11.11.2016 13:16

Маршрут на Сульфат – без гонок

К маршруту № 60 не придерёшься: работает, как часы
Утром не до комфорта. Главное – уехать
Сидячих мест хватает далеко не всем
Вечером усталые пассажиры смотрят в окно или экран телефона

Корреспондент «Правды Севера» испытал на себе один из городских автобусных маршрутов под номером «60».

Утро: под аккомпанемент рассвета

С микрорайона Первых пятилеток в центр автобус, новый «ПАЗ», ранним утром идёт загруженный на все сто: рабочим и студентам не до комфорта – главное, вовремя доехать. Хотя автомобильных пробок в Соломбале, на улицах Советской и Маяковского, сейчас нет, их, видимо, всё равно помнят на каком‑то рудиментарном уровне и стараются выбраться из дому пораньше.

Пассажиры выходят на остановках центра Архангельска, и к морскому-речному вокзалу автобус подъезжает практически пустой. Здесь его встречают оранжево-розовые облака и восходящее солнце. Радость и красота!

Обратная часть рейса, из центра на окраину, под аккомпанемент рассвета проявляет на улицах будничную городскую жизнь. Торжествующее праздничное утро растворяется в сером дне.

Микрорайон, архангельский Сульфат, оказывается вполне себе благополучной частью города. Ещё бы кусты вырубить – и совсем неплохо будет, местами даже уютно.

В Соломбале плотники ремонтируют деревянные мостки. Старые разобраны и свалены рядом, новые сделаны до половины. Тут же один из местных жителей грузит гнилые обломки старой мостовой на тележку – на дрова, судя по всему.

Ближайшие рейсы 60‑го маршрута демонстрируют закономерность: утром основной поток пассажиров направлен с окраин в центр, вечером – поедут обратно, в сторону дома.

День: борьба за пассажиров

На маршрутах в городе остаётся много автобусов, остановки порой занимают до пяти машин – борьба за пассажиров, и тем самым – за рентабельность перевозок. Тогда как пассажиров в салонах – примерно на половину сидячих мест.

Самый интенсивный участок – по набережной и Троицкому проспекту, от Урицкого до Воскресенской, что легко объяснимо: здесь проходит много разных городских маршрутов.

60‑й востребован: как правило, на всём пути следования заняты все сидячие места. Хотя на каждой остановке в Соломбале автобус останавливается, редко кто выходит или садится здесь, в основном маршрут связывает окраину с центром, и наоборот.

В очередной раз выезжая из центра, перестаю воспринимать город разрозненным и протяжённым. Кто вам сказал, что Архангельск – большой? Закрываешь глаза, открываешь – а ты уже Соломбалу проехал! Автобусы маршрутов, как челноки, пронизывают ткань микрорайонов, собирают, стягивают жилое и промышленное пространство в одно цельнотканое полотно.

По-прежнему ни пробок, ни аварий, ни автобусных «гонок». Только раз по пути из центра города начинается «чехарда» с «ПАЗиком» 42‑го маршрута.

Конечная на Сульфате, где я выбираюсь на обеденный перерыв, неожиданно изобилует известиями. Старушка, очень сильно в годах, сообщает каждому стоящему и проходящему благую весть: «Иисус Христос – Спаситель мира!» На стене железобетонного остановочного павильона другое громкое заявление: «Пока ты спишь – мы рисуем!».

Не решив, к какому разряду отнести данную весть, пускаюсь на поиски съестного. Магазинов, магазинчиков и киосков с едой здесь много, а вот в заведениях общепита нет к полудню ничего. Жуя купленные пирожки, разглядываю на улицах другие сульфатские граффити. Запоминается бескомпромиссное «Закрась себе лицо!», выведенное чёрным маркером поверх свежезакрашенной полосы, закрывшей, видимо, какую‑то другую надпись.

После обеда, вновь заняв место в автобусе, не замечаю, когда же именно там успевают включить освещение. Хотя по часам день ещё в самом разгаре, за окном всё заметнее смеркается. Вечер уже близко.

Вечер: сидим в интернете

Одно дело – проехать от конечной на «Сульфате» до МРВ за 40 минут: посидел – отдохнул, постоял – размялся. И совсем другое – проделывать путь от окраины до центра и обратно раз за разом, весь день, хотя и с небольшими перерывами. Замотаешься, уже и не посидеть, и не постоять. Не понимаю, как справляются те, кто работают на городских маршрутах день за днём, год за годом.

Самая неожиданная просьба за весь день – к кондуктору от пассажирки, нежного создания лет 14‑ти. Она щебечет: «Девушка, продайте мне билетик с номером «три шестёрки»! Я вам даже заранее заплачу. Вы отмотайте рулон, и там будет это число». Так и не договорившись, девочка досадливо бросает в сторону попутчицы: «Я же его уже семь лет ищу, такой билет!»

В общем, вечер буднего дня даёт о себе знать. Люди устали и, утомляясь всё больше, развлекают себя как могут. За окно особо не поглядишь – там в сумерках лишь расплывчатые пятна цветных огней. Взрослые девицы, погогатывая, что‑то рисуют пальцами на запотевшем стекле. Оборачиваюсь в их сторону – как школьницы, прячутся за спинками сидений.

Одна из самых распространённых категорий – сидящие в автобусе и в интернете одновременно. Порой кажется, что скорчившийся человечек, держа в руках светящийся айфон, уже спит. Устал, болезный, под вечер. Ан нет: приглядишься – пальчики теребят экран, пролистывая страницу за страницей.

Экипаж: культурные и некурящие

К маршруту № 60 не придерёшься: работает, как часы. Не проходит пяти минут, чтобы на остановку не подали очередную машину. Думаю, прежде всего оптимальный расчёт отвечает интересам владельца: автобусы должны быть загружены, но и не мешать друг другу. Да и пассажирам удобно. Полгода назад по просьбе жителей микрорайона Первых пятилеток на линии, кроме стремительных «маршруток», появились новые «ПАЗики». А мне на маршруте, вообще, попался идеальный вариант: культурные, сдержанные, общительные, да ещё и некурящие водитель Алексей и кондуктор Кристина.

Алексей работает водителем автобуса в общей сложности больше десяти лет. После того как пять лет проработал на одном городском маршруте, в рабочей практике был большой перерыв. На 60‑м маршруте возит людей уже больше пяти лет. Алексей рассказывает:

– Когда я уходил с прежнего места работы, зарекался возвращаться за «баранку» маршрутного автобуса. Но судьба заставила вернуться. Да и сам не люблю «бегать» по разным рабочим местам. Здесь всё устраивает, и оплата, и отношение начальства. А условия работы – они сейчас и у водителей, и у кондукторов на всех маршрутах Архангельска примерно одинаковые.

Алексей отметил, что маршрут на Сульфат – спокойный, здесь не бывает гонок или конфликтов между водителями разных маршрутов по разным поводам.

Радуют дорожники – стали ремонтировать участки с самым напряжённым движением по ночам, не собирая пробок. Правда, когда сроки у них поджимают, бывает, и днём делают.

– Большие автобусы, «ЛиАЗы», могли бы вписаться в городские маршруты. Но чтобы их наполнить для рентабельности, нужно делать больший интервал движения между рейсами. А если увеличится интервал – кто‑то обязательно влезет между рейсами, так что сделать «ЛиАЗы» рентабельными очень сложно, – считает Алексей.

Кристина соглашается, что работа с людьми – одна из самых тяжёлых, да и люди бывают всякие. Кристина рассказывает:

– В жизни я не такой человек, чтобы кричать. Но бывает, что зайдёт инвалид – а его никто не замечает. Требую, чтобы уступили место.

Ещё – надо считать постоянно, сколько людей заходит, чтобы «зайцев» не возить. Работаю на маршруте уже год. Наверное, это временная работа для меня, хотя другой я пока не ищу. Эта устраивает. Есть стабильная зарплата, не надо растягивать деньги от зарплаты до зарплаты. И график для меня удобен.

На Сульфате – хорошо. Дайте автобусы в Маймаксу!

Автобусным сообщением до Сульфата, в принципе, пассажиры довольны. А что касается Маймаксе – там все ужасно, рассказывали мне. Последний год – совсем тяжело. Раньше можно было как‑то выехать, а теперь, особенно вечером, или в выходные дни – очень сложно. 55‑й маршрут выручал, а теперь его сняли. Очень жаль, он был удобный, хотя сами автобусы – металлолом. Остались «69» и «9», оба редко ходят, и «70» – но там всего две «маршрутки» сейчас. Если ещё и 22‑й маршрут закроют – совсем будет плохо… Ну нельзя же так с Маймаксой!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Николай КАРНЕЕВИЧ