10.12.2014 11:37

Архангельск и дальше будет трескоедом

В этом году  состоялось важное  для региона событие  – был приватизирован  Архангельский траловый  флот. В ходе подготовки  к его передаче из рук  государственных в  руки частные звучало  множество прогнозов –  от мрачных до пионерски  оптимистичных. 

Одни опасались, что флот  из области уведут и народ  останется без рыбы. Другие  убежденно заявляли: давно  пора, потому как с такими  устаревшими судами у АТФ  нет будущего.

Перед областным правительством стояла непростая  задача: во-первых, сделать  все, чтобы новый собственник выполнял социальные  обязательства, во-вторых,  сохранить в лице тралфлота  налогоплательщика, и, наконец, не потерять главного  поставщика рыбы на региональный рынок. 

Позицию Архангельской  области по этому поводу  высказал губернатор  Игорь  Орлов:

– Главная наша задача  сделать все от нас зависящее, чтобы при смене собственника не потерять компанию для региона.  Как вы помните, региональное правительство предложило условия приватизации акций Архангельского  тралового флота – выверенные, взвешенные и, с точки  зрения интересов региона,  вполне резонные.  Если коротко, главным  условием был контроль за  действиями нового владельца – не тотальный, а лишь  в той части, что касается  «социалки» – в широком ее  понимании.  В качестве инструмента  областное правительство предложило заключить акционерное соглашение между Архангельской областью в лице  губернатора и новым собственником. Что и было сделано.

Это были уникальные условия продажи федерального имущества.  По разработанному региональным правительством  соглашению оно получило  право ввести своего представителя в состав совета  директоров АТФ, влиять  на совершаемые сделки с  имуществом, с правами на  вылов рыбы. Кроме того,  контролировать сокращение  рабочих мест и продажу не  менее четверти продукции  на областном рынке. И владелец должен в течение пяти  лет, то есть до 2018 года,  сохранить предприятие на  территории области.

Многие в тралфлоте тоже  считали, что такое соглашение – это возможность для  предприятия жить и развиваться. С одной стороны,  оно защищает коллектив, с  другой – не становится камнем на шее для инвестора,  который настроен развивать  флот.

В «рыбацком» профсоюзе  так и заявили: – Благодаря губернатору  изменилось отношение к  рыбакам, стали решаться  проблемы, годами копившиеся в отрасли. Ведь в таких  принципиальных вопросах  очень многое зависит от позиции главы области.

И вот прошло достаточно  времени, чтобы подвести  первые итоги.

Количество работников,  уволенных «по сокращению штатов», на 1 декабря 2014 года составило 38  человек. Это несравнимо  меньше пятипроцентного  порога, который значится  в акционерном соглашении  с правительством области.  Причем, что немаловажно,  ни один человек из плавсостава сокращен не был.  И с поставкой рыбы на  архангельский берег все в  порядке. Тралфлот доставил ее значительно больше  оговоренных 25 процентов  от улова.

По информации руководства флота, грузооборот рыбной продукции настолько  большой, что портовые холодильники уже забиты под  завязку, поэтому в Маймаксанском грузовом участке  модернизируют еще одно  складское помещение.

Уже нынешней осенью  количество заходов судов в  порт превысило итог прошлого года – 2013-го.  По оценкам правительства, социально-экономические обязательства, оговоренные соглашением, в том  числе по штатной численности, по сделкам с активами, доставкой продукции  в Архангельскую область,  «Вирма» исполняет.

С начала года в Маймаксанский порт 20 судов АТФ  доставили более 17 тысяч  тонн рыбной продукции.  Значительно улучшились  производственные и финансово-экономические показатели. Впервые за последние  годы предприятие перечислило в казну более 20 миллионов рублей налога на  прибыль. Идет текущий ремонт и модернизация флота.  В правительстве Архангельской области заявляют  о заинтересованности в дальнейшем развитии предприятия. И собственник АТФ,  ООО «Вирма», представил  среднесрочную концепцию  развития ОАО «Архангельский траловый флот»: планируется обновление флота и  береговой инфраструктуры.

В свою очередь, руководству тралфлота взаимоотношения с региональной властью «внушают оптимизм».

По словам генерального  директора АТФ  Алексея Заплатина, в Архангельской  области уникальный рынок  сбыта рыбной продукции:  «И мы не будем его ломать...  Через год-два люди будут  гордиться тем, что работают  в АТФ. Но это зависит от  всего коллектива...  Как сказал Заплатин, «оказывается, Архангельск ест  очень много трески». И заверил, что она у едоков будет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Петр КРУГЛОВ.