21.06.2019 12:33

«Сорока-ворона кашу варила…»

Фото Дмитрия Калиновского

Почему нам всем так важны объятия? Какой способ коммуникации является самым древним? И почему детей до года надо обязательно носить на руках?

Разбираемся вместе с Екатериной Пятковой, методистом Архангельского центра помощи детям «Лучик».

«Меня любят. Я нужен»

Екатерина Пяткова– Есть такой «синдром госпитализма», который часто встречается у детей в сиротских учреждениях. Одна их причин его возникновения – отделение от матери, дефицит эмоциональных и сенсорных контактов, – говорит Екатерина Пяткова. – Ребёнка могут хорошо кормить, одевать, малыш живёт в чистоте. Но его редко берут на руки, редко обнимают. Для синдрома характерна вялость, апатичность, отставание в развитии.

Более остро «госпитализм» проявляется у малышей до трёх лет – в возрасте, когда прикосновения значимого взрослого нужны не только для правильного развития, но и для того, чтобы выжить. Потому что, благодаря тактильности, формируется привязанность. Малыш получает сигнал: «Меня любят. Я нужен». Что происходит, если этого сигнала нет?

Так называемый «синдром Ундины», или внезапной смерти, чаще характерен для младенцев, которые не имеют полноценного контакта со значимым взрослым. Лежит такой малыш-отказник, плачет, а у персонала больницы порой физически нет времени, что его успокоить. Подойдёт медсестра переодеть, даст бутылочку и он «брёвнышком» лежит дальше. Покричит, покричит, а обратной связи нет, доверия к миру нет. И малыш уходит…

Есть родители, которые уверены, что ребёнка с младенчества не надо приучать к рукам: «Криком ты ничего не добьёшься!» Но как ещё, кроме плача, младенцу сообщить миру о себе? Никто не сидит на родительских руках вечно. Но год, друзья мои, надо терпеть и наслаждаться – носить на руках, отдавать своё тепло, потому что так заложено в нас природой.

В середине прошлого века в США был проведён эксперимент. Исследователь Гарри Харлоу поместил новорождённых детёнышей обезьян в условия, где роль матери выполняли два манекена: первый – железная конструкция, на которой была закреплена бутылочка с едой, и второй – конструкция, обтянутая мягкой тканью. Большую часть времени детёныши предпочитали проводить с матерчатой «матерью», рядом с которой они могли хоть как‑то реализовать потребность в тактильном контакте. На железную «мать» они забирались, лишь когда испытывали голод. Но старались быстрее вернуться к «матери» матерчатой – потребность в тактильных ощущениях оказалась выше потребности в питании.

Впрочем, эксперимент на этом не закончился. Впоследствии выяснилось, что у детёнышей проявились серьёзные психические отклонения. Эти обезьяны не стремились к общению, не образовывали пар для создания потомства. То есть абсолютно не интересовались ни кем, так же, как никто не интересовался ими в раннем детстве. Потребность в комфорте, еде важны. Но манекен не мог любить, играть, обнимать.

Восемь объятий в день

Тактильные ощущения – самые древние средства коммуникации. И совсем не случайно, когда ребёнок рождается, его выкладывают на живот мамы. Это необходимо, чтобы минимизировать стресс рождения. Ведь дети даже в три-пять лет, ища защиты, инстинктивно продолжают прижиматься к материнской груди – девять месяцев они слышали стук маминого сердца.

Запах матери для ребёнка – запах его мира. Осязание, обоняние – самое первое, что надо развивать у детей первого года жизни. Именно тогда закладываются основы тактильности. Не зря в народе придуманы сказки-потешки, «ладушки», которые направлены на получение тактильных ощущений ребёнком: «Сорока-ворона кашу варила…»

Психолог Юлия Гиппенрейтер утверждает, что для хорошего самочувствия ребёнку требуется не меньше восьми объятий в день. Не знаю, откуда эта цифра взята, но объятия действительно необходимы детям для выживания. И не обязательно «удушающие» – дотронуться до плеча, погладить по голове, сделать массаж – любые тактильные проявления заботы, одобрения так или иначе являются показателем того, что «я о тебе думаю и люблю».

Вспомните кошку, которая тщательно вылизывает своих котят. На самом деле, она ведь не просто их умывает. То же касается и других животных. Сама природа подсказывает возможность выразить материнскую заботу – через тактильные ощущения.

В XX веке было проведёно исследование, в котором принимали участие группы детей от нуля до двух лет из европейских стран и северной Африки. Удалось получить интересные данные – дети, которые воспитывались в европейских семьях, несмотря на то что материальные условия жизни в Европе были намного выше, отставали в развитии больше африканских сверстников.

Африканские малыши начинали раньше говорить, ходить. Почему? Первый год своей жизни они находились рядом с матерью – возле её груди, на её спине. Потом, годам к трём, такое отставание исчезало. И Европа выходила вперёд. Но впоследствии именно это дало толчок для распространения бэби-слингов в Европе. Именно тогда в обществе начали говорить не только о пользе грудного молока, но и о пользе объятий.

Маленькие мазохисты

Психосоматику никто не отменял. Иногда бывает, что приходит мама на консультацию с малышом, а у него сильный диатез. Начинаешь разбираться, оказывается, что ребёнка редко берут на руки. Обычно родители удивляются, узнав о подобной взаимосвязи: «У нас в семье вообще не принято обниматься… Мы сами так росли. Не научил никто».

Но, на самом деле, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать в любом возрасте. Иногда матери жалуются: «Я хочу обнять ребёнка, но он отстраняется». И тоже надо разбираться, почему ребёнок так себя ведёт? Ведь, вполне возможно, что с воспитателем в садике он ведёт себя по‑другому. Есть такие «дети-хвостики», которые добирают ласку на стороне. Но есть и те, кто начинает контактировать кулаками.

Мама притрагивается, скорее, тычком, шлепком, одергиванием? Это тоже тактильные ощущения. Но вырабатывается не окситоцин – гормон счастья, а кортизон – гормон стресса. Таких кортизоновых детей, к сожалению, сейчас очень много. Они приходят в садик, школу и начинают провоцировать окружающих. Им важна реакция, хотят, чтобы их встряхнули… Маленькие «мазохисты» вырастают и привносят кортизоновую зависимость в собственные семьи. Поскольку мы ведём себя так, как нас «законтейнировал» наш значимый взрослый.

Красота спасёт мир?

Распространённый пример – мама гуляет с ребёнком, а навстречу бежит собака. В идеале, даже если собака не агрессивная, но малыш испугался, мама должна его защитить объятиями. Малыш ждёт именно этого. Но чаще слышит: «Не бойся! Расти мужиком!» Или же, что ещё хуже, мама начинает орать на хозяина собаки. Всё. Ребёнок законтейнировался в страхе – значимый взрослый его не защитил.

Ударился малыш и опять слышит: «Ничего страшного, не разводи нюни!» А потом в подростковом возрасте мама жалуется: «Он мне не доверяет…» Время упущено, но руки опускать не стоит. Можно и нужно попытаться вернуть доверие ребёнка. Хотя именно в подростковом возрасте родители часто перестают даже прикасаться к ребёнку. Просто обслуживают и отчитывают: «Я тебя кормлю, одежду покупаю…»

Но именно тактильность даёт нам ощущение заботы, безопасности и того, что меня принимают. Мы и сами порой, когда чувствуем тревогу, волнение, инстинктивно начинаем себя поглаживать, разминать руки, поправлять волосы. Словно посылаем себе сигналы: «Всё в порядке. Я – молодец». Сила прикосновений несёт мощнейший энергетический заряд. Есть выражение – красота спасёт мир, но мир, скорее, спасут объятия.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ