тоже нарушение прав человека

27 января 2017 9:10 Из газеты
Фото PressFoto / Денис Бабенко
Фото PressFoto / Денис Бабенко

Оценить ситуацию, сложившуюся на рынке воздушных перевозок в Архангельске, мы попросили Любовь Анисимову, уполномоченного по правам человека в Архангельской области.

Любовь Анисимова, уполномоченный по правам человека в Архангельской области– Любовь Викторовна, ситуация с отменой рейсов «Аэрофлота», как нам кажется, уже входит в юрисдикцию нарушения прав человека. К вам жалобы по этому поводу поступают?

— Да, жалобы поступают, этой проблемой мы занимаемся не первый год, но именно сейчас она становится чрезвычайной. И жалобы росли в геометрической прогрессии. Они касаются не только компании «Аэрофлот», но также и «Нордавиа».

– У вас есть статистика – сколько рейсов было отменено в прошлом году?

— «Аэрофлот» отменил около 100 рейсов, «Нордавиа» – 91. А ведь наши пассажиры в основном летают в Москву и Петербург, используя их как места пересадки. То есть стыкуют рейсы, а потом вся эта тщательно выстроенная схема рушится. Да и вообще, у каждого свои планы, и их тоже приходится корректировать. Часто это влечёт финансовые потери.

– Что вы делаете с жалобами?

— Мы их передаем в контрольно-надзорные ведомства – транспортную прокуратуру, в Архангельский территориальный отдел госавианадзора, их там рассматривают с точки зрения соблюдения законодательства, перевозчика могут наказать штрафом.

– Насколько закон защищает потребителя таких специфических услуг, какими являются услуги воздушных перевозчиков?

— Юристы говорят, что пассажиры должны знать свои права и их отстаивать. И это повлияло бы на политику компаний-перевозчиков. Что, конечно, верно. Но давайте посмотрим – пассажир, купив билет на самолет, является добросовестным приобретателем услуги воздушного перевозчика. А тот ему сообщает, что эта услуга будет выполнена не так, как он рассчитывал. Конечно, пассажир может обратиться к законодательству. Но оно сложное, не каждый юрист разберется. Значит, покупая билет, надо запастись подборкой законодательных актов, изучить их, возить с собой, уметь грамотно формулировать претензии и предъявлять представителям компаний, а они не всегда выходят к пассажирам. К тому же люди в таких случаях спешат, а потом уже не хотят возвращаться к этой теме. Не слишком ли все сложно? И потом наказание для перевозчиков совсем незначительное. Даже если человек решит пойти в суд, а это тоже время и напряжение сил, то компенсации не очень ударят по карману перевозчика. Даже если за перенос рейса компанию могут оштрафовать только на 100 тысяч, а сколько при этом она экономит?

– Власти, в частности областные, тут что‑то могут сделать? Провести какие‑то проверки?

— В областном министерстве транспорта прошло совещание по этому поводу с приглашением представителей перевозчиков. Представительницу «Аэрофлота» я спросила: «Вот вы признаны лучшими перевозчиками в Восточной Европе. А мы что, не Восточная Европа?»

– Что она ответила?

— Ничего не ответила, только наклонила голову. На этом совещании были приняты совместные решения, которые должны повлиять на ситуацию. Но и власть ведь может не так много с точки зрения законодательства. Это компетенция федеральных органов, но и они могут проводить здесь плановые проверки, как и в любом бизнесе, не чаще одного раза в три года.

– Но ведь есть жалобы, к тому же сами перевозчики часто на табло сообщают, что рейсы переносятся из‑за неисправности техники. И здесь уж есть повод.

— Да, но есть и такие нюансы. Большинство бортов, которые летают у нас, зарегистрированы в офшорах. Поэтому здесь с проверкой тоже возникают трудности.

– Есть версия, что рейсы переносятся, в том числе, и из‑за того, что самолёт не заполнен. При том ночные билеты стоят дешевле, а компенсации нет.

— Думаю, что это тоже одна из причин. Но еще есть и элемент конкурентной борьбы. Все расписание полностью заполняется, значит, другие перевозчики зайти на этот рынок не могут. А потом рейсы отменяются и совмещаются.

– Что же делать? Выходит, что все бессильны повлиять на перевозчиков?

— Почему же. Мы направили свои предложения по этому поводу уполномоченному по правам человека Российской Федерации для Совета по правам человека при Президенте России. Это очень уважаемая и компетентная структура. После ее вмешательства ситуация, думаю, изменится.

Беседовала Ирина СОСНОВСКАЯ

В связи «с оптимизацией перевозок»

Многочисленные отмены и задержки рейсов «Аэрофлота» в московском аэропорту Шереметьево в конце прошлого года по метеоусловиям вызвали вопросы прокуратуры

Проведённая проверка выявила нарушения прав пассажиров, в отношении авиакомпании возбуждено административное дело. Юристы отмечают, что серьёзных санкций в отношении перевозчика стоит ожидать в случае повторения правонарушений, пишет «Коммерсант».

Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проверила массовые отмены рейсов «Аэрофлота» в базовом аэропорту Шереметьево, сообщила пресс-служба Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Поводом для проверки послужили сообщения в СМИ об отмене авиакомпанией с 5 по 7 декабря прошлого года 128 рейсов в связи с «оптимизацией перевозок».

В середине минувшего декабря в интервью телеканалу «Россия 24» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев пояснил, что «как правило, отменяются те направления, где много частот и можно отменить несколько рейсов и долететь другими», поэтому потери для авиакомпании «неощутимы». По словам Савельева, несмотря на то, что «вся зима продана», загрузка кресел в этот период составляет у «Аэрофлота» около 72 процентов, поэтому «есть возможность дозагружать пассажира» на другие рейсы.



Из жизни

27 марта

Дирек­тор номи­наль­ный, ответст­вен­ность – нет

26 марта

В Архан­гель­ской области ожи­да­ет­ся повыше­ние тем­пера­туры воз­духа до плюс 9°С

26 марта

Луч­шие фильмы, сери­алы и ниче­го лиш­него. «Рос­теле­ком» предс­та­вил новый тариф «Транс­фор­мер»

26 марта

«Люб­лю, когда сосна шумит»

26 марта

Рос­потр­еб­надз­ор: Домаш­ние живот­ные не могут быть пере­нос­чика­ми коро­нави­рус­ной инфекции

26 марта

Осуж­дённый напи­сал кар­тину для дедуш­ки из Крас­ноб­ор­ска

26 марта

Будем жить! Не онлайн…

23 марта

Повыше­ние тем­пера­туры неб­лаг­оп­ри­ят­но ска­жет­ся на рабо­те пеше­ход­ных пере­прав Архан­гель­ской области

20 марта

В Архан­гель­ской области ночью ожи­да­ет­ся – 18

19 марта

Осто­рож­но, суб­сиди­ар­ная ответст­вен­ность!

19 марта

Выставка «Дети рису­ют вой­ну» будет предс­та­влена в зале вылета аэро­пор­та Архан­гельск

19 марта

В Севе­род­винске отмеча­ют День моря­ка-под­водни­ка

19 марта

ТГК-2: Как решить необ­ходи­мые воп­росы потреби­те­лей, не выходя из дома?

19 марта

Танк на про­спекте Троиц­кий в Архан­гель­ске пере­дали цен­тру «Патриот»

18 марта

Школь­ники Архан­гель­ской области познако­мились с луч­шими волон­тёрски­ми прак­тика­ми

Похожие материалы

16 января Из жизни

Порад­уй­тесь за Кла­ву, и вдох­нове­ние обя­затель­но вернётся!

28 декабря Общество

Под­рос­тков из Кот­ласа и Новод­винска нау­чат вести себя на свиданиях

27 декабря Из жизни

Для оздо­ро­ви­тель­ного и турис­тич­ес­кого цен­тра в Вель­ском райо­не ищут инвестора

25 декабря Из жизни

Север­ная желез­ная доро­га: итоги года

24 декабря Из жизни

Помеч­тать, посчитать и заглянуть за горизонт

21 декабря Общество

«Рабо­та такая – ходить в разведку»

21 декабря Общество

Что воз­мущать­ся? Дешев­ле уже не станет…»

20 декабря Закон

Мате­ри двоих детей из Архан­гель­ска приш­лось обращать­ся в суд, чтобы получить мате­рин­ский капитал

17 декабря Из жизни

В про­грамме «Давай пожен­им­ся» при­нял учас­тие Сер­гей Суров из Коряжмы

14 декабря Из жизни

Почта Рос­сии в новом формате

13 декабря Из жизни

Удоб­ная ипо­тека в циф­ро­вом про­стран­стве

7 декабря Из жизни

Чтобы дети вырос­ли добрыми

7 декабря Из жизни

Крас­нок­ниж­ный «брил­ли­ант» осва­ивает Север