Сколько должен стоить билет на самолет?

12 октября 15:55

После того как прекратила работу очередная обанкротившаяся авиакомпания, возник вопрос об оптимальной стоимости пассажирских перевозок

Минимальные тарифы российских авиакомпаний осенью 2017 года расположились в диапазоне 5,5–6 центов США с одного пассажира за один километр пути. А на ряде маршрутов стоимость снижалась до 3,5 цента. 

Таким образом, стоимость билетов на рейсы российских авиакомпаний, включая работающий в премиум-сегменте «Аэрофлот», в 2–3 раза ниже, чем средняя цена билетов в мире. Однако, как пишет журнал «Авиатранспортное обозрение», снижение цен российскими авиакомпаниями нередко становится причиной проблем с оплатой услуг аэропорта и обслуживающего рейсы персонала наземных служб.

Представители российских перевозчиков обеспокоены таким раскладом – если такое положение дел будет сохраняться и дальше, в отрасли в целом возможны серьёзные проблемы. Это банкротство компаний, ускорение консолидации рынка и, как следствие, серьёзное повышение тарифов в будущем.

Эксперты считают, что стабилизировать ситуацию в отрасли поможет пересмотр ценовой политики. Это всё равно случится, когда рынок станут покидать компании, не выдержавшие конкуренции. И лучше сейчас пойти на такую меру, когда её можно экономически обосновать и подготовить адекватное тарифное меню, которое будет по силам пассажирам. И в этом случае отрасль продолжит развиваться.

Можно слышать, что на Западе цены на билеты ниже. Конечно, если попасть на отдельные низкобюджетные перевозки. Также потребителя сбивают с толку рекламные ролики иностранных лоукостеров, которые нередко предоставляют недостоверную информацию о стоимости своих тарифов. Но на самом деле у зарубежных компаний расклад по стоимости билетов совсем другой, чем у отечественных. 

Например, стоимость перевозки одного пассажира на один километр равна 6–7 центам. В итоге за 1000 километров пути выходит 60–70 долларов. Минимум, который был зафиксирован низкобюджетными европейскими перевозчиками – 3,7 цента. Это перелёт Дюссельдорф – Пальма‑де-Майорка.

Типичный среднемировой показатель удельной стоимости перевозки для классических сетевых перевозчиков – 12–14 центов, или 110–120 долларов за 1000 километров пути.

У американских компаний показатели – 150–200 долларов за 1000 километров пути, что означает стоимость километра с пассажира в 15–20 центов. И это тариф, действующий при немедленной покупке билетов по востребованным среднемагистральным направлениям. Если же речь идёт о коротких дистанциях с интенсивным трафиком, цифры будут другими: 220–240 долларов за 1000 километров пути.

Перелёты с минимальным тарифом, то есть невозвратные и не подразумевающие перевозку багажа, составляют в США всего 10 процентов от общего числа. Такие «дешёвые» билеты не пользуются популярностью именно из‑за своих ограничений.

Те авиапассажиры, которые часто летают внутри европейских направлений, знают, что никакой особой выгоды в сравнении с российскими перевозчиками они не получают.

Борис Рыбак, глава Infomost Consulting, так прокомментировал ситуацию, сложившуюся на рынке российских пассажирских авиаперевозок:

— Только экономически обоснованная стоимость билетов позволит сбалансировать авиатранспортную систему России и обеспечить её устойчивое долгосрочное развитие. Отечественная авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров – снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров – уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведёт их к банкротству. История «ВИМ-Авиа» – наглядный пример того, как давление приводит к очевидному финалу. В случае если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из‑за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников.

Татьяна СМИРНОВА

Из жизни

12 декабря

Меди­цин­ский каби­нет для пожилых паци­ен­тов откро­ет­ся в севе­род­винс­кой больнице

12 декабря

Погода пре­пятству­ет откры­тию ледо­вых пере­прав в Архан­гель­ской области

12 декабря

В боль­шинстве райо­нов Архан­гель­ской области ожи­да­ет­ся снег

11 декабря

В ночь с 12 на 13 декаб­ря в Архан­гель­ске будет пониже­но дав­ле­ние в водоп­рово­де

11 декабря

Исто­рия «Прав­ды Севе­ра» в одной фотог­ра­фии. Про­фес­сор лес­ных дел

11 декабря

Архан­гель­ские уче­ные раск­ры­ли загад­ку гиган­тск­их мол­люск­ов из реки Енисей

11 декабря

На набе­реж­ной Север­ной Двины в Архан­гель­ске нача­лось стро­итель­ство глав­ной ледо­вой горки

11 декабря

В 2018 году в Севе­род­винске бла­го­ус­троят восемь дворов

11 декабря

В Архан­гель­ской области будет снеж­но и ветрено

10 декабря

В Архан­гель­ской области ожи­да­ет­ся облач­ная погода

9 декабря

Про­гноз по ледо­об­разо­ва­нию в устье Север­ной Двины оправ­дал­ся через месяц

9 декабря

В Кено­зер­ском наци­ональ­ном парке в этом году овсом для мед­ве­дей были засея­ны три­над­цать полей

9 декабря

При про­яс­нени­ях ноч­ная тем­пера­тура воз­духа в Архан­гель­ской области – до 17 мороза

8 декабря

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

8 декабря

На улице Ники­това в Архан­гель­ске обо­руду­ют автоб­ус­ную остановку