Сколько должен стоить билет на самолет?

12 октября 2017 15:55

После того как прекратила работу очередная обанкротившаяся авиакомпания, возник вопрос об оптимальной стоимости пассажирских перевозок

Минимальные тарифы российских авиакомпаний осенью 2017 года расположились в диапазоне 5,5–6 центов США с одного пассажира за один километр пути. А на ряде маршрутов стоимость снижалась до 3,5 цента. 

Таким образом, стоимость билетов на рейсы российских авиакомпаний, включая работающий в премиум-сегменте «Аэрофлот», в 2–3 раза ниже, чем средняя цена билетов в мире. Однако, как пишет журнал «Авиатранспортное обозрение», снижение цен российскими авиакомпаниями нередко становится причиной проблем с оплатой услуг аэропорта и обслуживающего рейсы персонала наземных служб.

Представители российских перевозчиков обеспокоены таким раскладом – если такое положение дел будет сохраняться и дальше, в отрасли в целом возможны серьёзные проблемы. Это банкротство компаний, ускорение консолидации рынка и, как следствие, серьёзное повышение тарифов в будущем.

Эксперты считают, что стабилизировать ситуацию в отрасли поможет пересмотр ценовой политики. Это всё равно случится, когда рынок станут покидать компании, не выдержавшие конкуренции. И лучше сейчас пойти на такую меру, когда её можно экономически обосновать и подготовить адекватное тарифное меню, которое будет по силам пассажирам. И в этом случае отрасль продолжит развиваться.

Можно слышать, что на Западе цены на билеты ниже. Конечно, если попасть на отдельные низкобюджетные перевозки. Также потребителя сбивают с толку рекламные ролики иностранных лоукостеров, которые нередко предоставляют недостоверную информацию о стоимости своих тарифов. Но на самом деле у зарубежных компаний расклад по стоимости билетов совсем другой, чем у отечественных. 

Например, стоимость перевозки одного пассажира на один километр равна 6–7 центам. В итоге за 1000 километров пути выходит 60–70 долларов. Минимум, который был зафиксирован низкобюджетными европейскими перевозчиками – 3,7 цента. Это перелёт Дюссельдорф – Пальма‑де-Майорка.

Типичный среднемировой показатель удельной стоимости перевозки для классических сетевых перевозчиков – 12–14 центов, или 110–120 долларов за 1000 километров пути.

У американских компаний показатели – 150–200 долларов за 1000 километров пути, что означает стоимость километра с пассажира в 15–20 центов. И это тариф, действующий при немедленной покупке билетов по востребованным среднемагистральным направлениям. Если же речь идёт о коротких дистанциях с интенсивным трафиком, цифры будут другими: 220–240 долларов за 1000 километров пути.

Перелёты с минимальным тарифом, то есть невозвратные и не подразумевающие перевозку багажа, составляют в США всего 10 процентов от общего числа. Такие «дешёвые» билеты не пользуются популярностью именно из‑за своих ограничений.

Те авиапассажиры, которые часто летают внутри европейских направлений, знают, что никакой особой выгоды в сравнении с российскими перевозчиками они не получают.

Борис Рыбак, глава Infomost Consulting, так прокомментировал ситуацию, сложившуюся на рынке российских пассажирских авиаперевозок:

— Только экономически обоснованная стоимость билетов позволит сбалансировать авиатранспортную систему России и обеспечить её устойчивое долгосрочное развитие. Отечественная авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров – снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров – уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведёт их к банкротству. История «ВИМ-Авиа» – наглядный пример того, как давление приводит к очевидному финалу. В случае если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из‑за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников.

Татьяна СМИРНОВА

Из жизни

7 августа

В пра­витель­стве области вру­чили наг­рады стро­ите­лям

7 августа

В июле в Архан­гель­ской области роди­лось 426 маль­чи­ков и 409 девочек

7 августа

Вышла в свет книга Вяче­слава Бело­усо­ва «С газе­тами не рас­ста­вай­тесь...».

7 августа

ОНФ про­сит влас­ти Архан­гель­ска спас­ти газо­ны от птиц

7 августа

«Так с тобой поступать нельзя»

31 июля

Дач­ницы ушли за гри­бами в лес в черте горо­да и заблуди­лись

31 июля

Более тыся­чи подъез­дов покра­сят в Архан­гель­ске

30 июля

Клиен­ты «Рос­теле­кома» наб­люда­ют за дач­ными участ­ка­ми с виде­ока­мер

27 июля

«Даже кусты постричь не може­те»: Алек­сандр Цыбуль­ский раск­ри­ти­ко­вал рабо­ту админ­ис­тра­ции Архан­гель­ска

27 июля

Четы­ре чело­века постра­дали в резуль­тате столк­но­ве­ния трех пас­саж­ир­ских автобусов

27 июля

В Крас­ноб­ор­ском райо­не нашли заблуд­ив­шего­ся грибника

24 июля

Пер­вым покупа­те­лям – скид­ка: в Архан­гель­ске нача­ли строить ЖК «Next 2»

23 июля

«Что делать, Маш­ка? Мой Петь­ка загулял!»

22 июля

В Архан­гель­ске откры­лся новый мебель­ный центр Family Room

19 июля

«И ехать куда глаза глядят…»