Сколько должен стоить билет на самолет?

12 октября 2017 15:55

После того как прекратила работу очередная обанкротившаяся авиакомпания, возник вопрос об оптимальной стоимости пассажирских перевозок

Минимальные тарифы российских авиакомпаний осенью 2017 года расположились в диапазоне 5,5–6 центов США с одного пассажира за один километр пути. А на ряде маршрутов стоимость снижалась до 3,5 цента. 

Таким образом, стоимость билетов на рейсы российских авиакомпаний, включая работающий в премиум-сегменте «Аэрофлот», в 2–3 раза ниже, чем средняя цена билетов в мире. Однако, как пишет журнал «Авиатранспортное обозрение», снижение цен российскими авиакомпаниями нередко становится причиной проблем с оплатой услуг аэропорта и обслуживающего рейсы персонала наземных служб.

Представители российских перевозчиков обеспокоены таким раскладом – если такое положение дел будет сохраняться и дальше, в отрасли в целом возможны серьёзные проблемы. Это банкротство компаний, ускорение консолидации рынка и, как следствие, серьёзное повышение тарифов в будущем.

Эксперты считают, что стабилизировать ситуацию в отрасли поможет пересмотр ценовой политики. Это всё равно случится, когда рынок станут покидать компании, не выдержавшие конкуренции. И лучше сейчас пойти на такую меру, когда её можно экономически обосновать и подготовить адекватное тарифное меню, которое будет по силам пассажирам. И в этом случае отрасль продолжит развиваться.

Можно слышать, что на Западе цены на билеты ниже. Конечно, если попасть на отдельные низкобюджетные перевозки. Также потребителя сбивают с толку рекламные ролики иностранных лоукостеров, которые нередко предоставляют недостоверную информацию о стоимости своих тарифов. Но на самом деле у зарубежных компаний расклад по стоимости билетов совсем другой, чем у отечественных. 

Например, стоимость перевозки одного пассажира на один километр равна 6–7 центам. В итоге за 1000 километров пути выходит 60–70 долларов. Минимум, который был зафиксирован низкобюджетными европейскими перевозчиками – 3,7 цента. Это перелёт Дюссельдорф – Пальма‑де-Майорка.

Типичный среднемировой показатель удельной стоимости перевозки для классических сетевых перевозчиков – 12–14 центов, или 110–120 долларов за 1000 километров пути.

У американских компаний показатели – 150–200 долларов за 1000 километров пути, что означает стоимость километра с пассажира в 15–20 центов. И это тариф, действующий при немедленной покупке билетов по востребованным среднемагистральным направлениям. Если же речь идёт о коротких дистанциях с интенсивным трафиком, цифры будут другими: 220–240 долларов за 1000 километров пути.

Перелёты с минимальным тарифом, то есть невозвратные и не подразумевающие перевозку багажа, составляют в США всего 10 процентов от общего числа. Такие «дешёвые» билеты не пользуются популярностью именно из‑за своих ограничений.

Те авиапассажиры, которые часто летают внутри европейских направлений, знают, что никакой особой выгоды в сравнении с российскими перевозчиками они не получают.

Борис Рыбак, глава Infomost Consulting, так прокомментировал ситуацию, сложившуюся на рынке российских пассажирских авиаперевозок:

— Только экономически обоснованная стоимость билетов позволит сбалансировать авиатранспортную систему России и обеспечить её устойчивое долгосрочное развитие. Отечественная авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров – снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров – уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведёт их к банкротству. История «ВИМ-Авиа» – наглядный пример того, как давление приводит к очевидному финалу. В случае если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из‑за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников.

Татьяна СМИРНОВА

Из жизни

22 августа

Мобильный интерн­ет охва­тил отдал­ен­ные райо­ны Архан­гель­ска

21 августа

«Боль­шой оптимист и молодец!»

21 августа

«Рос­теле­ком» постро­ил ско­рос­тную оптич­ес­кую сеть в посел­ке Катунино

21 августа

Учи­те­лей из Урдомы ждет про­фподго­тов­ка в Москве

20 августа

Лече­ние по ОМС для жите­лей Архан­гель­ской области

16 августа

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

16 августа

Сеть «Мак­си» про­дол­жит рас­ширять­ся в Архан­гель­ской области

16 августа

500 жите­лей Ленс­ко­го райо­на вос­поль­зова­лись про­грам­мой мед­помо­щи в Москве

15 августа

В Архан­гель­ской области опреде­лились с номи­наци­ями пре­мии «Биз­нес-ус­пех»

15 августа

Архан­гель­ский ЗАГС закрое­тся на ремонт с 23 сен­тября до сере­дины декабря

14 августа

«Акви­лон Инвест» обсу­дил с мест­ны­ми жите­лями про­ект скве­ра на Ком­сомоль­ской

12 августа

Скон­чался экс-депу­тат Архан­гель­ского областно­го соб­ра­ния Ста­нис­лав Вторый

9 августа

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

9 августа

Тариф повысить нель­зя сохранить

8 августа

Кот­ка: море опыта