25.08.2015 14:58

«…Поддержкой Земли заручаюсь»

Получать подарки всегда приятно. Вдвойне приятно, когда дарят бескорыстно, от чистого сердца. На днях получил именно такой: мой старинный друг, однокашник, коллега Алексей Ботыгин вручил книгу, написанную им в длинных морских рейсах.

В ней он, разумеется, рассказывает о моряках. Название – «Поддержкой Земли заручаюсь» – строчка из песни Владимира Высоцкого.

Капитан Алексей БотыгинВ книге собрано более сотни коротких рассказов, тираж книги мизерный – всего 55 экземпляров. И тем дороже подарок! Конечно же, не удержался от вопросов автору.

– Откуда возникло желание стать писателем?

 – Не уверен, что буду писателем. Книга первая и пока единственная. Она не рождалась в творческих муках. Все рассказы написаны в море, в длинных рейсах, когда «мемуары» помогают отвлечься от ежедневной рутинной работы. Желание собрать отдельные картинки из флотской жизни в книге появилось много позже, когда я руководством Северного морского пароходства был переведен с флота на берег, в департамент безопасности мореплавания.

Воспоминания о первых днях работы нас, выпускников Архангельской «мореходки» 1970-х годов, перемежаются с впечатлениями о наиболее запомнившихся рейсах штурманом, а потом капитаном.

То время уходит, оно уже история. Герои книги – плавсостав торгового и рыболовного флотов. Книга в некоторой степени автобиографична. Так, глава «Берег Слоновой кости» появилась как описание первого в моей жизни рейса на теплоходе «Яналес» к берегам Африки.

Главы «Путь в точку», «Кармакулы», «Дуга большого круга» – воспоминания о работе на пароходе «Южный Буг», на котором начал свою штурманскую деятельность.

В отдельной серии рассказов впечатления о нескольких рейсах на судах под иностранным флагом. Я тогда увидел много нового и непривычного для русского моряка.

– В сборнике встречаются самые невероятные морские истории, чего в них больше – выдумки или правды?

– В книге нет точных фактов, дат и мест происходившего со мной или с моими коллегами на других судах. Это, повторюсь, воспоминания, то есть было на самом деле, но в книге присутствует и художественный вымысел.

Так, глава «Рыбья чешуя» написана под впечатлением услышанного от брата-рыбака Мурманского тралового флота, от однокашников, посвятивших себя промысловому флоту. Прообразом моряков дизель-электрохода «Судогда» в главе «Три дырки в одном рейсе» стали экипажи судов Мурманского пароходства, работавшие на линии порты Европы – Великие Американские озера.

О том, какими усилиями они, соревнуясь в умении судовождения по заливу и реке Святого Лаврентия с иностранными моряками, становились обладателями приза «Золотая трость», мой рассказ. И уж поверьте, я знаю, о чем говорю; когда командовал теплоходом «Капитан Замятин», испытал трудности работы во льдах, в узкостях, на непредсказуемых течениях у берегов Канады сполна.

– Кому достанется книга, если ее тираж всего полсотни штук?

– Прежде всего: издание книги – удовольствие не дешевое, потому и маленький тираж. Но для себя давно решил, что в продажу она не пойдет. Дарю друзьям, с кем учился в школе и в мореходном училище, с кем ходил в море. Кроме того, родственникам, коих у меня много. Обязательно принесу книгу в библиотеки – областную имени Добролюбова, Морского арктического института, Морского кадетского корпуса, в совет ветеранов Северного морского пароходства. В общем, рассчитываю, что она попадет в руки тех, кто, читая, будет вспоминать знакомых людей, пароходы, рейсы. Для тех, для кого море – не экзотика.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ. Фото автора.