23.11.2015 14:07

Два дня в Белом море с собакой: как это было

На борт вертолета собаку подняли в сумке от гидрокостюма
Луна на охоте
Павел Протасов в редакции «Правды Севера»

Охота на острове Лайда обернулась для пятидесятилетнего жителя Архангельска Павла Протасова и его западносибирской лайки Луны двухдневным плаванием в студеном Белом море. Чтобы достать их из воды, архангельские спасатели провели уникальную операцию.

Выяснилось, что эту охоту хозяин Луны затеял затем, чтобы порадовать свою любимицу, которой недавно исполнилось пять лет. Встретиться Павлом Протасовым сразу по объективным причинам не получилось: он простудился.

Наш охотник работает начальником караула ведомственной пожарной части лесопильно-деревообрабатывающего комбината № 3 в Маймаксанском округе Архангельска.

- Павел Леонидович, про ваше приключение многие в нашей области слышали. Но расскажите нашим читателям, что с вами произошло?

- Это произошло уже не в первый раз. В 2006 году я с острова Мудьюг хотел спасти предыдущий катер. Лед уже образовался, хотя навигация была еще открыта.

На старой казаночке я на вёселках выдвинулся, но не рассчитал, что ветер дует от Мудьюга. Меня отдавило ветром. Я и катер не нашел, и пришлось так же сражаться. Тогда тоже шторм был, и температура была отрицательная. Ну, я и двигался тогда на юго-восток, к островам.

Когда рассвело уже, в тот-то раз, увидел фарватер сначала: думаю, что такое непонятное, желто-зеленое - оттуда в Северодвинске лодки подводные выходят... Потом здание «Звездочки» появилась в тумане. Потом еще целый день выгребал на острова. Тогда я оказался на Кумбыше, там семь дней жил в рыбацкой избе. Потом прилетел вертолет. Тогда еще собачки у меня не было.

- А сейчас как вышло?

- Навигацию в Архангельске закрыли первого ноября. Я хотел уже поднимать катер, тем более что был на реабилитации после перелома ноги. Но на сайте мэрии прочел, что навигация была продлена до 10 ноября. Хотя в ГИМСе, на днях, мне объяснили, что речь шла о завозе продуктов на острова.

А у собачки моей, у Луны, юбилей, ей пять лет исполнилось. Думаю: надо ей в лес. А то пока я со сломанной ногой был, она все в огороде бегала. Что ей там, неинтересно... Она собака охотничья - с семи месяцев на охоте! Она и по птице ходит, и зайцев гоняет. Западносибирская лаечка. Думаю, свожу еще, раз навигация продлена.

Посмотрел погоду в Интернете. До 10 ноября еще только ноль градусов ночью обещали. А потом прогноз изменился. Резко как-то морозы.

7 ноября приехали к Лайде, к острову. Встал к берегу, на два якоря, кормовой и носовой. Сначала тем же вечером сходили в лес ненадолго: походили по берегу - уже смеркалось. Собачка побегала, а я даже ружье не доставал. Ночь переночевали: катер теплый, большой, с печкой. На следующий день пошел в лес подальше. Там куропатка летает, тетёра есть, зайцы бегают. Но зайцев я не стрелял, у меня специально была путевка взята для птицы.

Сходили на четыре часа, была малая вода. Думаю, когда вода к прибыли пойдет, и на полной воде домой пойдем. Вернулся - а катер-то уже забило шугой, забило все полем таким плотным. Из него-то я выбился, катер развернул. Пока было мелко, выталкивал еще так, в костюме. А вода все прибывает и прибывает, шугой все забивает катер.

Я двигатель завел и метров двести пробивал лед-то, и, видать, перегрел двигатель немножко. Как я вышел из каши-то из этой, двигатель пошел нормально, и водогон работал - водяное охлаждение на двигателе, из-за борта вода берется и через двигатель проходит. Сначала все нормально пошло. А потом проблема: он минут 15-20 без воды поработал, видать, на двигателе головку немножко повело уже из-за температуры. И прокладку пробило. Пока ее менял, сырость какая-то попала, стал заводить - заискрило. Стал уходить, и снова пробивает прокладку.

Я бросил якорь, а в темноте-то уже не видел, куда. Я уже находился где-то между Кумбышем и Гольцом. Меня на глубину, на фарватер снесло. А якорный конец, видать, не зацепился ни за что. Вода уже на убыль пошла, а тут еще ледяные поля пошли. Из-за этого якорь не стал сдерживать. Да, тут двигатель подвел из-за того, что охлаждение не пошло.

А когда я все наладил, глаза поднял - передо мной это большое здание в Северодвинске горит, а еще видно и Мудьюга черную башню, и белая башня мигает. Ничего себе, думаю, это меня уже вынесло в море, за острова. Завел двигатель, он пошел, но вот эти ледяные поля - все! Катер-то лед колет - у него ведь корпус металлический - он разбивает лед, но у него силы-то не хватает идти: шесть сил всего.

Шапки-то две надел и, видать, не услышал, что опять вода не пошла. Когда вода не идет на охлаждение, двигатель стучит по-другому: жесткий стук такой идет. Не услышал вовремя, и у меня опять пробило прокладку на один цилиндр.

Навигатор показывает скорость 0,01, как будто на месте стою. Я на волну встаю, а у меня катер не движется вперед. Судя по навигатору, там уже глубина была 44 метра.

Я отогрелся - у меня газ в катере был. Чайничек вскипятил, перекусил. А катер лагом гонит в море. Надо было сразу смс-ку отправить, пока еще не далеко унесло. А я чаю попил спокойно. Островов уже не видно, даже огней никаких. Меня уже почти на 20 километров от островов утянуло. Но связь была. Успел сказать жене, что нахожусь между Кумбышем и Гольцом и что юго-восточным ветром меня уносит в море.

А так, что ночью? Собачка в кабине, естественно. Я еще раз прокладку и водогон наладил. Я думал, раз смс-ка прошла, значит, будут искать. В ночное время у меня бортовые огни горели, и в кабине свет горел. Видать, никто меня не видел, и я, в принципе, тоже никого не видел.

В старые времена в этом месте парусники тонули. Даже передача по телевизору была. Рассказывали, что шла встречная стоячая волна при северо-западном ветре и топила фрегаты. Там на дне пушки лежат чугунные - трехтонные, старинные. Может, это место такое не судоходное, его обходят все.

Я там и находился. А ледяные-то поля мне потом уже реже попадались, их только у островов много было. А там, в море, все чистая вода. Один раз только лед по корпусу прошуршал. А волна - да, была. Под утро десятого ветер еще усилился. Волна стала сильнее. К тому же, каждая восьмая, девятая еще круче идет же, с гребнем. Катер как в канаву падает.

- Как ваша собачка все это вынесла?

- Собачка - она такая... Она и сразу-то ничего не испугалась, она пошла же в вертолете чуть ли ни к пилотам. А в аэропорту Васьково вышла, пошла травку обнюхивать. Там сосенки растут…

- Укачивало ее?

- Да, ее качало. Не нравится ей в катере. В катере-то качка была. У меня-то и кофе был, и чай. А она из-за качки ни косточку свежую не поела, ни водички не попила. Поэтому, как на вертолет нас подняли, она сразу пить захотела. Она попила водички и сразу пошла к пилотам - посмотреть, что там, куда мы летим…

Так что она-то ничего. Это я вот простыл, наверное, из-за того, что гидрокостюм приоткрылся, когда я ее держал, и мне вода за шиворот попала… Спасатели же вообще сначала про собаку не знали. Жена не сообщила, что я с собакой.

- То есть, спасатели и не готовы были собаку забирать?

- Спасатель-то на меня принес костюм, а я в кабину-то ему показываю: «Я же с ребенком!». Он спрашивает: «Она у тебя плавать умеет?». Я говорю: «Она плавать-то умеет, но я ее в воду не сброшу, мне потом будет не поймать ее». Решили, что в этот мешок посадим от гидрокостюма. Документы и навигатор я в костюм положил, но больше туда уже ничего не вошло. В катере же, как в доме.

Жаль, ружье мое оставили. Ладно, патроны, пусть они в катере пропадают, а ружье брать надо. У меня ружье не маленькое - пятизарядка. В костюм не помещается. Но оно же в чехле, а у чехла есть лямочки. Я одел костюм, взял собаку, и за борт надо было прыгать.

Надо было на меня одеть ружье. Сейчас из-за этого штрафные санкции. 17 ноября комиссия была по ружью, теперь мне на год никаких документов на покупку оружия не дадут.

Если катер еще на плаву, его можно было бы и буксировать. Но я сильно сомневаюсь, что он на плаву - такая температура, и ветра все время... Идет обледенение корпуса, на борта лед налипает.

Тут-то уже катер серьезнее, чем тот, что в 2006 году был. Там корпус деревянный был. А в этом катере столько всего было сделано, корпус жалко - мне такой, наверное, уже не восстановить. Корпуса уже больше не варят такие. Мало того, что не изготавливают, самодельные корпуса уже ГИМС не будет регистрировать.

- То есть, собачка ваша стоически плавание выдержала?

- Ну да. Мы ж, когда в костюме, за борт-то выпрыгнули, спасатель меня оттаскивал. Я же сам не мог плыть, мне надо было на спине лежать и собаку держать. Он мне сказал: «Я тебя возьму за руку, оттащу к тросу вертолета, а ты держи собаку!». Я и держал ее на груди, и мордочку ей все время приподнимал, чтобы ей в уши вода не попала и чтоб она не хлебала воду. Ну а сам-то я немножко хлебанул, конечно, погрузился несколько раз. Неглубоко, просто ее придерживал.

- Вы с ней эти пять лет постоянно на охоту ходили?

- Да, да, да. Так она и взята была специально для охоты. Она по охоте себя правильно ведет и любую качку терпит. Постоянно же на катере. Мы на машине никуда не ездим. Мы только на острова ездим, там гораздо интереснее.

Луна все равно была бы со мной. Это тогда, в первый раз, у меня не было собачки. Тогда бы ей плохо пришлось. Надо было и веслами грести, и корпус там же без кабины был. И там, на острове что бы она кушала? В той избе был только сахар, заварка и пачка макарон.

- Вас могло еще дальше в море унести?

- И унесло бы, якорь-то я поднял, он все равно не держал. Уже в вертолете я спросил у спасателя, как далеко меня еще унесло? Он говорит: «На сорок километров от островов». Хочется поблагодарить спасателей, которые нас с собачкой вытащили. Если бы они не прилетели, мы бы, наверное, перевернулись...

- Вас оштрафовали за то, что после закрытия навигации вышли?

- Естественно, оштрафовали, на тысячу рублей.

- Как вас жена встретила?

- Жена? «Ну, - говорит, - опять отличился». Говорит: «В этот-то раз мы уже не надеялись… В тот раз еще была надежда, что ты где-то выгребешь на веслах, а в этот-то раз - был короткий звонок, смс-ка, а потом молчание на столько часов…». Я ведь, получается, два дня боролся, два дня и две ночи.

- Как она потом вас снова на охоту отпустит?

- Ну, не знаю, из-за собачки-то все равно буду ходить. Если приобрету транспорт. Ну, а как? Меня собака не поймет дома.

«Пришлось импровизировать»

С вертолета второго объединенного авиаотряда в воду на выручку Павлу Протасову и Луне прыгнул спасатель архангельской областной службы спасения Виктор Козельский.

- Навигация у нас официально была закрыта с 1 ноября, - напоминает сотрудник службы спасения.

- Вы не знали, что в катере с охотником была собака?

- Конечно, не знали. С эвакуацией собаки с судна мы в первый раз столкнулись. Пришлось импровизировать. На месте было принято решение поместить ее в сумку от гидрокостюма, который предназначался терпящему бедствие. Получилось довольно-таки удачно, хотя это была полная импровизация.

- Вы всегда в таких случаях на вертолетах вылетаете?

- Наша служба не располагает спасательными катерами, они все находятся собственно в МЧС. У нас в службе одно из основных направлений деятельности - спасение при помощи воздушных судов.

- У потерпевшего было с собой ружье, но оно осталось на катере. Его нельзя было с собой взять?

- Попытка взять с собой ружье у нас была, но это бы серьезно помешало проведению всей спасательной операции - снизило бы мобильность пострадавшего. Поэтому мы решили ружье оставить.

- Во время ваших операций вам часто приходится вот так вот прыгать в воду?

- Это был единичный случай. По-моему, за всю историю спасения с воздушных судов это второй случай. Обычно это делается при помощи спускового устройства - выполняется беспарашютное десантирование по спусковому канату. В этот раз по канату не было возможности взойти на судно, была большая волна и погодные условия. Кроме того, воздушные потоки при подходе к судну могли создать дополнительную угрозу перевертывания. Поэтому, забирать с самого судна не представлялось возможным.

- Вам, наверное, в вашей службе очень часто приходится спасать тех, кто что-то нарушил?

- На самом деле, да. Все внештатные ситуации, когда уже необходима помощь спасателей, чаще всего возникают в результате нарушения людьми каких-либо правил и запретов. Это касается и выхода на лед, и выхода в море после закрытия навигации. Чаще всего это связано с халатным отношением людей к законам и к правилам техники безопасности.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО. Фото arh112, Павла Кононова и из архива Павла Протасова.