25.01.2016 13:05

Архангельский фотограф: Арктическая тундра – это марсианские, лунные и прочие неземные пейзажи

арктические фото Николая Гернета
Николай Гернет о путешествиях в Арктику с точки зрения фотографа

В рубрике «Телеблог» программы «ПС-Информ» Николай Гернет рассказал о своих путешествиях в Арктику с точки зрения фотографа.

- Я часто провожу аналогии между путешествиями в Арктику и полетами на другие планеты. Ты садишься на судно, исчезает Архангельск, удаляются краны Экономии, в иллюминаторе только волны и пустота.

Ты начинаешь судорожно вспоминать – не забыл ли чего-нибудь. А список большой – десть штук батареек, десять штук флешек, два штатива, два фотоаппарата, переходники, шнуры и мелочь россыпью. Потом вещи – штаны, наколенники, перчатки, очки и прочая, прочая. Обычно, когда готовишься, исписываешь лист А4 мелким почерком, магазинов в Арктике нет, посылки туда не доставляют.

Потом начинаешь смотреть фильмы – первый день, второй, третий, от ноутбука тошнит, потом начинаешь читать книги, которые копил целый год, с книгами можно продержаться дня два. Теперь Арктика совсем рядом.

Уже видны плавники китов, проплывают моржи, появляются первые льдинки. На календаре – середина июля.

И вот на горизонте появляется она – Земля Франца-Иосифа. Величественные шапки ледников, вековые скалы, которые, кажется, не изменились со времен мамонта. Ты пялишься в бинокль, чтобы первым крикнуть: «Медведь!!!» И чуть свысока смотришь на тех, кто приехал первый раз и фотографирует каждый проплывающий айсберг. Но в глубине души ты хочешь сам стереть себе память и увидеть Арктику с чистого листа. Потому что пару лет ты так же смотрел с борта судна и все было в новинку.

Для фотографа в Арктике главное – поставить перед собой четкий план съемок, потому что можно растеряться, сюжетов слишком много. А терять голову от волшебных кадров нельзя, потому что ее можно потерять, к сожалению, в прямом смысле этого слова. Первый пункт памятки о безопасности начинается со слов: «Если белого медведя не видно, это совсем не значит, что его нет рядом». Нужны глаза на затылке, нужен напарник, который будет прикрывать спину, пока ты валяешься на животе в поиске интересных ракурсов.

Арктическая тундра – это марсианские, лунные и прочие неземные пейзажи. Ледяные просторы сочетаются с зыбучими песками, с яркими коврами мхов и лишайников. А острые скалы вырастают из берегов и уходят в море. Облака могут часами клубится на одном месте или вырастать круглыми линзами друг над другом. Туман, спускающийся по склонам гор, кажется живым и достоин лучших описаний, чем моих, в романах Стивена Кинга.

Каждый день хочется фотографировать, и каждый день ты ждешь лучший кадр в своей жизни. Пробегает песец, пролетает какая-то новая интересная птица, полярный мак припорошен снегом – это волшебно. С помощью объектива ты находишь какого-нибудь несчастного комара, который пытается выжить в этом климате, щелкаешь пару снежинок – это же самые арктические снежинки, они с Земли Франца-Иосифа.

Но все меняется, когда приходит медведь или медведица с выводком медвежат. Батарейки заряжены, карты памяти отформатированы, вперед! Тебе уже мерещатся победы на фотоконкурсах.

Три-четыре недели жизни на скрипучей кровати под храп товарищей пролетаю незаметно. Ты с грустью прячешь в сумку изрядно потяжелевший от файлов жесткий диск. Да, следующие девять-десять месяцев ты будешь копить деньги на новый объектив, на новый фотоаппарат, думать, как снять эти сюжеты еще интереснее и стараться не показывать, как дико ты скучаешь по Арктике. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.