28.01.2019 09:35

Что делать, если ребёнок весь учебный год «не вылезает» из болезней?

Что делать, если ребёнок весь учебный год «не вылезает» из болезней?

Если ни с того ни с сего перед диктантом у дочки вдруг поднимается температура, а перед контрольной по математике у сына начинает «болеть живот»?

Особенно такие симптомы обострились после новогодних каникул. Причина может быть не только в слабом иммунитете, считают психологи. Возможно, такие соматические срывы – «сигнал», который детский организм отправляет в ответ Елена Растегаевана перегрузки.

В тонкостях школьной адаптации разбираемся вместе с Еленой Растегаевой, медицинским психологом, заведующей отделом профилактики Архангельского психоневрологического диспансера, психологом детской поликлиники № 1 Архангельска.

«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота…»

– Адаптация – это не что иное, как приспособление нашего организма к происходящим изменениям, – говорит Елена Растегаева. – Для успешной адаптации ребёнка важен стиль воспитания в семье и то, как мы сами относимся к успехам, неудачам своих детей.

Между тем многие родители иногда словно соревнуются друг с другом, считая, что чем больше ребёнок посещает секций и кружков, тем он «успешнее». А потом на консультациях, куда дети попадают по направлению специалистов поликлиник с жалобами на тики и частую головную боль, мамы удивляются: «Сын активный, везде занимается, но вот лечимся-лечимся, а никак не вылечимся».

Музыкальные занятия, спортивные тренировки, английский с репетитором – несколько рейсов на автобусе в день. Маме и в голову не приходит, что ребёнок, которому всего восемь лет, может просто физически устать.

Соответствие учебных нагрузок возможностям ребёнка – существенный внешний фактор адаптации. Ведь даже мы, взрослые, если нагрузка слишком высокая, начинаем испытывать усталость, доходящую порой до астении. Постоянно сравниваем себя с кем‑то: «Вот Мария Ивановна на трёх работах всё успевает! А я что?» Но у каждого из нас свой порог и свои возможности. Постоянное «подстёгивание» – путь не к успеху, а, скорее, к болезни.

Дотянуться до уха

Успешная адаптация младших школьников зависит от физического и психического здоровья, от интеллекта ребёнка и развития его познавательных функций, от желания учиться и умения общаться. Есть специальные тесты, которые определяют, насколько будущий первоклашка готов к школе. Например, Филиппинский тест. Обычно пять-шесть лет – это возраст, когда происходит полуростовой скачок, который заключается в существенном удлинении рук и ног. Попросите ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Четырёхлетний малыш не сможет этого сделать – руки слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно показывает степень биологической зрелости организма. В первую очередь, это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром именно Филиппинский тест рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости». Если ребёнок начинает посещать школу до того, как произошёл полуростовой скачок, это отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Обратите внимание на возраст первоклашек. Кто‑то идёт в школу в семь с половиной лет, а кто‑то в шесть с половиной. В этом возрасте год – колоссальная разница между детьми. В начальной школе на фоне мальчиков особенно выделяются девочки. У мальчиков число нервных волокон, соединяющих два полушария, меньше, чем у девочек. Им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушарии.

И лет до 12–13 девочки намного быстрее мальчиков справляются с нагрузками, меньше устают. Могут переключаться на разные виды деятельности и выполнять несколько дел одновременно, более качественно, тщательно и аккуратно. Мальчики так не умеют, потому что у них по‑другому работает нервная система. Из-за этого могут случиться психологические срывы и конфликты. Подобные особенности обязательно надо учитывать как педагогам, так и родителям.

В период адаптации также могут обостриться и хронические заболевания. Когда ребёнок не хочет учиться в сентябре – это нормально. Он просто «привыкает». Но если поход в школу и в декабре вызывает внутренний протест – речь о стойком нарушении адаптации. А если при этом ещё и педагог говорит родителям: «Ваш сын «не тянет» программу. Пора пройти медико-педагогическую комиссию и подумать о коррекционном классе». Какой будет реакция родителей? Безусловно, конфликт нарастает. Между тем многих проблем можно избежать, если вовремя обратить внимание на некоторые моменты.

Так, например, высокий уровень адаптации – ребёнок идёт в школу с удовольствием, имеет хороший статус в социальной группе. Выполняет требования и инструкции учителя, способен выполнять домашние задания без контроля взрослых.

Средний уровень – отношение к школе, в целом, положительное. Дружит со многими одноклассниками. Программу усваивает, но надо контролировать выполнение домашних заданий.

А вот низкий уровень, это когда школа вызывает негативные эмоции. На этом фоне и появляются соматические сигналы: болит голова, живот, поднимается температура. Школьную программу такой ученик усваивает фрагментарно, домашние задания делает нерегулярно. В классе не знает по имени других ребят.

«Я справлюсь»

Хорошо, если у ребёнка, тяжело переживающего адаптацию, имеется поддержка со стороны учителя. В классе, где создана атмосфера сплочённости, любые трудности протекают легче. Потому что дети, если речь о начальной школе, в первую очередь реагируют на то, что транслирует учитель. Одна неосторожная реплика: «Какой же ты бестолковый, Ваня!» может в прямом смысле изменить жизнь маленького ученика.

И напротив, если мы положительно настроены даже к нашим неудачам: «Я справлюсь. Это опыт, исправлю свою ошибку в следующий раз» – результат будет совсем другой.

Когда ребёнок постоянно переживает по поводу собственных неудач, у него возникает стресс, и тело посылает «сигнал». Во время стресса выделяются отрицательные гормоны, которые заставляют сердце биться чаще. Газообмен крови происходит менее эффективно, повышается давление, сжимаются мышцы – это всё реакция на испуг, страх. Появляются головные боли, спазмы, тики, навязчивые движения. И когда сын жалуется утром: «Болит живот. Я не могу идти в школу». Он не сочиняет. У него реально болит живот. Но запускает этот болевой механизм стресс.

Расставляем приоритеты

Безусловно, важно уточнить у специалистов, есть ли у боли органическая причина. Иногда, действительно, надо лечить болезнь. Но если с желудком всё в порядке, идти надо к психологу, детскому психотерапевту. И начинать с исследования причин. Как ребёнок себя ощущает? Каково отношение к нему внутри семьи?

Бывает, что, убирая лишние нагрузки и вводя щадящий режим дня, родители эффект видят сразу. Ребёнок в буквальном смысле начинает чувствовать себя лучше.

Конечно, периоды повышенной нагрузки бывают у всех. Иногда этого просто невозможно избежать. Как тогда помочь себе? Простой способ: возьмите лист бумаги и разделите его на четыре части. В первую часть запишите важные и срочные дела, которые необходимо выполнить обязательно. Во вторую часть – важные, но не срочные, которые могут подождать. В третью часть – срочные, но не важные. Эти дела обычно и вызывают наше внутреннее сопротивление. Разберитесь, а так ли они вообще нужны? Или это нагрузка, которая лишь отнимает время и силы? Четвёртая часть – неважные и несрочные дела. По сути, если времени не хватает, то о делах из третьей и четвёртой группы можно смело забыть.

Важнее другое – баланс между трудом умственным и физическим, между обучением и отдыхом. Именно это сочетание создаёт благоприятный фон для любой адаптации.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Подготовила Наталья ПАРАХНЕВИЧ