27.12.2019 13:58

Когда молчание не золото

Фото Павла Лосевского

Проблемы в речевом развитии ребёнка можно увидеть уже к первому году жизни

Многие родители, получая рекомендации пройти ПМПК, начинают паниковать. До сих пор существует стереотип, что на психолого-медико-педагогическую комиссию направляют лишь в самых «запущенных» случаях. Между тем, по словам специалистов, комплексное обследование ребёнка, проведённое вовремя, помогает избежать многих проблем в дальнейшем.

– Основная цель комиссии – выявление детей с особенностями в психическом и физическом развитии, их комплексное обследование и разработка рекомендаций для организации их дальнейшего обучения, – поясняет Екатерина Ущенко, руководитель ЦПМПК Архангельской области. – Наличие статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» также определяется комиссией.

Екатерина Ущенко– Заключение комиссии обязательно к исполнению?

– Для родителей оно носит рекомендательный характер – можно согласиться или не согласиться. Но если принести заключение в садик, школу, колледж – для образовательной организации оно является основанием для создания рекомендованных в заключении условий обучения.

– Например, если ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи.

– Если это детский сад, то такой малыш должен быть зачислен в логопедическую группу, где будет осуществляться комплексная работа по развитию и коррекции речи.

– А если мест в группе нет?

– Логопедических групп, действительно, не хватает даже в Архангельске, не говоря про область. По нормативным документам в такой группе должно быть не более 12 детей, но нуждающихся гораздо больше. Если возможности посещать речевую группу нет, ребёнок всё равно не должен оставаться без помощи специалистов. Организовать её – это обязанность образовательной организации.

– Если у ребёнка нарушения интеллектуальные, его обязаны принять в школу по месту жительства?

– Родители могут пойти с заключением ПМПК как в коррекционную школу, так и в обычную рядом с домом. Условия должны предоставляться в любом случае – обучение по адаптивной образовательной программе, помощь специалистов. Но надо учитывать и риски – если ребёнок будет обучаться в общеобразовательном классе, где 30 человек, учитель не сможет в полном объёме осуществить необходимую ему помощь в обучении.

– Наболевший вопрос – тьюторы. Такие специалисты «прописаны» в федеральном законе об образовании. А значит, школа тоже обязана предоставить тьютора ученику, если есть рекомендация ПМПК?

– Безусловно.

– В Архангельской области тьюторы существуют?

– Тьюторы и ассистенты появились в наших школах недавно. Во многом благодаря родительской общественности. Обучение педагогов по этому направлению осуществляется, например, в Архангельском областном институте открытого образования. Но потребность по‑прежнему до конца не закрыта.

Но надо также различать тьютора и ассистента. Тьютор – специалист с педагогическим образованием, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребёнка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. Тьютор помогает осваивать программу.

Ассистент – специалист без профильного образования. Его задача – оказание ребёнку технической помощи. Чаще это касается детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра. Но в образовательном процессе ассистент не принимает участие.

– Не сидит с ребёнком вместе за партой?

– Если, например, это ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата, то ассистент может оказывать ему техническую помощь при передвижении по школе, при использовании технических средств реабилитации, при соблюдении гигиенических процедур.

– Для семьи такое сопровождение бесплатно?

– Да, если это прописано в заключении ПМПК. Услуги тьютора и ассистента входят в список специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, который отражён в законе об образовании.

– Детей, нуждающихся в специальных условиях получения образования, становится всё больше. Растёт и количество детей с аутизмом. Есть какое‑то объяснение этому?

– Моё личное мнение, думаю, многие коллеги со мной согласятся, аутизм стал «модным» диагнозом. Чаще происходит гипердиагностика. За аутистическими проявлениями – стереотипиями, сложностями в установлении контакта – часто могут скрываться другие нарушения развития, например интеллектуальная недостаточность.

– Вы сказали, что для родителей заключение комиссии – рекомендации. То есть если мама не захочет, она может и не показывать никому заключение?

– Донести до семьи необходимость дальнейшего обучения ребёнка по адаптированной программе – большая проблема. Безусловно, кто‑то соглашается с решением комиссии, но кто‑то категорически против. В итоге, специализированной помощи ребёнок вовремя не получает.

Иногда родители до последнего отрицают проблему. Даже если малыш не говорит в пять лет, семья находит оправдание: «Ничего, у нас и папа в детстве заговорил попозже».

Но не развивается речь – страдает познавательная сфера. Речевое нарушение, которое вовремя не скорректировали, уходит в задержку психического развития, проблемы могут наслаиваться – тогда помочь будет уже гораздо сложнее.

– На что обратить внимание родителям, если ребёнок не торопится говорить?

– Определённые проблемы в речевом развитии можно увидеть уже к первому году жизни. Гулит ли малыш в два-четыре месяца, был ли у него около шести месяцев период лепета? Появились ли к году первые слова? Элементарные фразы «Мама, дай», «Хочу пить» появляются примерно к двум годам. А к трём  ребёнок должен говорить сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.

Если малыш не гулил, не лепетал, фразовой речи нет, – это повод пойти к врачу-неврологу. Если в три года ребёнок по‑прежнему предпочитает пользоваться отдельными словами, жестами – необходимо, чтобы специалист оценил уровень речевого развития ребёнка. Не всегда за молчанием скрывается только нарушение речевой деятельности. Это может быть лишь «занавеской» для других нарушений – интеллектуальной недостаточности, расстройств аутистического спектра.

– Родители и сами не всегда адекватно относятся к детям в плане их речевого развития. Для кого‑то слова «му-му» и «би-би» – это не слова.

– До полутора лет это вполне нормативная речь. Но кто‑то, действительно, хочет, чтобы малыш уже в этом возрасте правильно произносил «автомобиль».

Возможны варианты, когда с ребёнком неправильно общаются в семье. У него нет потребности в использовании речи. Пальчиком тыкает, и родители понимают его с полужеста. Зачем ему разговаривать?

Острая проблема – мамы и папы сегодня мало играют с детьми. Проще вручить гаджет, включить мультики, чем поиграть с ребёнком в сюжетную игру, где малыш проявит свои речевые навыки: покачал и покормил куколку, построил дорогу, загрузил машинку кубиками и так далее. Часто родители если и играют с детьми в игры, то в настольные.

Но собирать пазлы – не совсем подходящее занятие для детей раннего возраста. Малышам нужны подвижные игры. Книжки тоже надо читать подходящие по возрасту.

– То есть сказки Пушкина для двухлетки – это не его тема?

– Абсолютно не его. Эти сказки очень хорошие, но ребёнок в два года не понимает, о чём в них идёт речь. Надо выбирать произведения, понятные по содержанию, а книжки – с качественными картинками. И лучше, если читать их будут родители, бабушка с дедушкой, а не компьютер.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ