Такой удобный и безопасный

16 сентября 2017 17:00 Из газеты Транспорт
Кое-где в Архангельске ещё остались указатели трамвайных остановок – артефакты ушедшей эпохи
Кое-где в Архангельске ещё остались указатели трамвайных остановок – артефакты ушедшей эпохи

В этом году вполне можно отметить шестидесятилетний юбилей последнего сохранившегося архангельского трамвая

В Архангельске вагоны сожгли и разрезали

Построен он на Усть-Катавском вагоноремонтном заводе в Челябинской области. В своё время служил специализированным транспортным средством, развозившим персонал на разные ремонтные работы. До недавнего времени вагончик стоял около Гостиных дворов на специально созданном для него рельсовом пути.

Попал сюда вагончик в октябре 2004 года. После того как любимый всеми вид общественного транспорта окончательно исчез с улиц областного центра. Чтобы архангелогородцы не забывали о своей городской электричке, старший научный сотрудник Архангельского, тогда ещё областного краеведческого музея Лилия Николаевна Уемлянина обратилась в муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие с просьбой передать им «для истории» один из вагонов.

Подходящее для экспозиционного показа транспортное средство Лилии Николаевне разрешили выбрать самой. Большую помощь в превращении трамвая в музейный экспонат оказал Сергей Колосов – на тот момент начальник Архангельского трамвайного парка. Именно он, по словам Лилии Николаевны, проделал основную работу в подготовке вагона к путешествию в музей. Так как рельсового пути на Троицком проспекте уже год как не существовало, нечего было думать о том, чтобы транспортное средство дошло до музейной стоянки своим ходом. Для трамвая была заказана специальная платформа, на которой под покровом ночи будущий экспонат привезли на площадку к Гостиным дворам. Вместе с ним было доставлено два 12‑метровых рельса и 19 шпал.

Таким образом, трамвай удалось спасти от горькой участи остальных его сородичей, разрезанных на металлолом. Расправлялись, кстати, с трамваями, варварски. Прежде чем разрезать, их сжигали. Это было необходимо для того, чтобы убрать с вагонов всю краску. Лилия Николаевна видела, как после «обжигающей» процедуры обгорелые трамваи сваливались у депо в одну большую кучу:

— Глядя на сваленные в беспорядке чёрные вагоны, мне хотелось плакать. Трамваи мне казались живыми существами…

В Нижнем Новгороде трамвай отстояли

Архангельскую коллегу поддержала Валентина Николаевна Боярцева – директор музея городского электротранспорта Нижнего Новгорода. Узнав о том, что творили с городскими электричками в Архангельске, она ужаснулась.

Город на Волге даёт Архангельску блестящий пример того, что можно сделать со своей историей. Трамваи там не жгут, а отправляют в музей, появившийся ещё в 1972 году. Туда попадают образцы всех моделей трамваев и троллейбусов, когда‑либо работавших в городе. Больше всего здесь, конечно, трамваев. Нижегородская городская электричка знаменита прежде всего тем, что на данный момент она является старейшим трамваем, действующим и действовавшим на территории нашего государства. Трамвай здесь появился ещё в 1896 году.

Нижегородский трамвай появился во время работы 16‑й Всероссийской промышленно-торговой и художественной выставки. Новоявленное чудо техники сразу стало популярным. Правда, езда на нём была довольно небезопасным занятием. Узкоколейный «Эрликон», так назывался первый нижегородский трамвай – совершенно неотапливаемая конструкция, была к тому же и крайне неустойчивой. На поворотах колымага частенько переворачивалась. Пассажиры во время таких приключений, чтобы продолжить путь, просто возвращали вагон в прежнее состояние, самостоятельно ставили его на рельсы. Ещё одной проблемой путешествия на «Эрликоне» стала его открытая площадка. На этом продуваемом всеми ветрами месте было просто небезопасно стоять. Чтобы улетающий с вагона народ ненароком не попал бы под колёса транспортного средства, впереди трамвая размещали специальную сетку.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия два первых нижегородских трамвая были полностью восстановлены. Они участвовали в съёмках фильма режиссёра Глеба Панфилова «Запрещённые люди».

— Трамвай, – рассказывает Валентина Николаевна, – в городе очень любят. – Когда дело дошло до закрытия последнего трамвайного маршрута, нижегородцы встали на его защиту. Чтобы донести свою точку зрения до властей, люди не только выступали в газетах и на телевидении. Как заправские партизаны, нижегородцы расклеивали листовки. Теперь трамвай в Нижнем Новгороде – это самый популярный вид общественного транспорта. Недавно в нашем областном центре был проведён интерактивный опрос: «Каким видом транспорта предпочитают пользоваться горожане?» С большим отрывом в опросе победил именно трамвай, обогнав даже метро. В городских маршрутках, например, я просто не могу ездить. Замкнутость пространства, тесно. Они гоняют, пересекают движение друг друга. Я просто боюсь с ними связываться…

К сожалению, Архангельску сейчас приходится «связываться» именно с маршрутками. Троллейбус исчез, большим автобусам развернуться не дают. Единственное, что осталось – трамвайный вагон. Как память о славном прошлом, когда из одного конца города в другой можно было добраться безо всяких проблем.

Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея

Из жизни

22 января

Архан­гель­ский пси­хо­лог: «Учи­те ребён­ка гово­рить „нет“»

22 января

Квар­тиру в ЖК «Зелё­ный квар­тал-3» хол­динга «Акви­лон Инвест» можно купить с мак­сималь­ной скидкой

20 января

Волог­да: мы люди местные

19 января

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

18 января

Гото­вы ли жите­ли Архан­гель­ской области сле­довать меня­ющим­ся усло­ви­ям на рынке труда?

18 января

Как купить вто­рич­ку и не потерять жилье?

15 января

В Архан­гель­ске на флэш-моб «Ёлка из автомо­би­лей» соб­ралось 120 машин

15 января

В шести дво­рах Архан­гель­ска «Аквил­он-Ин­вест» органи­зо­вал ново­год­ние предс­та­вле­ния

15 января

Школь­ники из Архан­гель­ской области отпра­зд­нова­ли ста­рый Новый год в Пет­роп­ав­ловс­кой крепости

14 января

В област­ном Доме моло­дёжи про­шёл «Робо­фест-Ар­хангельск»

14 января

Юные архан­гель­ские худож­ники сами нари­су­ют архит­ек­турный про­ект прис­тройки к школе

14 января

Бук­сиры в Архан­гель­ске ходят по сок­ращ­ен­ному графику

14 января

В Архан­гель­ской области ожи­да­ет­ся облач­ная с про­яс­нени­ями погода

13 января

Где встре­тить праз­дник Кре­ще­ния в Архан­гель­ской области

13 января

Жите­лям Архан­гель­ска сни­жена плата за отоп­ле­ние и горя­чую воду

Похожие материалы

30 декабря Из жизни

Когда в Архан­гель­ске бук­сиры заме­нят ледо­коль­ными «пас­сажи­рами»?

21 ноября Из жизни

Авиа­ком­па­ния «Нор­да­виа» пере­вез­ла мил­ли­он­ного пас­сажи­ра с нача­ла 2017 года

23 сентября Из жизни

Паро­ход «Н. В. Гоголь» закан­чива­ет в Архан­гель­ске свою 106-ю навигацию

16 сентября Из жизни

Такой удоб­ный и безо­пас­ный

14 сентября Из жизни

Туман на Север­ной Двине приос­тано­вил рабо­ту пас­саж­ир­ских теп­лохо­дов

22 июня Из жизни

Допол­нитель­ный поезд из Архан­гель­ска в Адлер отпра­вит­ся 12 июля

9 мая Из жизни

Улицы в цен­тре Архан­гель­ска пере­кроют на нес­коль­ко часов

9 апреля Из жизни

С 10 апреля закроют дви­же­ние по автоз­им­нику в Неноксу

28 марта Из жизни

«Аэр­оф­лот» возоб­но­вил рейсы в Казахстан

20 марта Из жизни

Допол­нитель­ные авиа­рей­сы из Нарьян-Мара вво­дят­ся на лето

17 марта Из жизни

Над Мос­ковск­им про­спект­ом в Архан­гель­ске постро­ят путеп­ро­вод

14 марта Из жизни

На автодо­ро­гах будут дейс­тво­вать весен­ние ограни­че­ния

4 января Из жизни

Пожар­ный автомо­биль засту­пит на дежур­ство в дерев­не Луда на бере­гу Унско­го залива Бело­го моря