27.01.2017 09:10

Отмена рейсов – тоже нарушение прав человека

Фото PressFoto / Денис Бабенко

Оценить ситуацию, сложившуюся на рынке воздушных перевозок в Архангельске, мы попросили Любовь Анисимову, уполномоченного по правам человека в Архангельской области.

Любовь Анисимова, уполномоченный по правам человека в Архангельской области– Любовь Викторовна, ситуация с отменой рейсов «Аэрофлота», как нам кажется, уже входит в юрисдикцию нарушения прав человека. К вам жалобы по этому поводу поступают?

– Да, жалобы поступают, этой проблемой мы занимаемся не первый год, но именно сейчас она становится чрезвычайной. И жалобы росли в геометрической прогрессии. Они касаются не только компании «Аэрофлот», но также и «Нордавиа».

– У вас есть статистика – сколько рейсов было отменено в прошлом году?

– «Аэрофлот» отменил около 100 рейсов, «Нордавиа» – 91. А ведь наши пассажиры в основном летают в Москву и Петербург, используя их как места пересадки. То есть стыкуют рейсы, а потом вся эта тщательно выстроенная схема рушится. Да и вообще, у каждого свои планы, и их тоже приходится корректировать. Часто это влечёт финансовые потери.

– Что вы делаете с жалобами?

– Мы их передаем в контрольно-надзорные ведомства – транспортную прокуратуру, в Архангельский территориальный отдел госавианадзора, их там рассматривают с точки зрения соблюдения законодательства, перевозчика могут наказать штрафом.

– Насколько закон защищает потребителя таких специфических услуг, какими являются услуги воздушных перевозчиков?

– Юристы говорят, что пассажиры должны знать свои права и их отстаивать. И это повлияло бы на политику компаний-перевозчиков. Что, конечно, верно. Но давайте посмотрим – пассажир, купив билет на самолет, является добросовестным приобретателем услуги воздушного перевозчика. А тот ему сообщает, что эта услуга будет выполнена не так, как он рассчитывал. Конечно, пассажир может обратиться к законодательству. Но оно сложное, не каждый юрист разберется. Значит, покупая билет, надо запастись подборкой законодательных актов, изучить их, возить с собой, уметь грамотно формулировать претензии и предъявлять представителям компаний, а они не всегда выходят к пассажирам. К тому же люди в таких случаях спешат, а потом уже не хотят возвращаться к этой теме. Не слишком ли все сложно? И потом наказание для перевозчиков совсем незначительное. Даже если человек решит пойти в суд, а это тоже время и напряжение сил, то компенсации не очень ударят по карману перевозчика. Даже если за перенос рейса компанию могут оштрафовать только на 100 тысяч, а сколько при этом она экономит?

– Власти, в частности областные, тут что‑то могут сделать? Провести какие‑то проверки?

– В областном министерстве транспорта прошло совещание по этому поводу с приглашением представителей перевозчиков. Представительницу «Аэрофлота» я спросила: «Вот вы признаны лучшими перевозчиками в Восточной Европе. А мы что, не Восточная Европа?»

– Что она ответила?

– Ничего не ответила, только наклонила голову. На этом совещании были приняты совместные решения, которые должны повлиять на ситуацию. Но и власть ведь может не так много с точки зрения законодательства. Это компетенция федеральных органов, но и они могут проводить здесь плановые проверки, как и в любом бизнесе, не чаще одного раза в три года.

– Но ведь есть жалобы, к тому же сами перевозчики часто на табло сообщают, что рейсы переносятся из‑за неисправности техники. И здесь уж есть повод.

– Да, но есть и такие нюансы. Большинство бортов, которые летают у нас, зарегистрированы в офшорах. Поэтому здесь с проверкой тоже возникают трудности.

– Есть версия, что рейсы переносятся, в том числе, и из‑за того, что самолёт не заполнен. При том ночные билеты стоят дешевле, а компенсации нет.

– Думаю, что это тоже одна из причин. Но еще есть и элемент конкурентной борьбы. Все расписание полностью заполняется, значит, другие перевозчики зайти на этот рынок не могут. А потом рейсы отменяются и совмещаются.

– Что же делать? Выходит, что все бессильны повлиять на перевозчиков?

– Почему же. Мы направили свои предложения по этому поводу уполномоченному по правам человека Российской Федерации для Совета по правам человека при Президенте России. Это очень уважаемая и компетентная структура. После ее вмешательства ситуация, думаю, изменится.

В связи «с оптимизацией перевозок»

Многочисленные отмены и задержки рейсов «Аэрофлота» в московском аэропорту Шереметьево в конце прошлого года по метеоусловиям вызвали вопросы прокуратуры

Проведённая проверка выявила нарушения прав пассажиров, в отношении авиакомпании возбуждено административное дело. Юристы отмечают, что серьёзных санкций в отношении перевозчика стоит ожидать в случае повторения правонарушений, пишет «Коммерсант».

Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проверила массовые отмены рейсов «Аэрофлота» в базовом аэропорту Шереметьево, сообщила пресс-служба Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Поводом для проверки послужили сообщения в СМИ об отмене авиакомпанией с 5 по 7 декабря прошлого года 128 рейсов в связи с «оптимизацией перевозок».

В середине минувшего декабря в интервью телеканалу «Россия 24» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев пояснил, что «как правило, отменяются те направления, где много частот и можно отменить несколько рейсов и долететь другими», поэтому потери для авиакомпании «неощутимы». По словам Савельева, несмотря на то, что «вся зима продана», загрузка кресел в этот период составляет у «Аэрофлота» около 72 процентов, поэтому «есть возможность дозагружать пассажира» на другие рейсы.



Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Ирина СОСНОВСКАЯ