23.12.2014 10:45

Координаты памяти

Сергей Шулинин

«Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, сам сделал шаг к бессмертию», – с этих слов Лао Цзы начал свой рассказ один из участников масштабного проекта по поиску затонувших судов времен Великой Отечественной войны Сергей Шулинин.

Он побывал в Северном морском музее, где встретился с родственниками членов экипажей затонувших судов конвоя «БД-5» и судна «Александр Сибиряков», а также ветеранами Северного морского пароходства и историками Архангельска.

Конвой «Белое море – Диксон» в составе транспорта «Марина Раскова», тральщиков ТЩ-114, ТЩ116, ТЩ-118, был торпедирован немецкой подводной лодкой 12 августа 1944 года в Карском море недалеко от острова Белый. Трагедия унесла, по одним из данных, 378 жизней из 752 участников конвоя, в их числе дети и женщины – семьи полярников, работавших в Арктике.

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» 25 августа 1942 года провел героический бой с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Погибли 80 членов экипажа и пассажиров. Как выяснили участники экспедиции, ледоход затонул в двух милях от острова Белуха.

– Чтобы найти места гибели кораблей, мы прошли 1800 миль на многофункциональном аварийно-спасательном судне «Спасатель Заборщиков» по маршруту порт Сабетта – остров Белуха – остров Белый – порт Мурманск. До экспедиции только по местоположению затонувшего транспорта «Мария Раскова» имелось пять вариантов координат и три – по ледоколу «Александр Сибиряков», – рассказал Сергей Шулинин .

На экране в этот момент показывали картины, фотоснимки, схемы, которые приблизили участников встречи к трагедии.

– При подготовке к экспедиции мы использовали все имеющиеся архивные материалы – координаты, дневниковые записи, даже данные с немецких кораблей. Один из материалов содержал запись капитана немецкой лодки со словами: «Добить «Марину Раскову», – сообщил участник экспедиции.

Но все координаты оказались неверными. Только благодаря настойчивости Сергея Шулинина удалось продолжить поиски в других местах.

– Судно «Александр Сибиряков» оказалось несколько севернее, чем мы установили, а «Марина Раскова» – южнее. С тральщиками дело обстоит сложнее, мы обнаружили два объекта, предположительно один из них – ТЩ-114, а второй – ТЩ-118. В будущем продолжим поиски для точного установления данных, – отметил Шулинин.

Кстати, Сергею Шулинину удалось получить редкую фотографию «Марины Расковой» еще 30-х годов, ее он выкупил у коллекционера из США. По словам Андрея Есипова , который поддерживал инициативу Шулинина в 2009 году, финансирование на экспедицию спустя пять лет выделило правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.

– Мы начинали вместе, планировалось, что в экспедицию участники отправятся на одном из кораблей Северного флота. Была готова и аппаратура для подводных работ, но потом – кризис, и финансирование мы так и не получили. Но я рад, что Шулинин не опустил руки и добился своего, – рассказал Андрей Есипов.

На встречу приехала проректор по учебной работе и академическому развитию САФУ Наталья Чичерина . Как выяснилось, ее дедушка Владимир Алексеевич Волочков был старшим механиком на судне «Марина Раскова».

– Мы храним память о дедушке – письма, фотографии, особенно трогательно послание, которое он оставил своей жене и детям перед последним рейсом. Хочется, чтобы память сохранялась не только об этой трагедии, но и обо всех Северных конвоях, увековечить ее можно, установив в Архангельске памятник, – считает Наталья Чичерина.

С ней согласен Сергей Шулинин:

– Хотелось бы, чтобы и в Архангельске чтили память погибших и помогали в поисках информации. В следующем году нужно найти все фамилии и имена, чтобы они были указаны на мемориальной доске.

Вторая Карская экспедиция запланирована на август 2015 года. Участники проведут повторную идентификацию обнаруженных судов, определят степень их сохранности и продолжат поиски еще нескольких кораблей, которые затонули в Карском море.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ОВСЯННИКОВА. Фото с сайта http://www.polarpost.ru