В стране маленьких лгунов

12 февраля 2017 11:34 Из газеты
Фото Pressfoto / master1305
Фото Pressfoto / master1305

Любую «тревожную» информацию, полученную от детей, воспитатель или учитель обязаны донести до администрации. А если ребёнок выдумывает или фантазирует?

Когда ребёнку некомфортно

Светлана Строкач, педагог-психолог– Ложь без причины не бывает, – считает педагог-психолог I категории Светлана Строкач. – Всегда есть объяснение. Если ребёнок солгал – это первый признак недоверия между ним и взрослым. Дети никогда ничего не делают просто так. Поэтому надо искать, в чём причина, почему ребёнок обманывает? К слову, в разном возрасте дети и лгут по‑ разному. Младшие школьники, например, чаще лгут потому, что чего‑то боятся или хотят скрыть какой‑то свой проступок. Лгут, чтобы их похвалили.

– Такое незатейливое враньё для маскировки?

— Можно и так сказать. Но бывает, что младшие школьники врут и более сознательно. Присутствует момент манипулирования. Лгут для того, чтобы продемонстрировать противостояние родителям. Иногда ребёнок лжёт, чтобы не быть плохим.

– А как это «не быть плохим»?

— Обычно такое происходит в семьях, где родители излишне строги. Когда ребёнку не разрешают ошибаться или порицают за ошибки. И вот он всеми силами начинает стремиться к «идеальному поведению», так как боится расстроить маму, папу.

– Искусственно придумывает несуществующую реальность, пытаясь угодить?

— Да. Именно так. А ещё, например, малыши дошкольного возраста плохо различают сказку и реальность. У них это как бы сливается воедино. И они, действительно, не могут различить, что произошло на самом деле, а, что они себе нафантазировали.

Обычная ситуация. Ребёнку не понравилось в детском саду. И он может сказать дома: «Меня воспитательница обижает». Не зная, как выразить своё недовольство, он избрал такую обвинительную форму.

В семье мы все общаемся по‑ разному. Есть тихие семьи, а есть семьи, где эмоции привыкли выражать бурно. И вот представьте, что ребёнок из «тихой среды» попал в группу, где воспитательница громкоголосая. Для него – это стресс. Ему надо время, чтобы адаптироваться. Или противоположная ситуация, когда ребёнок «громкий», а воспитательница, наоборот, «тихая». Он её не воспринимает. И это тоже новая ситуация для него. Другими словами, ложь здесь как способ сказать о том, что «мне некомфортно».

Бывают, конечно, и другие всплески фантазии. Когда, например, ребёнок начинает придумывать, как нам кажется, невероятную историю. Но и тут не спешите с выводами. Речь может идти об элементарном копировании. То есть с кем‑то из детей в группе, действительно, что‑то случилось, а ваш ребёнок, видя, какую реакцию это вызвало у окружающих, начинает копировать.

– То есть как бы примеряет на себя чужое платье?

— Да, пытаясь вызвать подобную реакцию и по отношению к себе. Детям свойственно копировать поведение, которое их впечатлило. И это такой определённый этап взросления. У ребёнка идёт «накопление» своего инструментария, которым можно в дальнейшем достигать своих маленьких целей.

– Но это тоже, наверное, неспросто… Чего‑то ему не хватает? Внимания?

— Внимания – в первую очередь. Если ребёнку хорошо и комфортно, его потребности удовлетворены, то ему в голову не придёт выдумывать какие‑то «страшилки».

Чтобы не вырос нос

– У Пиноккио в сказке от вранья вырастал нос. Можно ли по внешним признакам определить, что ребёнок обманывает? И как, вообще, вести себя родителям, если они понимают, что ребёнок лжёт?

— Самое главное – реагировать на враньё спокойно. Поэтому держим нейтралитет, выясняем обстоятельства, задаём наводящие вопросы. Враньё всегда меняет поведение. Если ребёнок обычно молчаливый, то когда он начинает говорить неправду, то становится говорливым. Почему? Потому что для маленького молчуна тяжело держать в себе информацию, которую он придумал. Ему надо быстренько всё выдать, так сказать освободиться от «лишнего груза». Можно заметить и какие‑то нехарактерные движения: почёсывания затылка, носа, потирания рук. Ребёнок может начать повторять за вами конец фразы или вопроса. Он как бы тянет время, чтобы придумать ответ.

– А надо ли уличать во лжи?

— Делать ребёнка виноватым не следует. Потому что ребёнок не виноват. Он был вынужден это сделать, потому что в его мире обстоятельства сложились именно так. Не обвиняем, не оцениваем. И лишь когда выяснили все обстоятельства, то с любовью продолжаем обсуждать ситуацию. Первое – надо восстановить контакт с ребёнком, сделать шаг к сближению. Родители не любят извиняться перед детьми. Но важно извиниться: «Прости, что я тебя не увидела вовремя, не услышала». А следом – договор: «А теперь давай, если такое будет с тобой ещё раз, то ты обязательно мне сразу расскажешь. Я тебя слышу».

К сожалению, многие из нас, родителей, думают, что если они находятся рядом с ребёнком, то это и есть внимание: «Я же рядом». Но должно быть внимание качественное, когда вы с ребёнком и проявляете любовь. А любовь – это вижу, слышу, чувствую… Когда этого нет, то создаётся иллюзия одиночества – ребёнок отделяется.

– Если ребёнок жалуется на плохое отношение к себе со стороны взрослых. Например, говорит, что его плохо кормят, наказывают. Существует ли специальные психологические методики, которые позволяют определить, действительно, он стал жертвой или это – очередная фантазия, оговор?

— Безусловно. И психологу иногда бывает достаточно одного хорошего контакта с ребёнком. То есть с ним просто откровенно разговаривают, принимают целиком. И ребёнок раскрывается.

Основной методикой работы с детьми является метод наблюдения. Основная деятельность детей – игровая. Подросток может высказаться, но и ему трудно порой преодолеть себя. А ребёнок младшего возраста может быть очень замкнут. К тому же если источник насилия ещё и обрабатывает ребёнка: «Ты никому не рассказывай. Это наш секрет»… Поэтому важно обратить внимание именно на игровую деятельность.

Если в играх, например, все куклы стоят в углу, кто‑то кого‑то бьёт – это уже сигнал. У детей психика ещё не сформирована до конца, скрывать и удерживать всё в себе они не могут. Секреты для них хранить тяжело. Малыш может рисовать, лепить, моделировать сюжеты на игрушках – его переживания так или иначе выходят наружу. Только надо это вовремя заметить.

Лучше лишний раз проверить

– Многие родители сегодня напуганы ювенальной юстицией. Боятся, что если малыш начнёт жаловаться в детском саду на «плохого» папу или «злую» маму, то его заберут из семьи.

— Первое – если воспитатель получил от ребёнка информацию, то он должен донести её до администрации. Второе – обязательно встретиться с обоими родителями. Это всё для того, чтобы собрать полную информацию. Можно организовать и выход в семью – детские учреждения имеют на это право. Если факты подтверждаются, признаков много, тогда учреждение, действительно, может обратиться в органы опеки. Лучше лишний раз проверить информацию, чем оставить её без внимания.

Но стоит изначально развести понятия юридические и социально-психологические. Изъятие из семьи ребёнка – это понятие юридическое. Потому что даже на фоне ажиотажа вокруг ювенальной юстиции изъять ребёнка из семьи – это трудный процесс. Должны быть очень жёсткие основания. Если компетентные органы принимают решение, что ребёнок должен быть изъят, они должны в короткий срок выйти с иском в суд о лишении родительских прав. При этом должны иметь на руках и весомые доказательства. Но мы сейчас говорим о помощи семье, и только родитель решает, где и как он сможет получить эту помощь.

– Но неужели в Архангельске ни у кого из родителей не забирали детей?

— Те изъятия, которые происходят сейчас – это изъятия по согласию. Ребёнка изымают только по заявлению родителей, когда они сами согласны. Например, тяжёлая и трудная ситуация в семье. Родитель может написать заявление о временном изъятии, пока не найдёт работу, не пройдёт лечение.

Сейчас во многих регионах внедряются новые современные технологии по выявлению раннего семейного неблагополучия. Благодаря специальным технологиям, специалист образовательной организации, который прошёл специальное обучение, может увидеть даже незначительные изменения в поведении ребёнка. Делается это для того, чтобы вовремя прийти на помощь.

– Вмешаться?

— Мы все живём в непростом мире – развод родителей, потеря работы. Произойти может всякое. Когда в семью приходят специалисты с позицией «мы пришли вас не обвинять, а пришли вам помогать», то это совсем другая ситуация – специалисты и родители работают совместно. И главная задача – не провести профилактическую беседу, которая часто бывает бесполезной, а показать, что может быть по-другому. Ведь когда родитель находится в стрессе, то из‑за зашоренности он часто видит только свою проблему и не видит возможностей выхода из неё. Задача специалиста – снять эти шоры. Так что вмешательство бывает разное. Мы сейчас говорим о вмешательстве без фанатизма, о вмешательстве-сотрудничестве, которое предупреждает большую беду.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Из жизни

18 ноября

А песни есть?

18 ноября

Как у слона уши…

15 ноября

В Вель­ском райо­не раз­руше­но три моста

15 ноября

В Архан­гель­ске уста­нав­лива­ют обо­ру­до­ва­ние для транс­ля­ции «Регио­на29» на ОТР

15 ноября

Дети из архан­гель­ского посел­ка Циг­ломень про­вели науч­ные изыс­ка­ния в честь Ломо­носо­ва

14 ноября

Поставь­те ста­рый чемо­дан на полку

14 ноября

Ушёл из жизни судья Архан­гель­ского областно­го суда

12 ноября

«Мы все гля­дим в Напо­ле­оны…»

12 ноября

«Рос­теле­ком» на стра­же лич­ных дан­ных россиян

6 ноября

Три луч­ших ико­ны, напи­сан­ные осуж­денны­ми Архан­гель­ской области, отпра­вят в Москву

4 ноября

Онеж­ский Мишка сме­нит прописку

1 ноября

МТС обес­печи­ла мобильным интерне­том жите­лей юга Архан­гель­ской области

30 октября

В Шиесе гото­вят­ся к про­веде­нию изысканий

29 октября

В САФУ стар­ту­ет науч­ный фестиваль

29 октября

«Рос­теле­ком» пред­лага­ет школь­ни­кам построить сеть кибер­защи­ты для умного дома

Похожие материалы

11 февраля Из жизни

Не жили бога­то, нече­го и начинать?

7 февраля Из жизни

Народ­ный сле­до­ва­тель Нина

7 февраля Из жизни

Рак: бороть­ся никог­да не рано

4 февраля Из жизни

Эмиг­ра­ция на две с полови­ной октавы

31 января Из жизни

«Это архан­гель­ские мужи­ки. Нас­то­ящие русские»

28 января Из жизни

Что делать, если ребё­нок весь учеб­ный год «не вылеза­ет» из болезней?

16 января Из жизни

Порад­уй­тесь за Кла­ву, и вдох­нове­ние обя­затель­но вернётся!

28 декабря Общество

Под­рос­тков из Кот­ласа и Новод­винска нау­чат вести себя на свиданиях

27 декабря Из жизни

Для оздо­ро­ви­тель­ного и турис­тич­ес­кого цен­тра в Вель­ском райо­не ищут инвестора

25 декабря Из жизни

Север­ная желез­ная доро­га: итоги года

24 декабря Из жизни

Помеч­тать, посчитать и заглянуть за горизонт

21 декабря Общество

«Рабо­та такая – ходить в разведку»

21 декабря Общество

Что воз­мущать­ся? Дешев­ле уже не станет…»