Когда молчание не золото

27 декабря 2019 13:58 Из газеты
Фото Павла Лосевского
Фото Павла Лосевского

Проблемы в речевом развитии ребёнка можно увидеть уже к первому году жизни

Многие родители, получая рекомендации пройти ПМПК, начинают паниковать. До сих пор существует стереотип, что на психолого-медико-педагогическую комиссию направляют лишь в самых «запущенных» случаях. Между тем, по словам специалистов, комплексное обследование ребёнка, проведённое вовремя, помогает избежать многих проблем в дальнейшем.

— Основная цель комиссии – выявление детей с особенностями в психическом и физическом развитии, их комплексное обследование и разработка рекомендаций для организации их дальнейшего обучения, – поясняет Екатерина Ущенко, руководитель ЦПМПК Архангельской области. – Наличие статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» также определяется комиссией.

Екатерина Ущенко– Заключение комиссии обязательно к исполнению?

— Для родителей оно носит рекомендательный характер – можно согласиться или не согласиться. Но если принести заключение в садик, школу, колледж – для образовательной организации оно является основанием для создания рекомендованных в заключении условий обучения.

– Например, если ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи.

— Если это детский сад, то такой малыш должен быть зачислен в логопедическую группу, где будет осуществляться комплексная работа по развитию и коррекции речи.

– А если мест в группе нет?

— Логопедических групп, действительно, не хватает даже в Архангельске, не говоря про область. По нормативным документам в такой группе должно быть не более 12 детей, но нуждающихся гораздо больше. Если возможности посещать речевую группу нет, ребёнок всё равно не должен оставаться без помощи специалистов. Организовать её – это обязанность образовательной организации.

– Если у ребёнка нарушения интеллектуальные, его обязаны принять в школу по месту жительства?

— Родители могут пойти с заключением ПМПК как в коррекционную школу, так и в обычную рядом с домом. Условия должны предоставляться в любом случае – обучение по адаптивной образовательной программе, помощь специалистов. Но надо учитывать и риски – если ребёнок будет обучаться в общеобразовательном классе, где 30 человек, учитель не сможет в полном объёме осуществить необходимую ему помощь в обучении.

– Наболевший вопрос – тьюторы. Такие специалисты «прописаны» в федеральном законе об образовании. А значит, школа тоже обязана предоставить тьютора ученику, если есть рекомендация ПМПК?

— Безусловно.

– В Архангельской области тьюторы существуют?

— Тьюторы и ассистенты появились в наших школах недавно. Во многом благодаря родительской общественности. Обучение педагогов по этому направлению осуществляется, например, в Архангельском областном институте открытого образования. Но потребность по‑прежнему до конца не закрыта.

Но надо также различать тьютора и ассистента. Тьютор – специалист с педагогическим образованием, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребёнка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. Тьютор помогает осваивать программу.

Ассистент – специалист без профильного образования. Его задача – оказание ребёнку технической помощи. Чаще это касается детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра. Но в образовательном процессе ассистент не принимает участие.

– Не сидит с ребёнком вместе за партой?

— Если, например, это ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата, то ассистент может оказывать ему техническую помощь при передвижении по школе, при использовании технических средств реабилитации, при соблюдении гигиенических процедур.

– Для семьи такое сопровождение бесплатно?

— Да, если это прописано в заключении ПМПК. Услуги тьютора и ассистента входят в список специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, который отражён в законе об образовании.

– Детей, нуждающихся в специальных условиях получения образования, становится всё больше. Растёт и количество детей с аутизмом. Есть какое‑то объяснение этому?

— Моё личное мнение, думаю, многие коллеги со мной согласятся, аутизм стал «модным» диагнозом. Чаще происходит гипердиагностика. За аутистическими проявлениями – стереотипиями, сложностями в установлении контакта – часто могут скрываться другие нарушения развития, например интеллектуальная недостаточность.

– Вы сказали, что для родителей заключение комиссии – рекомендации. То есть если мама не захочет, она может и не показывать никому заключение?

— Донести до семьи необходимость дальнейшего обучения ребёнка по адаптированной программе – большая проблема. Безусловно, кто‑то соглашается с решением комиссии, но кто‑то категорически против. В итоге, специализированной помощи ребёнок вовремя не получает.

Иногда родители до последнего отрицают проблему. Даже если малыш не говорит в пять лет, семья находит оправдание: «Ничего, у нас и папа в детстве заговорил попозже».

Но не развивается речь – страдает познавательная сфера. Речевое нарушение, которое вовремя не скорректировали, уходит в задержку психического развития, проблемы могут наслаиваться – тогда помочь будет уже гораздо сложнее.

– На что обратить внимание родителям, если ребёнок не торопится говорить?

— Определённые проблемы в речевом развитии можно увидеть уже к первому году жизни. Гулит ли малыш в два-четыре месяца, был ли у него около шести месяцев период лепета? Появились ли к году первые слова? Элементарные фразы «Мама, дай», «Хочу пить» появляются примерно к двум годам. А к трём  ребёнок должен говорить сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.

Если малыш не гулил, не лепетал, фразовой речи нет, – это повод пойти к врачу-неврологу. Если в три года ребёнок по‑прежнему предпочитает пользоваться отдельными словами, жестами – необходимо, чтобы специалист оценил уровень речевого развития ребёнка. Не всегда за молчанием скрывается только нарушение речевой деятельности. Это может быть лишь «занавеской» для других нарушений – интеллектуальной недостаточности, расстройств аутистического спектра.

– Родители и сами не всегда адекватно относятся к детям в плане их речевого развития. Для кого‑то слова «му-му» и «би-би» – это не слова.

— До полутора лет это вполне нормативная речь. Но кто‑то, действительно, хочет, чтобы малыш уже в этом возрасте правильно произносил «автомобиль».

Возможны варианты, когда с ребёнком неправильно общаются в семье. У него нет потребности в использовании речи. Пальчиком тыкает, и родители понимают его с полужеста. Зачем ему разговаривать?

Острая проблема – мамы и папы сегодня мало играют с детьми. Проще вручить гаджет, включить мультики, чем поиграть с ребёнком в сюжетную игру, где малыш проявит свои речевые навыки: покачал и покормил куколку, построил дорогу, загрузил машинку кубиками и так далее. Часто родители если и играют с детьми в игры, то в настольные.

Но собирать пазлы – не совсем подходящее занятие для детей раннего возраста. Малышам нужны подвижные игры. Книжки тоже надо читать подходящие по возрасту.

– То есть сказки Пушкина для двухлетки – это не его тема?

— Абсолютно не его. Эти сказки очень хорошие, но ребёнок в два года не понимает, о чём в них идёт речь. Надо выбирать произведения, понятные по содержанию, а книжки – с качественными картинками. И лучше, если читать их будут родители, бабушка с дедушкой, а не компьютер.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

Из жизни

31 марта

Госав­то­ин­спе­кции рекомен­дова­но не нака­зывать за нару­ше­ние сро­ков регист­ра­ции транс­пор­тных средств

31 марта

В Севе­род­винске наряд Росг­ва­рдии задер­жал подоз­рева­емо­го в покуше­нии на убийство

31 марта

Полиц­ес­ких, спас­ших в Виле­год­ском райо­не под­рос­тка, наг­ра­дят за смелость

31 марта

Нача­ло ледо­хода на Север­ной Двине ожи­да­ет­ся в пер­вых чис­лах апреля

27 марта

Дирек­тор номи­наль­ный, ответст­вен­ность – нет

26 марта

В Архан­гель­ской области ожи­да­ет­ся повыше­ние тем­пера­туры воз­духа до плюс 9°С

26 марта

Луч­шие фильмы, сери­алы и ниче­го лиш­него. «Рос­теле­ком» предс­та­вил новый тариф «Транс­фор­мер»

26 марта

«Люб­лю, когда сосна шумит»

26 марта

Рос­потр­еб­надз­ор: Домаш­ние живот­ные не могут быть пере­нос­чика­ми коро­нави­рус­ной инфекции

26 марта

Осуж­дённый напи­сал кар­тину для дедуш­ки из Крас­ноб­ор­ска

26 марта

Будем жить! Не онлайн…

23 марта

Повыше­ние тем­пера­туры неб­лаг­оп­ри­ят­но ска­жет­ся на рабо­те пеше­ход­ных пере­прав Архан­гель­ской области

20 марта

В Архан­гель­ской области ночью ожи­да­ет­ся – 18

19 марта

Осто­рож­но, суб­сиди­ар­ная ответст­вен­ность!

19 марта

Выставка «Дети рису­ют вой­ну» будет предс­та­влена в зале вылета аэро­пор­та Архан­гельск

Похожие материалы

27 марта Закон

Дирек­тор номи­наль­ный, ответст­вен­ность – нет

26 марта Из жизни

«Люб­лю, когда сосна шумит»

26 марта Из жизни

Будем жить! Не онлайн…

19 марта Из жизни

Осто­рож­но, суб­сиди­ар­ная ответст­вен­ность!

18 марта Из жизни

Школь­ники Архан­гель­ской области познако­мились с луч­шими волон­тёрски­ми прак­тика­ми

18 марта Из жизни

Попали в сказку

12 марта Из жизни

«Здесь не быва­ет сло­ман­ных носов»

21 февраля Из жизни

Как сов­рем­ен­ные муж­чины ищут любовь в боль­шом городе

20 февраля Из жизни

Послед­ний кос­тюм Фёдо­ра Абрамо­ва дос­тался его пле­мян­нику Владимиру

7 февраля Из жизни

Чтобы не била нер­вная дрожь при слове «школа»

7 февраля Из жизни

За вас заплати­ли!

5 февраля Из жизни

Как построить бетон­ный коло­дец свои­ми руками

31 января Из жизни

Поздра­вля­ем победи­те­лей кон­курса «Прав­ды Севе­ра» и издатель­ства «Юни­лайн»!