12.02.2017 10:23

Богатырь-неудачник

Затопленные красными «Святогор» и «Микула Селянинович» в дельте Северной Двины, август 1918 года
Сахарница, маслёнка и кофейник с «невезучего» ледокола

В период Первой мировой войны на волне патриотизма имена ледоколам давали в честь былинных богатырей: «Святогор», «Соловей Будимирович». Оба в Архангельск прибыли сто лет назад.

В Северном морском музее хранятся уникальные предметы: масленка, сахарница и кофейник с надписью «Микула Селяниновичъ», изготовленные в Великобритании в 1916 году фирмой Mappin & Webb. «Микула Селянинович» – был в Архангельске когда‑то такой «невезучий» ледокол. Его история удивительно занимательна, почти как жизнь человека, попавшего в бурю революции и Гражданской войны.

Ледоколы для архангельского порта

С началом Первой мировой войны Архангельск вернул себе звание стратегического для страны порта. Для проводки судов в горле Белого моря в Англии заказали пять портовых ледоколов – №№ 5, 6, 7, 8 и 9, а для флотилии Северного Ледовитого океана Морским министерством был заказан ледокол «Святогор» (будущий «Красин») мощностью 10 тысяч лошадиных сил и приобретен в Канаде ледокол «Микула Селянинович» (бывший «Дж. Д. Хейзен») мощностью 8 тысяч лошадиных сил. Оба прибыли в Архангельск сто лет назад – в 1917 году.

Если «Святогор» был заказан в Англии, что называется, «с нуля», то «Микулу Селяниновича» перекупили уже на этапе строительства. В Канаде на верфи дочерней фирмы «Виккерс и Ко» по правительственному заказу строился мощный ледокол. Срок готовности судна намечался на начало октября 1916 года. Характеристики нового ледокола совпадали с предложениями беломорских капитанов, предлагавших в период разработки «ледокольной программы» заказать два судна типа «Канада». Они считали, что ледокол и ледорез составят мощную пару. Решено было срочно перекупить ледокол, это гарантировало бы проведение зимней навигации 1916–1917 годов, даже если бы «Святогор» опоздал к началу навигации в Архангельске.

Однако специалисты Морского министерства предложили внести в конструкцию ледокола изменения, связанные с условиями работы по проводке судов в тяжелых льдах. Но из‑за увеличения сроков решено было получить ледокол таким, какой он есть, ограничившись только минимальными поправками. Фирма «Виккерс и Ко» определила стоимость ледокола в 330 тысяч фунтов стерлингов, или 3,3 миллиона рублей, а за дополнительные работы потребовала еще около 100 тысяч руб. Русская сторона согласилась, и в конце мая 1916 года контракт был подписан.

По договоренности с канадцами церемониал спуска судна на воду проходил по местному сценарию: при «крещении» ледокол назвали «Д. Д. Хейзен» в честь канадского морского министра, а в июле на достройке он получил русское наименование «Микула Селянинович» в честь былинного богатыря.

Штат для «Микулы Селяниновича» утвердили заблаговременно – 129 человек. Моряков собирали со всех флотов и флотилий, даже с Амура и Владивостока, но для перегона судна наняли канадцев. Не заходя ни в один порт, «Микула Селянинович» 11 января 1917 года пришел в Архангельск в порт Экономия.

Начало неудач

Корабль постоянно преследовали неудачи, а несколько проведенных им во льдах судов даже потерпели катастрофу. При первом же выходе их Архангельска у него сломалась буксирная лебедка. Во время новой проводки в канале Северной Двины ледокол потерял три лопасти правого винта. Водолазы поменяли поврежденные лопасти на запасные, но ледокол тут же потерял все лопасти левого винта. Осмотрев повреждения, комиссия признала их конструкцию неподходящей для условий Белого моря, и в Петрограде срочно заказали новые, более массивные.

Вновь приступил к работе ледокол лишь в апреле, но на следующий день он в сравнительно слабых льдах и по каналу, пробитому другими судами, провел к Соломбале два ледокольных парохода, потеряв при этом все четыре лопасти левого винта и одну лопасть на правом. Запасных больше не было, и ледокол оставили в городе. Несмотря на краткость работы нового судна, выяснилось, что дейдвудные трубы уже пропускают воду, палуба рассохлась, котлы текут по фланцам, выявились и повреждения в машинах.

В результате летом и осенью он стоял в ремонте, но считался находящимся в строю, а с мая по октябрь даже нес флаг командующего Флотилией Северного Ледовитого океана. В конце октября 1917 года «Микулу Селяниновича» отбуксировали в Экономию, где вооружили двумя 120‑мм, двумя 76‑мм орудиями и четырьмя пулеметами. На пороге была Гражданская война…

Первый и последний бой

Единственный в своей жизни боевой поход «Микула Селянинович» совершил в апреле 1918 года, когда его направили для отражения наступления белофиннов на Кемь. Ледокол доставил в район боев красногвардейский партизанский отряд и оружие, но дважды попадал на подводные банки. На первой, у острова Попова, ледокол просидел семь часов. В результате ледокол помял на камнях корпус, появилась подводная пробоина в носовой части. По настоянию команды «Микула» вернулся в Архангельск, где и ожидал ремонта.

Затопление «Микулы»

1 августа 1918 года к Архангельску подошли корабли интервентов, и в городе начался белогвардейский мятеж. Отступавшие большевики решили затопить оба крупных ледокола – «Микулу Селяниновича» и «Святогора» – в фарватере Северной Двины для преграждения пути интервентам. Но затопили корабли плохо: ледоколы оказались на мели. Через несколько дней оба корабля без особого труда подняли и вскоре отправили на ремонт в Англию. Инициаторов затопления во главе с капитаном «Святогора» Николаем фон Дрейером расстреляли на Мхах, сейчас их прах покоится под обелиском «Жертвам интервенции» в Архангельске.

Скорее всего, именно тогда матросы немного «пограбили» родной корабль, ни за грош доставшийся англичанам. Так в Архангельске остались сахарница, масленка и кофейник с «невезучего» ледокола, находящиеся сейчас в коллекции Северного морского музея.

Под чужим флагом

Интервенты увели «Святогора» и «Микулу» в Англию еще под русским флагом, а вернулся в Архангельск «Микула» через год уже под английским. В том же 1919 году с грузом замши ледокол направили во Францию. В Шербуре уже под французским флагом он простоял до 1922 года, пока канадское правительство не выкупило судно на «историческую родину». «Микула Селянинович» продолжал исправно работать в Канаде до 1934 года, почти не изменив былинного названия, отпало только прозвище, теперь он стал просто «Mikula». В 1937 году ледокол разобрали на металл.

Кстати, тип судна «Микулы» считался перспективным, и в 1929–1930 годах на верфи «Галифакс шипъярдз» в Новой Шотландии построили модернизированный вариант «Микулы Селяниновича» – ледокол «Н. Б. Мак-Лин» – для зимней навигации в районе Гудзонова залива. Он работал до конца 1980‑х годов, находясь в составе береговой охраны Канады.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Евгений Тенетов, директор Северного морского музея. Фото из архива Северного морского музея