24.05.2019 11:38

Я делюсь с сыном частью гонорара

Елена Максимова. Фото автора

Финансист по образованию Елена Максимова, находясь в отпуске по уходу за ребёнком, открыла в себе талант писателя. Сегодня её книги читают по всей стране

За три года, что она провела дома с сыном, родилось три книги. Четвёртая – «Эх, яблочко!» – вышла осенью 2018 года. В каждой автору удаётся находить неожиданные связи и удивлять даже взрослых читателей. Например, знали ли вы, что общего у моллюска и сосны? Оказывается, годовые кольца!

Дверь в творчество

– Елена, ваша страница в соцсетях совсем не похожа на страницу писателя: всего пара фотопортретов, нет фотографий со встреч с читателями, с презентаций книг… Почему?

– Потому что я не позиционирую себя как детский писатель. Пока я всего лишь автор нескольких книг. В моём понимании детский писатель – это высокое звание, до которого ещё расти и расти. В один ряд с Чуковским, Линдгрен, Родари я себя поставить не могу.

– Как человек с экономическим образованием, банковский работник стала писателем?

– Нужно сказать спасибо моему сыну за его хороший сон и моей любимой маме, которая помогала мне управляться с двумя детьми. Благодаря этому у меня оставалось свободное время и энергия для творчества. Однажды я увидела информацию о литературном конкурсе на короткое детское произведение, который проводило московское издательство «Настя и Никита». Они выпускают хорошие современные детские книги: небольшие по объёму – ровно такие, чтобы зародить интерес и не успеть наскучить, с красивыми иллюстрациями, нарисованные художниками вживую, а не с помощью компьютерной графики. Так я узнала, что они ищут новых авторов. И мне захотелось стать одним из них. Тем более что тема развития детского кругозора, познавательной активности, интереса к окружающему миру была и остаётся очень близка мне.

– Про что был ваш первый текст?

Книга Елены Максимовой "Глина"– Про глину. Я загорелась этой темой, потому что в детстве очень любила лепить из глины. Это сейчас всё предельно просто: покупаешь брикет в магазине и спокойно лепишь. А раньше надо было накопать где‑нибудь рыжей жирненькой глины, слепить какого‑нибудь кривого мышонка и раскрасить акварельными красками, которые абсолютно не ложились на эту глину. На этом подъёме, вызванном детскими воспоминаниями, я решила писать текст. Но первый блин вышел комом. В 2011 году я не попала даже в long-list (список из примерно 70 произведений – прим. ред.).

Как в сказке про лягушку: чтобы выпрыгнуть из банки с молоком, нужно работать лапками. Я постаралась поработать и следующий год посвятила чтению справочников по писательскому мастерству, учебников по стилистике, пытаясь понять, что же нужно издательству.

Прошёл год. Издательство объявило новый конкурс. Я придумала сюжетный ход – путешествовать по квартире вместе с ребёнком и рассматривать предметы, которые как‑то связаны с глиной. На этот раз я попала в десятку авторов. А в 2013 году издательство опубликовало мою книгу «Глина. Путешествие в комнатных тапочках».

Место силы

– Почему вторую книгу решили написать про Архангельск?

– Одно из направлений издательства – книги про города России. Уже были изданы книги про Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Псков. Как же было не написать про Архангельск! Тем более что у города такая богатая история. Книга про Архангельск родилась быстро.

– То есть если первая книга рождалась в муках, то вторая – легко?

– Я не скажу, что и с первой книгой были муки. Потому что, когда начинаешь что‑то из себя вымучивать, ничего не получается. Процесс должен происходить на каком‑то душевном подъёме и вдохновении.

– Когда вы собирали материал для этой книги, какие факты стали для вас самой открытием?

– Старший сын увлекается архитектурой, он большой любитель книг Юрия Барашкова. В одной из его книг мы нашли факт о том, что Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге и Новодвинскую крепость создавали по одним и тем же чертежам. Это был важный кирпичик в будущем тексте. Но мало знать какие‑то факты, важно уметь их преподнести в доступной для детей манере. Ведь аудитория книг издательства – это дети 5–10 лет. И в книге про Архангельск Новодвинскую крепость мы назвали старшей сестрой Петропавловской крепости. Такой образ детям намного ближе и понятнее.

– Многие стремятся уехать из нашего города, особенно молодёжь. А вы не просто остались, но и написали про него с огромной любовью. За что вы его любите, или это любовь вопреки?

– Мне не нравится понятие «любовь вопреки» – это похоже на некий мазохизм. Я родилась в Великом Устюге, мне было меньше года, когда семья переехала в Архангельск. Вся моя сознательная жизнь прошла здесь. Если сравнивать с жизнью мегаполисов, то наш спокойный, в хорошем смысле слова, ритм даёт для души много преимуществ. Набережная, по которой можно гулять и приводить в порядок мысли, музей Малые Корелы, где летом можно собирать с детьми землянику. Есть такие места силы в нашем городе, и я его за это люблю.

Главные редакторы – папа и сын

Книга Елены Максимовой "Сосна"– Что вдохновило на создание третьей книги «Сосна. Про мачты, янтарь и сосновые яблоки»?

– Старший сын в четвёртом классе писал в гимназии научную работу про постройки на Европейском Севере. Мы вместе изучали книги по деревянному зодчеству, ездили в музей Малые Корелы, общались с его сотрудниками, рассматривали спил сосны и считали годовые кольца. Так родилась идея книги о сосне. Сосны – это близко детям. Они их видят и знают, поэтому хотелось, чтобы они открыли для себя какие‑то неожиданные факты.

Спасибо папе – профессору кафедры ландшафтной архитектуры и искусственных лесов САФУ. Он был у меня и консультантом, и научным редактором. Благодаря ему я теперь знаю, что высаживают не саженцы сосны, а сеянцы.

– Как дети относятся к тому, что их мама – писатель?

– Старший сын – «редактор» всех моих книг. Я всегда даю ему прочитать текст прежде, чем отправлять окончательный вариант в издательство. Сейчас ему 16 лет. Но первые книги он читал в более младшем возрасте. «За редактирование и обратную связь» я даже делилась с ним частью гонорара.

Жизнь, как табуретка

– Сейчас такое многообразие книг, а дети всё равно мало читают. Как нащупать то, что ребёнку интересно?

– Мне нравится сравнивать образование человека с буквой «Т». Мы своими книгами ведём ребёнка по верхней перекладине этой буквы «т», пытаясь нащупать его интерес. На этом этапе важнее широта охвата, нежели глубина погружения. В моих книгах перекликаются знания из разных областей: немножко географии, истории, окружающего мира, биологии, лингвистика проскальзывает, ссылки на картины художников. Иногда даже вплетаю цитаты поэтов. Мы читаем ребёнку и смотрим, что его может зацепить, какая тема заинтересует больше. Может быть, это будут роботы или минералы, может, истории про спорт или животных. Обязательно нужно показывать ребёнку мир шире, чем мы видим в нашей повседневной жизни. А затем, нащупав интерес к какой‑то области, можно уже более глубоко погружаться в ту или иную тему.

– Вы говорите, что творчество – важная составляющая вашей жизни, но всё‑таки не главная. Что же главное?

– Нравится одно сравнение, что жизнь похожа на табуретку. Одна ножка – это семья, дети, любовь; вторая – бизнес и карьера; третья – здоровье; четвёртая – самореализация, творчество и хобби. Если мы прокачиваем только одну нашу сторону, то жизнь будет неполной, неинтересной. Даже если заниматься творчеством, но в ущерб своему здоровью или семье, то табуретка не выстоит. Все мы стремимся, чтобы жизнь была гармоничной. Поэтому хочется пожелать всем нам устойчивой жизненной «табуретки», веры в себя и раскрытия своего потенциала на благо окружающим.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЕВГРАФОВА