Сколько должен стоить билет на самолет?

12 октября 2017 15:55

После того как прекратила работу очередная обанкротившаяся авиакомпания, возник вопрос об оптимальной стоимости пассажирских перевозок

Минимальные тарифы российских авиакомпаний осенью 2017 года расположились в диапазоне 5,5–6 центов США с одного пассажира за один километр пути. А на ряде маршрутов стоимость снижалась до 3,5 цента. 

Таким образом, стоимость билетов на рейсы российских авиакомпаний, включая работающий в премиум-сегменте «Аэрофлот», в 2–3 раза ниже, чем средняя цена билетов в мире. Однако, как пишет журнал «Авиатранспортное обозрение», снижение цен российскими авиакомпаниями нередко становится причиной проблем с оплатой услуг аэропорта и обслуживающего рейсы персонала наземных служб.

Представители российских перевозчиков обеспокоены таким раскладом – если такое положение дел будет сохраняться и дальше, в отрасли в целом возможны серьёзные проблемы. Это банкротство компаний, ускорение консолидации рынка и, как следствие, серьёзное повышение тарифов в будущем.

Эксперты считают, что стабилизировать ситуацию в отрасли поможет пересмотр ценовой политики. Это всё равно случится, когда рынок станут покидать компании, не выдержавшие конкуренции. И лучше сейчас пойти на такую меру, когда её можно экономически обосновать и подготовить адекватное тарифное меню, которое будет по силам пассажирам. И в этом случае отрасль продолжит развиваться.

Можно слышать, что на Западе цены на билеты ниже. Конечно, если попасть на отдельные низкобюджетные перевозки. Также потребителя сбивают с толку рекламные ролики иностранных лоукостеров, которые нередко предоставляют недостоверную информацию о стоимости своих тарифов. Но на самом деле у зарубежных компаний расклад по стоимости билетов совсем другой, чем у отечественных. 

Например, стоимость перевозки одного пассажира на один километр равна 6–7 центам. В итоге за 1000 километров пути выходит 60–70 долларов. Минимум, который был зафиксирован низкобюджетными европейскими перевозчиками – 3,7 цента. Это перелёт Дюссельдорф – Пальма‑де-Майорка.

Типичный среднемировой показатель удельной стоимости перевозки для классических сетевых перевозчиков – 12–14 центов, или 110–120 долларов за 1000 километров пути.

У американских компаний показатели – 150–200 долларов за 1000 километров пути, что означает стоимость километра с пассажира в 15–20 центов. И это тариф, действующий при немедленной покупке билетов по востребованным среднемагистральным направлениям. Если же речь идёт о коротких дистанциях с интенсивным трафиком, цифры будут другими: 220–240 долларов за 1000 километров пути.

Перелёты с минимальным тарифом, то есть невозвратные и не подразумевающие перевозку багажа, составляют в США всего 10 процентов от общего числа. Такие «дешёвые» билеты не пользуются популярностью именно из‑за своих ограничений.

Те авиапассажиры, которые часто летают внутри европейских направлений, знают, что никакой особой выгоды в сравнении с российскими перевозчиками они не получают.

Борис Рыбак, глава Infomost Consulting, так прокомментировал ситуацию, сложившуюся на рынке российских пассажирских авиаперевозок:

— Только экономически обоснованная стоимость билетов позволит сбалансировать авиатранспортную систему России и обеспечить её устойчивое долгосрочное развитие. Отечественная авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров – снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров – уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведёт их к банкротству. История «ВИМ-Авиа» – наглядный пример того, как давление приводит к очевидному финалу. В случае если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из‑за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников.

Татьяна СМИРНОВА

Из жизни

24 ноября

Алек­сандр Цыбуль­ский пред­ло­жил возоб­новить рабо­ту мед­пункта в Цигломени

24 ноября

На пере­праве на Кегос­тров уста­но­вят фона­ри со све­тоди­од­ными лампами

23 ноября

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие в бла­гот­вори­тель­ной акции «Елка желаний»

23 ноября

Моло­дёжь Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на фес­тиваль OPEN SPACE.Карье­ра

23 ноября

У главы Архан­гель­ска – новый советник

20 ноября

До минус 8: синоп­тики рас­ска­зали о погоде в Архан­гель­ской области на выходных

20 ноября

В Архан­гель­ске в двух автобу­сах марш­ру­та №44 уста­но­ви­ли рецир­куля­торы воздуха

10 ноября

Фонд Виле­годс­ко­го райо­на «Истоки» стал лау­ре­атом наци­ональ­ной пре­мии «Сем­ей­ная релик­вия-2020»

6 ноября

В Архан­гель­ске жен­щину искуса­ла соба­ка до потери чувств

6 ноября

В этом году праз­дник «Синич­кин день» прой­дет в фор­мате квеста

6 ноября

Как раз­вить эко­тур­изм в Архан­гель­ской области спро­сят у детей и под­рос­тков

6 ноября

В Кронш­та­дте освя­тили сразу четы­ре памят­ника Иоан­ну Кронш­тад­тско­му

6 ноября

В биб­ли­оте­ке имени Доро­любо­ва про­шла ночь искусств

4 ноября

В Архан­гель­ской области снова прой­дут дожди

3 ноября

Архан­гель­ская сбор­ная стала лау­ре­атом Все­рос­сийск­их сорев­нова­ний «Юный вод­ник-2020»