Сколько должен стоить билет на самолет?

12 октября 2017 15:55

После того как прекратила работу очередная обанкротившаяся авиакомпания, возник вопрос об оптимальной стоимости пассажирских перевозок

Минимальные тарифы российских авиакомпаний осенью 2017 года расположились в диапазоне 5,5–6 центов США с одного пассажира за один километр пути. А на ряде маршрутов стоимость снижалась до 3,5 цента. 

Таким образом, стоимость билетов на рейсы российских авиакомпаний, включая работающий в премиум-сегменте «Аэрофлот», в 2–3 раза ниже, чем средняя цена билетов в мире. Однако, как пишет журнал «Авиатранспортное обозрение», снижение цен российскими авиакомпаниями нередко становится причиной проблем с оплатой услуг аэропорта и обслуживающего рейсы персонала наземных служб.

Представители российских перевозчиков обеспокоены таким раскладом – если такое положение дел будет сохраняться и дальше, в отрасли в целом возможны серьёзные проблемы. Это банкротство компаний, ускорение консолидации рынка и, как следствие, серьёзное повышение тарифов в будущем.

Эксперты считают, что стабилизировать ситуацию в отрасли поможет пересмотр ценовой политики. Это всё равно случится, когда рынок станут покидать компании, не выдержавшие конкуренции. И лучше сейчас пойти на такую меру, когда её можно экономически обосновать и подготовить адекватное тарифное меню, которое будет по силам пассажирам. И в этом случае отрасль продолжит развиваться.

Можно слышать, что на Западе цены на билеты ниже. Конечно, если попасть на отдельные низкобюджетные перевозки. Также потребителя сбивают с толку рекламные ролики иностранных лоукостеров, которые нередко предоставляют недостоверную информацию о стоимости своих тарифов. Но на самом деле у зарубежных компаний расклад по стоимости билетов совсем другой, чем у отечественных. 

Например, стоимость перевозки одного пассажира на один километр равна 6–7 центам. В итоге за 1000 километров пути выходит 60–70 долларов. Минимум, который был зафиксирован низкобюджетными европейскими перевозчиками – 3,7 цента. Это перелёт Дюссельдорф – Пальма‑де-Майорка.

Типичный среднемировой показатель удельной стоимости перевозки для классических сетевых перевозчиков – 12–14 центов, или 110–120 долларов за 1000 километров пути.

У американских компаний показатели – 150–200 долларов за 1000 километров пути, что означает стоимость километра с пассажира в 15–20 центов. И это тариф, действующий при немедленной покупке билетов по востребованным среднемагистральным направлениям. Если же речь идёт о коротких дистанциях с интенсивным трафиком, цифры будут другими: 220–240 долларов за 1000 километров пути.

Перелёты с минимальным тарифом, то есть невозвратные и не подразумевающие перевозку багажа, составляют в США всего 10 процентов от общего числа. Такие «дешёвые» билеты не пользуются популярностью именно из‑за своих ограничений.

Те авиапассажиры, которые часто летают внутри европейских направлений, знают, что никакой особой выгоды в сравнении с российскими перевозчиками они не получают.

Борис Рыбак, глава Infomost Consulting, так прокомментировал ситуацию, сложившуюся на рынке российских пассажирских авиаперевозок:

— Только экономически обоснованная стоимость билетов позволит сбалансировать авиатранспортную систему России и обеспечить её устойчивое долгосрочное развитие. Отечественная авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров – снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров – уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведёт их к банкротству. История «ВИМ-Авиа» – наглядный пример того, как давление приводит к очевидному финалу. В случае если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из‑за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников.

Татьяна СМИРНОВА

Из жизни

15 августа

«Огромный шаг впе­рёд, но это лишь пер­вый шаг»

15 августа

SenSat: дос­тупный онлайн в труд­нод­ос­тупных местах

13 августа

Буду­щие вла­дель­цы квар­тир ЖК «GreenPARK» испыта­ли себя в роли стро­ите­лей

12 августа

Победи­те­лей кон­курса «ЗаРеги­он29» ждёт более 300 призов

10 августа

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

10 августа

МФЦ охваты­ва­ют 98 про­цен­тов тер­рито­рии Архан­гель­ской области

10 августа

Устра­не­ние циф­рово­го нера­венства: Wi-Fi при­шёл ещё в шесть малых насе­лён­ных пун­ктов Архан­гель­ской области

9 августа

На Ряби­но­вой аллее в Архан­гель­ске уста­нав­лива­ют качели

9 августа

На доро­гах области стали мень­ше гибнуть

9 августа

Ещё ком­форт­нее: горо­жане, диз­ай­неры и архит­ек­торы встре­тились в Архан­гель­ском област­ном собрании

8 августа

«Мусор­ный» воп­рос в Севе­род­винске: не свал­ка, а полигон!

8 августа

О свя­тых угод­ни­ках Бело­го моря и кар­ба­сах, занес­ён­ных песком

8 августа

В Архан­гель­ской области соз­да­ют­ся все усло­вия для ода­рён­ных детей

8 августа

Вик­тор Ново­жи­лов: «На пер­вом месте – куль­тура безо­пас­ности»

8 августа

Ваш удач­ный купон