Такой удобный и безопасный

16 сентября 17:00 Из газеты Транспорт
Кое-где в Архангельске ещё остались указатели трамвайных остановок – артефакты ушедшей эпохи
Кое-где в Архангельске ещё остались указатели трамвайных остановок – артефакты ушедшей эпохи

В этом году вполне можно отметить шестидесятилетний юбилей последнего сохранившегося архангельского трамвая

В Архангельске вагоны сожгли и разрезали

Построен он на Усть-Катавском вагоноремонтном заводе в Челябинской области. В своё время служил специализированным транспортным средством, развозившим персонал на разные ремонтные работы. До недавнего времени вагончик стоял около Гостиных дворов на специально созданном для него рельсовом пути.

Попал сюда вагончик в октябре 2004 года. После того как любимый всеми вид общественного транспорта окончательно исчез с улиц областного центра. Чтобы архангелогородцы не забывали о своей городской электричке, старший научный сотрудник Архангельского, тогда ещё областного краеведческого музея Лилия Николаевна Уемлянина обратилась в муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие с просьбой передать им «для истории» один из вагонов.

Подходящее для экспозиционного показа транспортное средство Лилии Николаевне разрешили выбрать самой. Большую помощь в превращении трамвая в музейный экспонат оказал Сергей Колосов – на тот момент начальник Архангельского трамвайного парка. Именно он, по словам Лилии Николаевны, проделал основную работу в подготовке вагона к путешествию в музей. Так как рельсового пути на Троицком проспекте уже год как не существовало, нечего было думать о том, чтобы транспортное средство дошло до музейной стоянки своим ходом. Для трамвая была заказана специальная платформа, на которой под покровом ночи будущий экспонат привезли на площадку к Гостиным дворам. Вместе с ним было доставлено два 12‑метровых рельса и 19 шпал.

Таким образом, трамвай удалось спасти от горькой участи остальных его сородичей, разрезанных на металлолом. Расправлялись, кстати, с трамваями, варварски. Прежде чем разрезать, их сжигали. Это было необходимо для того, чтобы убрать с вагонов всю краску. Лилия Николаевна видела, как после «обжигающей» процедуры обгорелые трамваи сваливались у депо в одну большую кучу:

— Глядя на сваленные в беспорядке чёрные вагоны, мне хотелось плакать. Трамваи мне казались живыми существами…

В Нижнем Новгороде трамвай отстояли

Архангельскую коллегу поддержала Валентина Николаевна Боярцева – директор музея городского электротранспорта Нижнего Новгорода. Узнав о том, что творили с городскими электричками в Архангельске, она ужаснулась.

Город на Волге даёт Архангельску блестящий пример того, что можно сделать со своей историей. Трамваи там не жгут, а отправляют в музей, появившийся ещё в 1972 году. Туда попадают образцы всех моделей трамваев и троллейбусов, когда‑либо работавших в городе. Больше всего здесь, конечно, трамваев. Нижегородская городская электричка знаменита прежде всего тем, что на данный момент она является старейшим трамваем, действующим и действовавшим на территории нашего государства. Трамвай здесь появился ещё в 1896 году.

Нижегородский трамвай появился во время работы 16‑й Всероссийской промышленно-торговой и художественной выставки. Новоявленное чудо техники сразу стало популярным. Правда, езда на нём была довольно небезопасным занятием. Узкоколейный «Эрликон», так назывался первый нижегородский трамвай – совершенно неотапливаемая конструкция, была к тому же и крайне неустойчивой. На поворотах колымага частенько переворачивалась. Пассажиры во время таких приключений, чтобы продолжить путь, просто возвращали вагон в прежнее состояние, самостоятельно ставили его на рельсы. Ещё одной проблемой путешествия на «Эрликоне» стала его открытая площадка. На этом продуваемом всеми ветрами месте было просто небезопасно стоять. Чтобы улетающий с вагона народ ненароком не попал бы под колёса транспортного средства, впереди трамвая размещали специальную сетку.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия два первых нижегородских трамвая были полностью восстановлены. Они участвовали в съёмках фильма режиссёра Глеба Панфилова «Запрещённые люди».

— Трамвай, – рассказывает Валентина Николаевна, – в городе очень любят. – Когда дело дошло до закрытия последнего трамвайного маршрута, нижегородцы встали на его защиту. Чтобы донести свою точку зрения до властей, люди не только выступали в газетах и на телевидении. Как заправские партизаны, нижегородцы расклеивали листовки. Теперь трамвай в Нижнем Новгороде – это самый популярный вид общественного транспорта. Недавно в нашем областном центре был проведён интерактивный опрос: «Каким видом транспорта предпочитают пользоваться горожане?» С большим отрывом в опросе победил именно трамвай, обогнав даже метро. В городских маршрутках, например, я просто не могу ездить. Замкнутость пространства, тесно. Они гоняют, пересекают движение друг друга. Я просто боюсь с ними связываться…

К сожалению, Архангельску сейчас приходится «связываться» именно с маршрутками. Троллейбус исчез, большим автобусам развернуться не дают. Единственное, что осталось – трамвайный вагон. Как память о славном прошлом, когда из одного конца города в другой можно было добраться безо всяких проблем.

Константин ТАРАКАНОВ, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея

Из жизни

23 октября

Кено­зерс­ко­му парку можно помочь получить пре­мию, про­голо­со­вав на сайте

23 октября

Победи­тель кон­курса «Подарок за под­пис­ку» полу­чит путев­ку в сана­то­рий «Бело­морье»

23 октября

Реконст­рук­торы клуба «Север­ная Дви­на» вос­созда­ли бой «За совет­скую власть на Севе­ре 1917 года»

23 октября

Туман ожи­да­ет­ся ночью и утром в боль­шинстве райо­нов Архан­гель­ской области

22 октября

Фото из «Онежс­ко­го Поморья» попало на выставку на Курильск­их островах

22 октября

В Архан­гель­ске прой­дет фес­тиваль моло­дёж­ных суб­куль­тур «Голос улиц»

22 октября

В боль­шинстве райо­нов Архан­гель­ской области – снег

20 октября

В Архан­гель­ской области выпа­дет пер­вый снег

19 октября

Лау­ре­ата­ми II сте­пени на фес­тива­ле в Гроз­ном стали артисты Север­ного хора

19 октября

Инте­рес к нед­вижи­мос­ти Архан­гель­ска вырос у петер­бурж­цев на 4% за год

19 октября

На меж­дуна­род­ной выставке нашли заказ­чи­ков, кото­рым в коло­нии Вель­ска изгото­вят срубы бань

19 октября

В север­ных райо­нах Архан­гель­ской области прой­дет дождь со снегом

18 октября

В Архан­гель­ске завер­ша­ет­ся бла­го­ус­тройство про­спекта Чум­баро­ва-Луч­ин­ско­го

18 октября

Фёдор Оня­ков: «Про­грамма «Ты – предп­ри­ни­ма­тель» – отлич­ная пло­щад­ка, чтобы про­тес­тиро­вать идею»

18 октября

В Архан­гель­ской области сох­ран­ит­ся дожд­ли­вая погода

Похожие материалы

23 сентября Из жизни

Паро­ход «Н. В. Гоголь» закан­чива­ет в Архан­гель­ске свою 106-ю навигацию

16 сентября Из жизни

Такой удоб­ный и безо­пас­ный

14 сентября Из жизни

Туман на Север­ной Двине приос­тано­вил рабо­ту пас­саж­ир­ских теп­лохо­дов

22 июня Из жизни

Допол­нитель­ный поезд из Архан­гель­ска в Адлер отпра­вит­ся 12 июля

9 мая Из жизни

Улицы в цен­тре Архан­гель­ска пере­кроют на нес­коль­ко часов

9 апреля Из жизни

С 10 апреля закроют дви­же­ние по автоз­им­нику в Неноксу

28 марта Из жизни

«Аэр­оф­лот» возоб­но­вил рейсы в Казахстан

20 марта Из жизни

Допол­нитель­ные авиа­рей­сы из Нарьян-Мара вво­дят­ся на лето

17 марта Из жизни

Над Мос­ковск­им про­спект­ом в Архан­гель­ске постро­ят путеп­ро­вод

14 марта Из жизни

На автодо­ро­гах будут дейс­тво­вать весен­ние ограни­че­ния

4 января Из жизни

Пожар­ный автомо­биль засту­пит на дежур­ство в дерев­не Луда на бере­гу Унско­го залива Бело­го моря

28 декабря Из жизни

В Архан­гель­ске наг­ради­ли участ­ни­ков кон­курса «Арх. светло»

25 декабря Из жизни

Пас­саж­ир­ский авто­бус ехал из Кот­ласа в Севе­род­винск два дня