11.06.2018 17:04

«Я с ним не справляюсь»: как воспитывать подростков

PressFoto©.

Приёмных родителей Архангельска научат этому на специальных курсах.

Подготовительные курсы для потенциальных мам и пап откроются в центре помощи детям «Лучик». Как пояснила социальный педагог этого центра Евгения Алиева, специальные дополнительные модули появятся на базе школы для приёмных родителей, которая уже не первый год действует в «Лучике».

– К сожалению, шансов попасть в новую семью у подростков меньше, чем у малышей. Потенциальные родители порой боятся брать детей старшего возраста, так как опасаются проблем, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Кроме того, подростков нередко возвращают обратно в детские дома. Причина: «Я с ним не справляюсь». Ситуация характерна не только для нашей области, но и для страны в целом, – говорит Евгения Алиева. – Рассказать потенциальным родителям об особенностях детского возраста, развеять миф о том, что подростковый возраст – это что‑то «сверхсложное и непонятное» – задача подготовительных курсов.

– Речь о детях старше десяти лет?

– Да. Часто можно услышать: «Хотим взять на воспитание малыша до трёх лет». Но большинство воспитанников детских домов – это именно подростки. Многие дети имеют инвалидность, ограниченные возможности здоровья. Например, в нашем детском доме самые младшие – четвероклассники. Кроме того, у многих есть братья, сёстры. По закону разлучать их нельзя. И если передавать на воспитание, то всей семьёй.

– И когда в последний раз вы провожали ребёнка в новую семью?

– На днях. Но это была семилетняя девочка – наша единственная первоклассница. В центре она пробыла недолго, всего несколько месяцев. Повторюсь, дети младшего возраста имеют больше шансов попасть в семью.

– Подбирая семью для ребёнка, учитывается ли возраст самих родителей?

– Ограничений по возрасту для потенциальных родителей нет. Но, например, тем, кто старше сорока лет, мы не рекомендуем брать на воспитание детей младшего возраста. Как минимум – от семи лет. Безусловно, необходимо учитывать психологическую совместимость и желание самого ребёнка.

– А дети, если говорить о подростках, они сами‑то хотят попасть в новые семьи?

– Не всегда. Причины могут быть разные, но основная – потеряно доверие к взрослым. Подростки, как бы это странно ни звучало, привыкают к детскому дому. Они боятся заново пережить потерю, боятся быть отвергнутыми. И «отгораживаются» от мира. Но ребёнку в любом возрасте необходим взрослый, который мог бы дать ему уверенность: «В этой жизни я нужен и важен».

– Иностранные усыновители тоже предпочитают брать в семью малышей?

– Иностранных усыновителей сейчас немного. Из зарубежных стран, с которыми работает наша область, – это Италия. По закону иностранцы имеют право усыновить ребёнка, которому не удалось подобрать семью в России. И такие кандидаты в усыновители у нас тоже есть – семейная пара итальянцев, например, готова усыновить десятилетнего мальчика. Это ребёнок, который, к сожалению, уже имел опыт проживания в приёмной семье. И был возвращён обратно в детский дом.

– И сколько он пробыл в приёмной семье?

– Около двух лет. Как пояснила приёмная мама, «изменились обстоятельства». Когда она брала ребёнка, то проживала одна. А потом в её жизни появился мужчина. Среди причин была названа и «проблема с обучением мальчика», но, по всей видимости, у мамы были изначально деструктивные мотивы, когда она ещё только создавала приёмную семью.

– А нельзя эти мотивы выяснить на ранней стадии, пока ещё не сломалась чья‑то судьба? Ведь для ребёнка, которого «взяли» и «вернули» – это колоссальный стресс.

– Безусловно, это психологическая травма. Мотивы потенциальных родителей мы стараемся выяснять до того, как ребёнок попадает в семью. И, если видим, что эти мотивы деструктивные, то даём по этому поводу рекомендации, которые отражаются в заключении о готовности кандидата стать приёмным родителем. Но окончательное решение принимают органы опеки и попечительства.

Между тем, многие родители, к сожалению, действительно занимают позицию: «Ребёнок для меня, а не я для ребёнка». И часто рассматривают ребёнка как способ решить свою проблему. Есть и другой мотив, который тоже является деструктивным, – взять из жалости, на эмоциях.

Порой родители считают, что взяли «только ребёнка», но на самом деле необходимо принять и его историю, которая может быть очень непростой. Главная ошибка – приёмные родители всеми силами пытаются переделать ребёнка, подогнать его под собственные представления о том, каким он должен стать. А это невозможно. Конструктивный мотив: «Я хочу быть рядом с тобой. Хочу помогать тебе расти и развиваться».

– Но помочь другому можно только в том случае, если сам имеешь какой‑то внутренний ресурс.

– Да, конечно. Кандидаты, приходящие на занятия в школу приёмных родителей, часто сами находятся в состоянии стресса и психологической травмы. И порой не могут разобраться в своих мотивах: «Для чего мне ребёнок?» Суть работы нашей службы – помочь приёмному родителю понять свои мотивы. И, возможно, предостеречь от необдуманного шага.

У нас, например, была пара, которая потеряла новорождённого малыша. После потери не прошло месяца, когда они обратились с желанием усыновить ребёнка. И тоже новорождённого.

– Заменить одного другим?

– Это выглядело именно так. Но приёмный новорождённый – совершенно другой ребёнок. При этом мы столкнулись с тем, что родители находились в таком глубочайшем стрессе, что не до конца это осознавали. Мы дали рекомендации о том, что необходимо подождать с усыновлением. Поскольку пострадать могли как сами родители, так и ребёнок, который впоследствии мог бы повторно оказаться в детском доме.

– Курсы для родителей подростков – это тоже такая попытка предотвратить повторные возвраты детей в детские дома?

– Безусловно. Если родители знают и понимают психологические особенности подросткового возраста, то они не боятся и трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания.

У нас года два назад был случай, когда в семью ушёл очень сложный мальчик. Ему тогда было одиннадцать лет. Такой абсолютно колючий ёжик, который конфликтовал со всеми. Но приёмные родители оказались настолько понимающими, что произошло, наверное, настоящее чудо. Сейчас мальчишку просто не узнать – открытый, позитивный, успешный. Дети, попадая в атмосферу заботы и любви, действительно, становятся другими. Они раскрываются. Только надо иметь терпение и желание им в этом помочь.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ