Отмена рейсов – тоже нарушение прав человека

27 января 2017 9:10 Из газеты
Фото PressFoto / Денис Бабенко
Фото PressFoto / Денис Бабенко

Оценить ситуацию, сложившуюся на рынке воздушных перевозок в Архангельске, мы попросили Любовь Анисимову, уполномоченного по правам человека в Архангельской области.

Любовь Анисимова, уполномоченный по правам человека в Архангельской области– Любовь Викторовна, ситуация с отменой рейсов «Аэрофлота», как нам кажется, уже входит в юрисдикцию нарушения прав человека. К вам жалобы по этому поводу поступают?

— Да, жалобы поступают, этой проблемой мы занимаемся не первый год, но именно сейчас она становится чрезвычайной. И жалобы росли в геометрической прогрессии. Они касаются не только компании «Аэрофлот», но также и «Нордавиа».

– У вас есть статистика – сколько рейсов было отменено в прошлом году?

— «Аэрофлот» отменил около 100 рейсов, «Нордавиа» – 91. А ведь наши пассажиры в основном летают в Москву и Петербург, используя их как места пересадки. То есть стыкуют рейсы, а потом вся эта тщательно выстроенная схема рушится. Да и вообще, у каждого свои планы, и их тоже приходится корректировать. Часто это влечёт финансовые потери.

– Что вы делаете с жалобами?

— Мы их передаем в контрольно-надзорные ведомства – транспортную прокуратуру, в Архангельский территориальный отдел госавианадзора, их там рассматривают с точки зрения соблюдения законодательства, перевозчика могут наказать штрафом.

– Насколько закон защищает потребителя таких специфических услуг, какими являются услуги воздушных перевозчиков?

— Юристы говорят, что пассажиры должны знать свои права и их отстаивать. И это повлияло бы на политику компаний-перевозчиков. Что, конечно, верно. Но давайте посмотрим – пассажир, купив билет на самолет, является добросовестным приобретателем услуги воздушного перевозчика. А тот ему сообщает, что эта услуга будет выполнена не так, как он рассчитывал. Конечно, пассажир может обратиться к законодательству. Но оно сложное, не каждый юрист разберется. Значит, покупая билет, надо запастись подборкой законодательных актов, изучить их, возить с собой, уметь грамотно формулировать претензии и предъявлять представителям компаний, а они не всегда выходят к пассажирам. К тому же люди в таких случаях спешат, а потом уже не хотят возвращаться к этой теме. Не слишком ли все сложно? И потом наказание для перевозчиков совсем незначительное. Даже если человек решит пойти в суд, а это тоже время и напряжение сил, то компенсации не очень ударят по карману перевозчика. Даже если за перенос рейса компанию могут оштрафовать только на 100 тысяч, а сколько при этом она экономит?

– Власти, в частности областные, тут что‑то могут сделать? Провести какие‑то проверки?

— В областном министерстве транспорта прошло совещание по этому поводу с приглашением представителей перевозчиков. Представительницу «Аэрофлота» я спросила: «Вот вы признаны лучшими перевозчиками в Восточной Европе. А мы что, не Восточная Европа?»

– Что она ответила?

— Ничего не ответила, только наклонила голову. На этом совещании были приняты совместные решения, которые должны повлиять на ситуацию. Но и власть ведь может не так много с точки зрения законодательства. Это компетенция федеральных органов, но и они могут проводить здесь плановые проверки, как и в любом бизнесе, не чаще одного раза в три года.

– Но ведь есть жалобы, к тому же сами перевозчики часто на табло сообщают, что рейсы переносятся из‑за неисправности техники. И здесь уж есть повод.

— Да, но есть и такие нюансы. Большинство бортов, которые летают у нас, зарегистрированы в офшорах. Поэтому здесь с проверкой тоже возникают трудности.

– Есть версия, что рейсы переносятся, в том числе, и из‑за того, что самолёт не заполнен. При том ночные билеты стоят дешевле, а компенсации нет.

— Думаю, что это тоже одна из причин. Но еще есть и элемент конкурентной борьбы. Все расписание полностью заполняется, значит, другие перевозчики зайти на этот рынок не могут. А потом рейсы отменяются и совмещаются.

– Что же делать? Выходит, что все бессильны повлиять на перевозчиков?

— Почему же. Мы направили свои предложения по этому поводу уполномоченному по правам человека Российской Федерации для Совета по правам человека при Президенте России. Это очень уважаемая и компетентная структура. После ее вмешательства ситуация, думаю, изменится.

Беседовала Ирина СОСНОВСКАЯ

В связи «с оптимизацией перевозок»

Многочисленные отмены и задержки рейсов «Аэрофлота» в московском аэропорту Шереметьево в конце прошлого года по метеоусловиям вызвали вопросы прокуратуры

Проведённая проверка выявила нарушения прав пассажиров, в отношении авиакомпании возбуждено административное дело. Юристы отмечают, что серьёзных санкций в отношении перевозчика стоит ожидать в случае повторения правонарушений, пишет «Коммерсант».

Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проверила массовые отмены рейсов «Аэрофлота» в базовом аэропорту Шереметьево, сообщила пресс-служба Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Поводом для проверки послужили сообщения в СМИ об отмене авиакомпанией с 5 по 7 декабря прошлого года 128 рейсов в связи с «оптимизацией перевозок».

В середине минувшего декабря в интервью телеканалу «Россия 24» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев пояснил, что «как правило, отменяются те направления, где много частот и можно отменить несколько рейсов и долететь другими», поэтому потери для авиакомпании «неощутимы». По словам Савельева, несмотря на то, что «вся зима продана», загрузка кресел в этот период составляет у «Аэрофлота» около 72 процентов, поэтому «есть возможность дозагружать пассажира» на другие рейсы.



Из жизни

15 ноября

В Пинеж­ском райо­не отрем­он­тиро­вали автомо­бильный мост через реку Сура

15 ноября

Агрох­ол­динг Бело­зо­рие: высо­кое качес­тво – всег­да резуль­тат боль­ших стараний!

15 ноября

«Что ты, Вася, выду­мал? У тебя чудес­ное имя!»

12 ноября

В Архан­гель­ской области стар­то­вал лите­рат­ур­ный кон­курс для школь­ни­ков

12 ноября

Житель­ницу Виног­рад­ов­ско­го райо­на задер­жали за неуп­лату али­мен­тов и уклоне­ние от обя­затель­ных работ

12 ноября

Жите­ли Архан­гель­ска купи­ли у интерн­ет-мош­ен­ни­ков несу­щес­тву­ющие запчасти и сва­роч­ный аппарат

9 ноября

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

7 ноября

В Архан­гель­ске отрем­он­тиро­вали дет­ский сад

7 ноября

Телеп­рог­рам­ма «Откры­тый регион» – о вто­рич­ной пере­раб­от­ке мусора

6 ноября

Татья­на Чер­ниг­ов­ская: «Мозг – не решето, из него ниче­го не вывали­ва­ет­ся»

2 ноября

За под­дер­жку семьи и детства

2 ноября

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

2 ноября

Пра­витель­ство Мос­квы закупи­ло обо­ру­до­ва­ние для про­ек­та «Шиес»

1 ноября

Иван Юшма­нов: «Точ­ка невозв­ра­та у каж­дого долж­ни­ка разная»

31 октября

Ушла из жизни Вера Нико­ла­ев­на Румян­цева, журналист

Похожие материалы

15 ноября Из жизни

«Что ты, Вася, выду­мал? У тебя чудес­ное имя!»

7 ноября Из жизни

В Архан­гель­ске отрем­он­тиро­вали дет­ский сад

6 ноября Из жизни

Татья­на Чер­ниг­ов­ская: «Мозг – не решето, из него ниче­го не вывали­ва­ет­ся»

2 ноября Из жизни

За под­дер­жку семьи и детства

1 ноября Из жизни

Иван Юшма­нов: «Точ­ка невозв­ра­та у каж­дого долж­ни­ка разная»

31 октября Из жизни

Ушла из жизни Вера Нико­ла­ев­на Румян­цева, журналист

25 октября Из жизни

Небо­гато, но при­пева­ючи

23 октября Из жизни

Жите­ли дерев­ни Засулье Лешу­конс­ко­го райо­на стро­ят в лесу дорогу

22 октября Из жизни

В Вайоц Дзор – под­лечиться и уви­деть кра­соты Армении

19 октября Из жизни

«А кула­чок‑то растёт»

16 октября Из жизни

Ушел из жизни Вале­рий Мои­се­ен­ко, кол­лега и друг

9 октября Из жизни

Мимо кра­си­во­го камня не пройдёшь

8 октября Из жизни

Муни­ципаль­ным сто­кам подоб­рали очистные