Такой удобный и безопасный

16 сентября 2017 17:00 Из газеты Транспорт
Кое-где в Архангельске ещё остались указатели трамвайных остановок – артефакты ушедшей эпохи
Кое-где в Архангельске ещё остались указатели трамвайных остановок – артефакты ушедшей эпохи

В этом году вполне можно отметить шестидесятилетний юбилей последнего сохранившегося архангельского трамвая

В Архангельске вагоны сожгли и разрезали

Построен он на Усть-Катавском вагоноремонтном заводе в Челябинской области. В своё время служил специализированным транспортным средством, развозившим персонал на разные ремонтные работы. До недавнего времени вагончик стоял около Гостиных дворов на специально созданном для него рельсовом пути.

Попал сюда вагончик в октябре 2004 года. После того как любимый всеми вид общественного транспорта окончательно исчез с улиц областного центра. Чтобы архангелогородцы не забывали о своей городской электричке, старший научный сотрудник Архангельского, тогда ещё областного краеведческого музея Лилия Николаевна Уемлянина обратилась в муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие с просьбой передать им «для истории» один из вагонов.

Подходящее для экспозиционного показа транспортное средство Лилии Николаевне разрешили выбрать самой. Большую помощь в превращении трамвая в музейный экспонат оказал Сергей Колосов – на тот момент начальник Архангельского трамвайного парка. Именно он, по словам Лилии Николаевны, проделал основную работу в подготовке вагона к путешествию в музей. Так как рельсового пути на Троицком проспекте уже год как не существовало, нечего было думать о том, чтобы транспортное средство дошло до музейной стоянки своим ходом. Для трамвая была заказана специальная платформа, на которой под покровом ночи будущий экспонат привезли на площадку к Гостиным дворам. Вместе с ним было доставлено два 12‑метровых рельса и 19 шпал.

Таким образом, трамвай удалось спасти от горькой участи остальных его сородичей, разрезанных на металлолом. Расправлялись, кстати, с трамваями, варварски. Прежде чем разрезать, их сжигали. Это было необходимо для того, чтобы убрать с вагонов всю краску. Лилия Николаевна видела, как после «обжигающей» процедуры обгорелые трамваи сваливались у депо в одну большую кучу:

— Глядя на сваленные в беспорядке чёрные вагоны, мне хотелось плакать. Трамваи мне казались живыми существами…

В Нижнем Новгороде трамвай отстояли

Архангельскую коллегу поддержала Валентина Николаевна Боярцева – директор музея городского электротранспорта Нижнего Новгорода. Узнав о том, что творили с городскими электричками в Архангельске, она ужаснулась.

Город на Волге даёт Архангельску блестящий пример того, что можно сделать со своей историей. Трамваи там не жгут, а отправляют в музей, появившийся ещё в 1972 году. Туда попадают образцы всех моделей трамваев и троллейбусов, когда‑либо работавших в городе. Больше всего здесь, конечно, трамваев. Нижегородская городская электричка знаменита прежде всего тем, что на данный момент она является старейшим трамваем, действующим и действовавшим на территории нашего государства. Трамвай здесь появился ещё в 1896 году.

Нижегородский трамвай появился во время работы 16‑й Всероссийской промышленно-торговой и художественной выставки. Новоявленное чудо техники сразу стало популярным. Правда, езда на нём была довольно небезопасным занятием. Узкоколейный «Эрликон», так назывался первый нижегородский трамвай – совершенно неотапливаемая конструкция, была к тому же и крайне неустойчивой. На поворотах колымага частенько переворачивалась. Пассажиры во время таких приключений, чтобы продолжить путь, просто возвращали вагон в прежнее состояние, самостоятельно ставили его на рельсы. Ещё одной проблемой путешествия на «Эрликоне» стала его открытая площадка. На этом продуваемом всеми ветрами месте было просто небезопасно стоять. Чтобы улетающий с вагона народ ненароком не попал бы под колёса транспортного средства, впереди трамвая размещали специальную сетку.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия два первых нижегородских трамвая были полностью восстановлены. Они участвовали в съёмках фильма режиссёра Глеба Панфилова «Запрещённые люди».

— Трамвай, – рассказывает Валентина Николаевна, – в городе очень любят. – Когда дело дошло до закрытия последнего трамвайного маршрута, нижегородцы встали на его защиту. Чтобы донести свою точку зрения до властей, люди не только выступали в газетах и на телевидении. Как заправские партизаны, нижегородцы расклеивали листовки. Теперь трамвай в Нижнем Новгороде – это самый популярный вид общественного транспорта. Недавно в нашем областном центре был проведён интерактивный опрос: «Каким видом транспорта предпочитают пользоваться горожане?» С большим отрывом в опросе победил именно трамвай, обогнав даже метро. В городских маршрутках, например, я просто не могу ездить. Замкнутость пространства, тесно. Они гоняют, пересекают движение друг друга. Я просто боюсь с ними связываться…

К сожалению, Архангельску сейчас приходится «связываться» именно с маршрутками. Троллейбус исчез, большим автобусам развернуться не дают. Единственное, что осталось – трамвайный вагон. Как память о славном прошлом, когда из одного конца города в другой можно было добраться безо всяких проблем.

Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея

Из жизни

20 августа

В Соло­вец­ком монас­тыре прой­дет заседа­ние попечи­тель­ского сове­та по вос­ста­нов­ле­нию обители

18 августа

В Архан­гель­ске на моги­ле леген­дарно­го «Мак­симки» уста­но­ви­ли памятник

18 августа

В нынеш­нее лето в Архан­гель­ске очень много бабочек

17 августа

82-лет­ний аме­ри­ка­нец отме­тил день рож­де­ния высад­кой на ост­ров в Архан­гель­ской области

17 августа

Пой­демте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

17 августа

На кон­ной выставке в Санкт-Пет­ер­бурге чем­пи­оном породы стал мезе­нец Чук

16 августа

В Архан­гель­ске откро­ет­ся пер­вый кры­тый кон­ный манеж

16 августа

В нац­парке «Онеж­ское Поморье» иссле­ду­ют стоян­ки древ­них поморов

15 августа

«Огромный шаг впе­рёд, но это лишь пер­вый шаг»

15 августа

SenSat: дос­тупный онлайн в труд­нод­ос­тупных местах

13 августа

Буду­щие вла­дель­цы квар­тир ЖК «GreenPARK» испыта­ли себя в роли стро­ите­лей

12 августа

Победи­те­лей кон­курса «ЗаРеги­он29» ждёт более 300 призов

10 августа

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

10 августа

МФЦ охваты­ва­ют 98 про­цен­тов тер­рито­рии Архан­гель­ской области

10 августа

Устра­не­ние циф­рово­го нера­венства: Wi-Fi при­шёл ещё в шесть малых насе­лён­ных пун­ктов Архан­гель­ской области

Похожие материалы

7 августа Из жизни

Рейс из Архан­гель­ска на Солов­ки по сре­дам и пят­ни­цам будет осу­ществлять­ся из аэро­пор­та «Архан­гельск»

3 августа Из жизни

Реконст­рук­ция Ленинг­ра­дс­кого в Архан­гель­ске: рабо­ты идут по ночам и по графику

3 августа Из жизни

В Архан­гель­ске на два меся­ца закроют учас­ток Обводно­го канала

12 июля Из жизни

В Архан­гель­ске ремон­тиру­ют мост через реку Поврак­ул­ку

22 июня Из жизни

Улицы Архан­гель­ска отрем­он­тиру­ют за 190 мил­ли­онов рублей

13 июня Из жизни

В Архан­гель­ске на неде­лю пере­кроют дви­же­ние в нача­ле улицы Галушина

6 июня Из жизни

В Архан­гель­ске и При­мор­ском райо­не отрем­он­тиру­ют подъез­ды к дач­ным посёлкам

31 мая Из жизни

Желез­нодо­рож­ный мост в Архан­гель­ске 2 июня закрое­тся на ремонт

30 мая Из жизни

Цена про­ез­да на автобу­се в Архан­гель­ске повыс­ит­ся до 26 руб­лей, а в Севе­род­винске – до 27 рублей

23 мая Из жизни

Желез­нодо­рож­ный мост в Архан­гель­ске отрем­он­тиру­ют за одни сут­ки, а не за три ночи

22 мая Из жизни

Севе­род­винс­кий мост в Архан­гель­ске закроют на три ночи в связи с ремонтом

19 мая Из жизни

В Поморье появ­ля­ют­ся новые автобу­сы и откры­ва­ют­ся новые маршруты

16 мая Из жизни

Архан­гельск пере­расп­ре­де­лил бюд­жет в пользу дорог